РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная One Touch 18 декабря 2024

От 5 звезд до отсутствия заказов — один шаг: все об отзывах онлайн

Почему отзывы порой имеют решающее значение, и как сделать так, чтобы у товара было много положительных оценок, рассказывает Анатолий Емельянов
От 5 звезд до отсутствия заказов — один шаг: все об отзывах онлайн
Источник изображения: Личный архив компании
Анатолий Емельянов
Анатолий Емельянов
Основатель и генеральный директор digital-агентства ONE TOUCH

CEO с 20-летним опытом диджитализации российских и зарубежных компаний, член Экспертного совета ИРИ, комиссии РАЭК по социальным медиа и веб-разработке

Подробнее про эксперта

Сейчас продавцу необходимо не просто обеспечить объем продаж, но и сделать так, чтобы покупатель был доволен. Даже 1 негативная оценка может значительно подпортить репутацию и снизить продажи в перспективе. Делюсь собственным опытом: как побудить покупателей оставлять позитивные отзывы и работать с обратной связью еще на этапе продаж, а также почему 5 звезд — это плохо.

Маркетплейсам скоро конец


Конечно, нет, достаточно посмотреть только на один показатель: общий объем рынка розничной торговли, согласно данным Data Insight, в 2023 году составил 7,7 трлн. руб., а рост по сравнению с 2022 годом — 48%. Всего за 2023 год покупатели оформили 5,1 млрд. заказов. 

Но чем больше продавцов, тем сложнее сформировать лояльную аудиторию. И немало для этого делают именно отзывы. Ведь это самый простой способ повысить свой рейтинг как на площадке, так и в глазах покупателей. 

Большинство пользователей сначала смотрит даже не на карточку товара, а на оценки: и здесь я исхожу и из статистики, и из собственного пользовательского опыта.

Почему отзывы важны: дело не только в рейтинге

От 5 звезд до отсутствия заказов — один шаг: все об отзывах онлайн

Первичная выгода положительных отзывов — рейтинг. Он влияет на ранжирование товара в общей ленте и вероятность последующего выбора и покупки. Простыми словами: чем больше отзывов и чем они лучше, тем выше вы будете в поисковой выдаче маркетплейса. Многие, набрав в поиске интересующееся название, не листают дальше десятой строчки и выбирают то, что повыше.

Еще один фактор — фильтры рейтинга, которые могут использовать (и используют) покупатели. Исследование Uberall показало, что 70% клиентов применяет такое ранжирование. А большинство из этих людей на этапе поиска выбирают товары со средней оценкой от 4 звезд.

По статистике маркетплейсов в отзывы заходят 90% пользователей. У покупателя после прочтения отзывов формируется общее впечатление о селлере: 

  • в каком виде он посылает товар;
  • соответствует ли вещь описанию;
  • какова она в использовании;
  • как продавец реагирует на негатив.

У селлеров в связи с этим появляется три основных задачи: получить как можно больше положительных оценок, обработать негатив и привлечь новых клиентов. Бонусом — возможность улучшить собственный товар, ознакомившись с отзывами. 

Даже казавшиеся незначительными нюансы: особенности упаковки или наличие аксессуара могут повлиять на выбор. Не зря многие селлеры проводят А/B-тестирование, запуская на площадку пару похожих товаров. В них может различаться только описание: а результаты продаж уже будут разными.

Качество или количество

От 5 звезд до отсутствия заказов — один шаг: все об отзывах онлайн

Здесь стоит оперировать только официальными данными: все, о чем говорят сами селлеры или пишут в интернете, — зачастую гадание на кофейной гуще.

Позиции с низким рейтингом показывать не выгодно — в этом случае количество не поможет. При этом по статистике, если у товара хороший рейтинг, 100 отзывов под карточкой помогают повысить конверсию в покупку в 2 раза. Во многом потому, что из оценок покупатели узнают больше о товаре и составляют собственное впечатление. Не всегда необходимая информация есть в карточке, и далеко не каждый будет листать или задавать вопросы в соответствующем блоке.

5 звезд — повод избежать покупки

От 5 звезд до отсутствия заказов — один шаг: все об отзывах онлайн

Казалось бы, отличный рейтинг должен означать высокую конверсию. Статистика говорит об обратном: «идеальных» никто не любит. Для людей это «красный флаг»: многие думают, что отзывы накручены продавцом и не имеют отношения к реальности.

Некоторые стараются сделать рейтинг 4,8-4,9 — специально, чтобы картина отзывов была более «живой». В свою очередь, негативные отзывы также можно использовать для продвижения. Грамотный ответ покажет, что селлер идет навстречу и не остается в стороне.

Что делать с негативными отзывами, начиная с создания карточки товара

Если у вас уже был опыт продаж на маркетплейсах, вам проще выделить ключевые особенности товара, влияющие на выбор. Примеров может быть множество:

  1. Девушка выбирает брюки и не понимает, на какой сезон они рассчитаны. 
  2. Парень — рассматривает клавиатуры для компьютера, хочет получить возможность заменить клавиши, выбрав другой цвет или русскую раскладку, и интересуется, существуют ли к ней кейкапы (сменные клавиши). 
  3. Семья — интересуется покупкой просторного дивана с местом для хранения и съемными чехлами, но в карточках — только общее фото и описание дивана.

Хорошо, если необходимая информация будет в отзывах, и покупатель ее найдет. В большинстве случаев краткое описание без уточнения ключевых характеристик приводит к негативным оценкам. 

