РБК Компании
Главная MakBush 13 мая 2024

Как запустить производство по обжарке кофе и выйти на оборот в миллиард

История MakBush: от перепродаж кофе из маленького кабинета в офисе до производства по обжарке масштабом 3800 кв. м. и поставок по всей России и странам СНГ
Как запустить производство по обжарке кофе и выйти на оборот в миллиард
Задача

Запустить производство по обжарке кофе, которое будет прибыльным, не экономя на качестве продукта.

Причина

20 лет назад в Сыктывкаре никто не обжаривал кофе. Больше того — в магазинах было сложно найти вкусное зерно, а заказывать кофе из-за границы только для себя было невыгодно и неудобно.

«Но что не сделаешь, чтобы супруга могла начинать утро с чашки любимого напитка?», — подумал Игорь Бушковский и решил открыть в холодном северном городе первое кофейное производство!

Что у него получилось и как спустя 20 лет компания MakBush вышла на оборот в миллиард, стала федеральным поставщиком «‎Додо Пиццы», прошла сертификацию ХАССП и FSSC, получила контракт на производство капсул Nespresso и провела ребрендинг — рассказываем в статье. 

Все началось с любви

В начале 2000-х жена Игоря Бушковского Наталья побывала в Абхазии и осталась под впечатлением от вкуса свежесваренного кофе. Он сильно отличался от всего, что тогда можно было найти на полках магазинов родного Сыктывкара. Но заказывать кофе из-за границы только для себя было невыгодно и неудобно.

Тогда Игорь решил, что сможет позаботиться не только о супруге, но и о жителях города: закупил и начал продавать обжаренный кофе всех доступных сортов. Так в 2004 году родилась компания «Кофе Плюс».

Это был маленький кабинет в офисе: два шкафа, стол и стул. Но это никак не мешало развитию бизнеса, а наоборот, лишь подталкивало стремиться к большему. Уже в 2005 году компания перешла на более рентабельный формат — продажу не только самого кофе, но и кофейного оборудования с последующим обслуживанием.

А в 2011 стала монополистом по продажам кофе и чая в Сыктывкаре и запустила собственное производство по обжарке кофе.

Одно решение, которое изменило все

Первые партии кофе на маленьком ростере обжаривал сам Игорь. Но нехватка сотрудников была не главной проблемой. Куда острее стоял другой вопрос: цены не зеленое зерно в России росли, нужен был иной путь, иначе о прибыльности не могли идти и речи. 

«Я наблюдал за биржей и увидел, что зеленое зерно очень сильно подорожало», — Игорь Бушковский, основатель MakBush.

Тогда было принято смелое решение — компания «Кофе Плюс» вышла на связь напрямую с поставщиками зерна из Перу. Этот шаг изменил все. С тех пор компания только росла: увеличивались объемы закупок, на производстве появлялось все более технологичное оборудование.

Как запустить производство по обжарке кофе и выйти на оборот в миллиард

Объединяя технологии и заботу

В 2013 году производство переехало на территорию бывшей кондитерской фабрики. Новое пространство позволило увеличить штат и закупить оборудование. Уже к 2016 году вышли на рекорд — 1 200 кг кофе в сутки или около 25 тонн кофе в месяц!

Новые масштабы привели к новым вызовам. Легко следить за качеством каждого зернышка, когда объем не превышает 3000 кг в месяц, но при росте производства потребовалась автоматизация.

Тогда Игорь Бушковский вместе с сотрудниками разработал программное обеспечение по обжарке кофе, которое полностью автоматизировало процесс обжарки и позволяло максимально исключить влияние человеческого фактора. Допустить ошибку в технологии производства стало практически невозможно. 

Как запустить производство по обжарке кофе и выйти на оборот в миллиард

Партнерства как точки роста

В начале 2010-х в Сыктывкаре появилась еще одна компания, стремительно набирающая обороты — «‎Додо Пицца». Горячий кофе стал одним из значимых предложений для клиентов, поэтому важно было обеспечить его качество по всей сети. 

Почти сразу после запуска первой пиццерии, в 2011 году компания «Кофе Плюс» подписала контракт на поставку зерна в Додо, но быстро потеряла его. Сеть пиццерий развивалась стремительно и нуждалась в бренде федерального уровня. Это был настоящий вызов для Игоря Бушковского и команды.

«Я готовился и выжидал момента. И он наступил: я встретился с Ильей Зомба, руководителем отдела логистики в Додо Пицце. Он поверил в нас и порекомендовал договариваться с регионами самостоятельно. После моих многочисленных перелетов у MakBush появились партнеры в Самаре, Казани, Тольятти, Москве, Санкт-Петербурге и Тюмени. 

Сотрудничество было обоюдным — партнеры в любой момент могли позвонить нам и задать вопросы о продукте. А мы шли навстречу и стали не просто поставщиком кофе, а сервисным партнером», — Игорь Бушковский, основатель MakBush.

И спустя 7 лет, уже в 2018, договор вновь был подписан! Теперь в ресторанах сети от Калининграда да Южно-Сахалинска заваривали зерна бренда MakBush, а на маркетплейсах даже появилась пачка Додо-кофе, созданная под CTM на производстве в Сыктывкаре.

