Что ждет ритуальную инфраструктуру в ближайшее время
В 2024 году количество запросов на кремацию и традиционные похороны впервые сравнялось. Однако крематориев в России не хватает. Разбираемся в причинахГлава крупнейшего в России ритуального холдинга. Руководитель Профсоюза работников социальной сферы и услуг.
Олег Валерьевич, мы видим, что жители Иркутска, Кирова, Тулы и Хабаровска создали петиции против строительства крематориев в их регионах, активно выступают против строительства нового кладбища жители Ивановской области. Как вы считаете, с чем это связано?
Проблема не новая — всегда, когда происходят слушания по поводу строительства любого объекта ритуальной инфраструктуры, в большинстве своем люди категорически против. Против расширения кладбища, против кладбища в новом месте, против строительства крематория, против строительства похоронного дома… Что в очередной раз подчеркивает, что ритуальная тематика в стране табуирована. Но, к сожалению, приходит время, когда умирают родственники, и люди сталкиваются с проблемой: в землю не похоронить, потому что кладбища нет, кремировать не могут, потому что крематория нет, достойно проститься тоже нет возможности, потому что нет похоронного дома. Вот здесь и возникает диссонанс, становится очевиден кризис инфраструктуры. Когда с одной стороны мы ничего не хотим, с другой стороны — чем же вы потом будете пользоваться? А вы точно будете, потому что бессмертных мы пока еще не видели. К сожалению.
Вероятно, на первый план все активнее выступает проблема экологии?
Если брать опыт других государств, мы видим, что там часто крематории расположены в жилых кварталах. У нас сегодня даже по проектам санитарно-защитной зоны крематорий может быть в радиусе от 500 метров до 1 километра от объектов жилой застройки, объектов медицины, объектов, связанных с переработкой продуктов питания. Экологические нормы печей и фильтров на сегодняшний день позволяют так же, как в других государствах, строить нам внутри жилого квартала, чуть ли не стенка в стенку с жилым домом. К сожалению, никто не разъясняет, что это безопасно, что это нужно, что завтра негде будет хоронить.
Насколько критичен сегодня дефицит крематориев в регионах?
Мы проанализировали внутреннюю статистику нашей группы компании и поняли, что в 2024 году доля запросов на кремацию впервые сравнялась с долей запросов на традиционное погребение. Если в январе 2023 года доля запросов на кремацию составляла 40% от всех обращений в компанию, то к декабрю выросла до 50%, а по состоянию на март 2024 достигла 52%. Поэтому я считаю, что в любом городе, где проживает более 200 тысяч человек, должен быть крематорий. Услуга должна быть доступна хотя бы в радиусе 50 километров. То, что сегодня гражданин не может воспользоваться этой услугой, которая абсолютно законна и экологична, это неправильно. Сегодня менее 40 крематориев в России. Давайте посчитаем, сколько у нас городов…
Это и привело к процессу, который сейчас принято называть кремационной миграцией?
Надо понимать, что мы понимаем под кремационной миграцией — это увезли, кремировали в другом городе, урну привезли обратно и передали родным. Да, такая тенденция есть, но она от безысходности.
Это часто практикуется?
Все больше и больше, да.
Крематориев недостаточно, в этом мы разобрались. Чего еще, на ваш взгляд, не хватает ритуальной инфраструктуре?
Похоронных домов, домов прощания — их единицы. Большинство прощаний происходит в залах выдачи в моргах. Это медицинская инфраструктура, которая должна заниматься своей основной деятельностью, в частности — устанавливать причину смерти и на основании этого выдавать справку. Всем остальным должны заниматься профессиональные работники ритуальной отрасли. К слову, крематории сегодня могут включать в себя и залы прощания, но их, как мы уже сказали, также не хватает.
Почему так происходит?
Частный бизнес наталкивается на негатив, несогласие обывателей, так что ему где-то даже проще продолжать выдавать тела через медицинское учреждение. Плюс вложения — минимум несколько миллионов рублей в регионах, а в Москве, Санкт-Петербурге — несколько десятков миллионов рублей. Нет поддержки с точки зрения создания ритуальной инфраструктуры. Сложно такой объект и в современном правовом поле построить. Это нетривиальная задача, когда ритуальщику проще махнуть рукой и работать по старым принципам.
Насколько перспективна, на ваш взгляд, история создания частных кладбищ?
В законе кладбища бывают только государственные и муниципальные.
А в других странах?
За границей частные кладбища есть, да.
В нашей стране потребность в них существует?
Есть земли, принадлежащие частным компаниям или физическим лицам, которые хотели бы использовать их под кладбища. Но нет закона, позволяющего их создавать. Периодически, когда обсуждается федеральный закон, всплывает: давайте разрешим частные кладбища. В этом ничего плохого. Просто создайте правильное регулирование и правильный контроль. Любой частный бизнес стремится за качеством. Если один человек построит частное кладбище — это монопольная история. Если это разрешено будет в рамках закона, возникнет конкуренция, которая ведет к снижению цены и улучшению качества. Сейчас семейно-родовые захоронения — это для очень хорошо обеспеченных людей, среднестатистический гражданин такое себе позволить не сможет. Если появится, например, в Подмосковье хорошее частное кладбище и начнет конкурировать с муниципальными, ситуация изменится.
Как вы видите перспективу развития отрасли на ближайшие 5 лет?
Это вопрос государственного масштаба, мне сложно прогнозировать. Строят же сейчас частные родильные дома, частные клиники — значит, это бизнесу выгодно. А если частные ритуальные залы и крематории не возникают — давайте делать выводы… Необходимы условия, чтобы бизнес шел и строил.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты