РБК Компании

Утилизационный сбор: ждать ли дополнительных расходов

С 1 августа в России начнут действовать изменения в постановлении Правительства РФ об утилизационном сборе при покупке автомобиля, привезенного из-за границы
Утилизационный сбор: ждать ли дополнительных расходов
Николай Долматов
Николай Долматов
Генеральный директор

Генеральный директор компании «Автоскидка»

Подробнее про эксперта

С 1 августа 2023 года в России начнут действовать изменения в постановлении Правительства РФ об утилизационном сборе, который необходимо заплатить при покупке автомобиля, привезенного из-за границы. Согласно постановлению от 7 июля 2023 года, россиянам в зависимости от объема двигателя приобретаемой машины придется платить повышенный утильсбор. Разница в цене будет в 1,7 – 3,7 раза выше на легковые автомобили.

Утилизационный сбор — единоразовый платеж, который совершает покупатель авто за утилизацию транспорта в будущем. Утильсбор ввели в России в сентябре 2012 года, размер оплаты определяется исходя из базовой ставки (в зависимости от типа машины) умноженной на коэффициент, определяющийся по виду транспорта с разными массой, возрастом и объемом двигателя.

В этом году индексацию вводят, чтобы развивать отечественный автопром, об этом заявил Минпромторг. Таким образом, правительство рассчитывает, что российские Lada и Москвич не просто не подорожают, но и их сервисное обслуживание будет обходиться значительно дешевле зарубежных авто.

Кроме того, половину от поступивших средств направят на государственную поддержку отечественного автопрома, наращивание объемов производства и развитие собственной базы авто, в том числе на программу льготных автокредитов. Ниже мы расскажем о том, каких целей этим решением хочет добиться Минпромторг и как видят ситуацию эксперты «АвтоСкидки».

Что и для кого изменится?

Повышение утилизационного сбора затронет как новые легковые, легкие коммерческие, грузовые авто и автобусы, так и б/у транспорт, которые ввозят в страну из-за границы для перепродажи. Так перекупщики будут находиться в равных условиях с официальными поставщиками, по замыслу властей. 

При этом в целом индексация коснется не каждого. Если физлицо привезет в Россию авто с объемом двигателя до трех литров для личного пользования, для него сохранится прежняя ставка по льготному тарифу – 3400 рублей за новые автомобили до трех лет и 5200 рублей за авто старше трех лет. Иначе говоря, при самостоятельной покупке машины для себя для автовладельца ничего не меняется. 

Однако оплачивать полную ставку нужно будет при ввозе дорогих импортных автомобилей с объемом двигателя более трех литров. Это уже будет касаться как юрлиц, так и физлиц. 

Также полную ставку утилизационного сбора, как и у юрлиц, придется заплатить, если автомобиль перепродали. А также при ввозе более одной машины в год, начиная со второй.

То есть, если раньше, автомобили могли привезти из-за границы, подготовить их к продаже и тут же продать, то теперь продать такой автомобиль без финансовых потерь можно только через год. Иначе придется заплатить утилизационный сбор в несколько сотен тысяч рублей. 

На сколько будет повышение?

Процент повышения будет зависеть от объема двигателя. На легковые коммерческие авто предусмотрена индексация в 2,5 – 3,4 раза, а на грузовые — в 1,7 раза. На автобусы утилизационный сбор вырастет в среднем в 2,2 – 4,8 раза, на электробусы — в 8,7 раза.

По повышенным ставкам с 1 августа юридические лица будут платить вместо 178 400 рублей 300 000 рублей за машину с объемом двигателя до двух литров. Самое большое повышение — в 2 раза — будет для авто с объемом три литра и выше. Вместо прежних 445 тысяч рублей утилизационный сбор составит 970 000 рублей.

Наглядно новые ставки можно увидеть в нашей таблице: 

Объем ДВСдо 3 лет От 3 до 5 лет
1-2 литра360 000 рублей528 800 рублей
2-3 литра844 800 рублей1 279 000 рублей
3-3,5 литра970 000 рублей1 485 000 рублей
Более 3,5 литров1 235 000 рублей1 623 000 рублей

Мы прогнозируем, что такими темпами авторынок в России довольно быстро станет «серым». Чтобы не платить большие сборы, машины начнут оформлять на себя и передаривать. Договоры дарения позволят экономить перекупщикам при продаже. Расчеты будут производить наличными средствами. Или же машину будут оформлять через посредников-физлиц в Казахстане, Белоруссии, Киргизии и может быть задействована схема привоза автомобилей через Абхазию. Также, если вспомнить и проанализировать опыт прошлых лет, а раньше, как мы все помним, вводились различные пошлины, сборы и ограничения, то почти во всех случаях это приводило к одному – повышению цены на российский автопром. Обычно после введения таких ограничений через 1-2 месяца объявляется, что заводу ВАЗ, Москвич и т.д. «придется» проиндексировать цену по той или иной причине.

Почему все это происходит?

Экономисты, прорабатывающие вопрос сборов и пошлин, очевидно смотрят на вопрос узко. У них есть задача помочь увеличить спрос на отечественные автомобили, мотивировать иностранных производителей открывать производства в России. Для этого вводится стандартное решение — налоги, пошлины, ограничения. При этом совершенно упускается из вида понятие «рынок», выдавливая или ограничивая на нем ряд игроков, повышая какие-либо ставки, вводя дополнительные сборы. Все это ложится на плечи конечного покупателя, у которого не так много средств на сегодняшний день. Также это сужение количества игроков на рынке, а чем их меньше, тем им проще между собой конкурировать. Решить поставленные правительством задачи можно было бы при возобновлении программ утилизации и льготного кредитования. Также можно было бы снизить налоговую нагрузку на тех производителей, чьи заводы работают на территории РФ, при гарантии того, что они снизят цены. Собственно, при понижении цен автолюбители начали бы активно покупать новые автомобили, что снизило бы средний возраст авто по стране.

В нынешних реалиях игроки на рынке и сам рынок будет подстраиваться под новые условия. И те, кто сможет быстро влиться в изменения, смогут сохранить свой заработок или даже повысить его. Как вариант, из перекупщиков перепрофилироваться в консультанты, оказывая информационные услуги для покупателя при приобретении авто от выбора и до получения авто.

Возможно, это новый вектор развития российского авторынка. В Европе и Азии автомобили чаще всего продаются на аукционах и покупают их физические лица для себя. Причем часто в режиме «онлайн». В России этому мешают бюрократические сложности: оплаты различных пошлин, сложность перевода средств за рубеж и так далее. Тут бы и пригодились такие консультанты. 

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.11.2018
Уставной капитал10 100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПОСЕЛЕНИЕ "МОСРЕНТГЕН" КМ КИЕВСКОЕ Ш 21-Й 3 СТРОЕНИЕ 1 ПОМЕЩ. CXXX, ЭТАЖ 6
ОГРН 1187746952513
ИНН / КПП 7751151574 775101001
Среднесписочная численность8 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, пос. Мосрентген, Киевское шоссе, 21-й километр, д. 3 с. 2, оф. 6.2
Телефон +78002222563