Как запустить производство по обжарке кофе и выйти на оборот в миллиард

Строгие стандарты качества

Чтобы сохранять партнерства с компаниями федерального уровня и выходить за пределы России, нужно было отвечать международным стандартам.

Для этого в 2019 году Игорь приобрел собственное производственное помещение с площадью более чем 1000 кв.м. Там получилось обустроить зоны для работы с зеленым и обжаренным зерном, поставить крупные современные ростеры Giesen W30A | W60A, фотосепараторы Сапсан и Sovda и кофемолку Colombini TA 250-400.

А также создать склад, где появилась возможность поддерживать температуру и уровень влажности с помощью промышленных тепловых пушек и увлажнителей. 

Как запустить производство по обжарке кофе и выйти на оборот в миллиард

Все это помогло внедрить ISO 22000 и технологию 3-ступенчатой очистки зерна для соответствия требованиям ХАССП. А позже пройти международную сертификацию FSSC 22000. 

«На аудит мы потратили около 7 млн. рублей. Когда один из именитых обжарщиков спросил меня, зачем такие траты, я ответил, что так снизил количество своих конкурентов от 800 до 10», — Игорь Бушковский, основатель MakBush.

От опта к рознице

Ключевыми клиентами MakBush долгое время оставались крупные оптовые компании из России и СНГ, но для роста бизнеса необходимо было расширять аудиторию.

И в 2021 году пачки кофе MakBush появились на маркетплейсах уже не как Додо-кофе, а в качестве самостоятельно бренда с несколькими позициями.

«У нас не было цели делать большой ассортимент кофе — это сильно сказывается на качестве. Когда позиций 40, их нужно подготовить в определенном объеме. Зерна будут скупать не сразу из-за большого ассортимента, а значит, они будут терять свой вкус и выдыхаться», — Игорь Бушковский, основатель MakBush.

Первые выручки с OZON не превышали 50 000 рублей в месяц, потому к работе над направлением подключился отдел маркетинга, и уже в ноябре 2022 года сумма выросла до 2,7 млн в месяц!

Аудитория, знающая про MakBush, росла, а вместе с этим увеличивалось и количество запросов: в первую очередь на расширение ассортимента. 

«Чтобы расширить ассортимент MakBush, мы заключили контракт на поставку новых станков от Nespresso. С их помощью мы сможем делать капсулы для кофемашин. И появился еще один важный документ — контракт на поставку станков для производства дрип-пакетов», — Игорь Бушковский, основатель MakBush.

В планах появилась и новая амбициозная цель — выйти на полки магазинов X5 Retail Group. Но перед этим предстояло решить один важный вопрос.

Из Коми с любовью: ребрендинг

Кофе MakBush, обжаренный в Сыктывкаре, всегда был из Коми с любовью, но покупатели по всей России не ощущали этого. Ведь ни упаковка, ни соцсети, ни сайт бренда не передавали то, чем вдохновлялся Игорь Бушковский — силу и красоту северного края.

Потому перед тем, как заявлять о себе на еще более широкую аудиторию, предстояло провести ребрендинг. Он затянулся больше, чем на год, но стоил всех вложенных усилий.

Как запустить производство по обжарке кофе и выйти на оборот в миллиард

Новая упаковка сочетала в себе яркий брендбук Республики Коми с орнаментами и уникальную флору и фауну. Лаконичность ‎и разнообразие, историческую, почти первобытную природу, и модернизированное производство. Простоту и невероятную глубину — то, что и делало MakBush собой.

«Сразу видно — проделано колоссальное количество работы, вложено огромное количество сил и времени. Это рождение нового бренда», — Игорь Бушковский, основатель MakBush.

Это только начало

За годы выросли выручки, команда, амбиции, но одно осталось неизменным: любовь к своему делу, сотрудникам, покупателям, стране и родной республике — а главное, к кофе. Ведь развиваться без любви к тому, что делаешь, невозможно. 

«Наша миссия — создавать кофе, который позволит вам чувствовать радость и удовлетворение от выбора каждый день», — Игорь Бушковский, основатель MakBush.

Результат

В 2024 году компания MakBush отметила 20-летие и впервые вышла на оборот в миллиард рублей за год. Бизнес окупает себя, размер производства вырос до 3 800 кв.м., а число крупных оптовых клиентов превысило 100. Каждый маленький шаг из прошлого принес результат: узнаваемый и проверенный бренд с качественным продуктом получил новые возможности — контракт на строительство завода, выход на рынок Китая, место на полках сети гипермаркетов «‎Лента».

Последнее изменение: 21 мая 2024

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Страхование критического импортаСтали первым в России предприятием, получившим господдержку по страхованию критического импорта
Сертификат «Халяль»Получили сертификат соответствия принципам «Халяль»
Сертификат FSSC 22000MakBush официально соответствует всем требования международного стандарта FSSC

Профиль

Дата регистрации02.02.2004
Уставной капитал30 000,00 ₽
Юридический адрес респ. Коми, г.о. Сыктывкар, ул. Лесопарковая, д. 21/3
ОГРН 1041100402640
ИНН / КПП 1101040001 110101001

Контакты

Адрес 167000, Россия, г. Сыктывкар, ул. Лесопарковая, д. 21/3
Телефон +78004442670

Социальные сети