В интернете часто появляются смешные истории о том, как покупатели пишут негативные отзывы, не додумавшись, как правильно использовать товар: не снимая пленку с рабочей поверхности или устанавливая гаджет не той стороной — и такое бывает. 

Тогда многие продавцы добавляют информацию об особенностях товара в самом начале карточки заглавными буквами: и то, некоторые не доходят до этого описания. И конечно же, селлеры отвечают на каждый отзыв, расписывая, как же все-таки правильно использовать товар.

На самом деле важна работа со всеми комментариями, не только отрицательными. Данные Brightlocal показывают, что компании, которые отвечают на 1/4 отзывов, получают на 35% больше продаж, чем те, которые этого не делают вообще.

Приведу еще один пример: вы продаете одежду из натуральных тканей. В отзывах: «мне кажется, что синтетика, но я забрала товар», «на хлопок не похоже» и т.д. Покупатель, желающий приобрести вещь из натуральной ткани, пройдет мимо. Тогда как ваш грамотный ответ на отзывы: с сертификатами на продукцию и обоснованием описания в карточке, может изменить решение потенциального клиента.

Если вы все-таки получили негативный отзыв, попробуйте разобраться в чем дело и обязательно ответить. Объективная ли это информация, происки конкурентов или у клиента — плохое настроение: такое тоже бывает. Некоторые покупатели принимают решение на основе отрицательных отзывов — и не оставляют без внимания ответы продавцов. 

Как работать с негативными отзывами:

  1. В первую очередь думайте о других покупателях, которые увидят ваш ответ позже, не пишите на эмоциях.
  2. Покажите свою готовность решить вопрос — заменить товар или исправить ситуацию.
  3. Если на оценку повлияли объективные характеристики товара — вежливо укажите на то, что эта информация была указана в карточке.
  4. Подходите к ответу креативно и постарайтесь избежать шаблонов. Сейчас есть боты, работающие с отзывами, в том числе на основе искусственного интеллекта, но ничто не способно заменить ответ живого человека.
  5. Проверяйте грамматику и орфографию — казалось бы, банальный совет, но многие этим пренебрегают.
  6. Используйте информацию, чтобы улучшить товар — во многих случаях такие доработки помогают повысить продажи в несколько раз. Как минимум, если несколько покупателей жалуются на одну и ту же характеристику, не указанную в карточке, стоит дополнить ее описание.

Некоторые советуют начинать с благодарности за обратную связь и писать название товара, отвечая на отзыв: но на самом деле не существует универсального шаблона и приветствуется умеренная креативность.

Если отзыв необъективен, у селлера есть возможность на него пожаловаться. Площадка проверит его и заблокирует. Надо понимать, что это работает не всегда, так как заявки обрабатывают операторы, а правила маркетплейса не всегда можно трактовать однозначно.

Ответы на вопросы — это тоже важно

Нужно отвечать на все вопросы о товаре, даже если они дублируют информацию из карточки. Далеко не все люди внимательны, зато вы получите бонус в виде лояльности покупателей. Причем не все будут спрашивать самостоятельно, но в готовые ответы — посмотрят. Поэтому многие селлеры призывают родственников и друзей задать дополнительные вопросы в карточке: за это пока не предусмотрены штрафные санкции.

Не маркетплейсом единым

От 5 звезд до отсутствия заказов — один шаг: все об отзывах онлайн

Часть покупателей анализирует не только страницу товара и продавца, но и упоминание в поисковиках, картах, социальных сетях. Если ваш товар обсуждают в интернете, о нем есть информация, даже с нейтральной оценкой, — потенциальный клиент получит позитивный отклик, это запомнится.

Как получить больше отзывов от клиентов: встроенные механики и уловки

Многие покупатели готовы оставлять отзывы за вознаграждение в системе маркетплейса: за баллы или бонусы, которые можно использовать для оплаты следующей покупки. Эти программы есть у:

  1. Ozon. Так называемые «Отзывы за баллы». Товар получает специальную метку, а вознаграждение за отзыв оплачивает продавец.
  2. Яндекс Маркет. Также имеет встроенные «Отзывы за баллы», за каждый из которых должен заплатить селлер. Продавец настраивает кампанию, выбирая, сколько и каких отзывов ему требуется. 
  3. МегаМаркет. «Бонусные рубли за отзыв» — работают по похожей схеме.

Главный плюс этих программ — легальность. Есть и нюансы: баллы платят за любой отзыв, даже если он отрицательный. Поэтому если вы не уверены в качестве товара, лучше использовать другие инструменты.

Кстати, класть к товару флаеры с просьбой оставить отзыв за вознаграждение, как и оставлять контакты, запрещено: за это маркетплейсы накладывают штрафы. Единственное исключение — листовка с благодарностью, где вы просите оставить оценку.

Мы с клиентами используем разные механики для получения положительных отзывов, но никогда не забываем о базовых правилах и учитываем особенности площадок. Даже небольшое нарушение может привести к блокировке карточки или даже самого селлера: такие случаи бывали. Желаю вам никогда с этим не сталкиваться и удачи в продажах!

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации05.03.2008
Уставной капитал20 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, наб. Пресненская, д. 12, помещ. 59п
ОГРН 1087746318923
ИНН / КПП 7722641655 770301001

Контакты

Адрес 123112, Россия, г. Москва, Пресненская наб., д. 12
Телефон +74956477530

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия