Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Tablogix 10 декабря 2025

Авторынок в тисках санкций: почему автозапчасти стали «узким горлышком»

Эпидемия контрафакта автозапчастей и тысячи новых SKU из Китая. Как перестроить поставки запчастей, чтобы удержаться на after-sales рынке
Авторынок в тисках санкций: почему автозапчасти стали «узким горлышком»
Источник изображения: Известия iz.ru
Екатерина Трофимова
Екатерина Трофимова
Директор департамента поддержки и обслуживания клиентов

В роли начальника склада в Ногинске (2012-2018 г.г.) сформировала на складе культуру бережливого производства на основе принципов лин менеджемента. Спикер конференций и автор статей

Подробнее про эксперта

Российский рынок автомобилей переживает период высокой турбулентности. Последствия санкций, новый механизм утилизационных сборов и сложная структура параллельного импорта трансформируют отрасль. В то время как продажи новых авто стагнируют, нагрузка на сегмент послепродажного обслуживания (After-Sales) растет лавинообразно. Разбираемся, как изменились правила игры и почему привычные логистические цепочки требуют пересмотра.

Стагнация и эффект утильсбора

Стагнация автомобильного рынка и утильсбор приводят к смене потребительского поведения. Ключевой фактор текущего периода — резкий рост стоимости новых автомобилей. Индексация утилизационного сбора сделала импорт машин (особенно с объемом двигателя выше 2 литров) экономически сложным. Это запустило цепную реакцию:

  • Дефицит доступных авто. Сегмент «свежих» машин с пробегом (3–5 лет), который ранее подпитывался из-за рубежа, сократился.
  • Падение доступности. Для массового сегмента частое обновление автомобиля становится непозволительной роскошью.

Рынок переходит от модели «потребления новинок» к модели «сохранения имеющегося». Автовладельцы вынуждены дольше эксплуатировать текущие машины. Стареющий парк требует более частого и сложного ремонта, что кратно увеличивает спрос на запасные части.

Параллельный импорт: хаос или новая нормальность

Рынок параллельного импорта, взлетевший с 2022 года, стал кровеносной системой отрасли, но его стабильность остается под вопросом. Существенная часть игроков, попытавшихся наладить схемы поставок «на коленке», ушла с рынка. Выжили только те, кто смог выстроить надежные маршруты.

Однако даже для них логистические риски остаются высокими. В отличие от официальных поставок прошлого, текущий импорт не всегда гарантирует ритмичность. Сроки доставки увеличены, риски задержек на границах высоки. Для дистрибьютора запчастей это создает ситуацию неопределенности: товар может прийти завтра, а может задержаться.

«Эпидемия» контрафакта: почему «белая» логистика становится гарантом качества

Обратная сторона либерализации импорта и бурного роста маркетплейсов — увеличение доли фальсификата. По данным аналитиков, объем поддельных автозапчастей за последние три года вырос на 37,5%, а в зоне особого риска оказались расходные материалы, детали подвески и масла.

Для официальных дистрибьюторов и автопроизводителей это создает новый вызов: кризис доверия. В условиях, когда значительная часть нелегального товара реализуется онлайн, мало просто привезти оригинальную деталь — нужно доказать, что она оригинальная. Здесь на первый план выходит роль логистического оператора как гаранта «чистоты» канала поставок. Профессиональная складская инфраструктура становится фильтром, отсекающим контрафакт:

  • Работа с маркировкой («Честный знак»). Это комплексный  IT-процесс, а не просто наклейка этикеток. Это ключевой элемент построения доверия и конкурентного преимущества в новых условиях. требующий от 3PL-оператора  в том числе умения агрегировать коды на уровне коробов и паллет. Корректная прослеживаемость каждой единицы товара от границы до отгрузки дилеру становится единственным надежным подтверждением подлинности.
  • Изоляция стока. На складе класса «А» товары клиента физически и системно (WMS) изолированы. Это исключает риск «подмеса», характерный для неспециализированных складов, где оригинальные запчасти могут храниться рядом с репликами от «серых» селлеров.
  • Документальная прозрачность. Для B2B-клиентов (дилерских сетей, СТО) наличие полного пакета сопроводительной документации и ГТД, которые автоматически формирует WMS-система, является главным аргументом безопасности сделки.

Ротация брендов: специфика обработки китайского ассортимента

Уход европейских производителей и массовый приход китайских брендов изменили состав товарного запаса. Несмотря на то, что базовые складские операции остались прежними, структура ассортимента и требования к учету претерпели изменения.

Вызов  №1: взрывной рост номенклатуры (SKU)

Раньше дилерский склад формировался под стабильный модельный ряд европейских или корейских брендов, который обновлялся раз в несколько лет. Китайские автопроизводители работают иначе: они не только выводят на рынок десятки новых марок, но и агрессивно расширяют модельный ряд внутри каждого бренда.

Модификации автомобилей меняются очень быстро, что приводит к дроблению ассортимента запчастей. Вместо крупных партий однотипных деталей на склады поступают тысячи уникальных позиций «мелкоштучки» — от специфического крепежа до электроники, подходящей только к одной версии модели.

Стандартное паллетное хранение становится неэффективным — хранить мелкие детали на паллетоместах слишком дорого. Оптимальным решением становится использование мезонинных конструкций (многоэтажное полочное хранение) и адресной системы учета. Это позволяет компактно разместить десятки тысяч артикулов на ограниченной площади.

Вызов  №2: цена ошибки и SLA*

В условиях, когда входящие поставки могут быть нестабильны, дилерам критически важно быстро получить деталь, которая уже есть в РФ. Если 3PL-оператор задерживает отбор заказа или допускает пересорт (что легко сделать при обилии похожих деталей разных моделей), автомобиль «зависает» в сервисе.

Минимизация человеческого фактора через полную цифровизацию. Использование промышленных WMS-систем (Warehouse Management System) позволяет довести точность отбора до 99,9%, а интеграция с ERP клиента дает прозрачность остатков в реальном времени.

Проблема №3: прозрачность «последней мили»

Учитывая сложность с импортом, дистрибьютор должен компенсировать неопределенность идеальной работой внутренней доставки. Дилер, ожидающий запчасть для ремонта, должен четко понимать, где находится груз.

Ключевым требованием становится не просто наличие транспорта, а информационная прозрачность. Внедрение TMS-систем (Transport Management System) позволяет клиенту отслеживать статусы рейсов и доставку заказов онлайн. Это дает дилеру возможность планировать загрузку сервисных постов, опираясь на точные данные о прибытии запчастей, а не гадать, когда приедет машина.

Прогноз: к чему готовиться

На текущий момент предпосылок для снижения утильсбора или смягчения рыночных условий нет.

  • Цены продолжат рост как на автомобили, так и на обслуживание.
  • Параллельный импорт закрепится. Он останется важным механизмом снабжения.
  • Логистика станет конкурентным преимуществом. В битве за клиента выиграет тот дистрибьютор, который сможет обеспечить дилеру наличие нужной детали «здесь и сейчас», нивелируя хаос во внешних поставках.

Для участников рынка After-Sales это сигнал: время простых решений прошло. Для удержания позиций необходима профессиональная инфраструктура, способная эффективно обрабатывать сложный, быстро меняющийся ассортимент и обеспечивать высокую точность поставок.

*SLA (от англ. Service Level Agreement) — соглашение об уровне обслуживания.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
143080, Россия, Московская обл., Одинцовский го, д.п. Лесной городок, ул. Энергетиков, д. 8, корп. 3, пом. 1, А/Я № 33
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия