Как SML создала систему управления карьерным транспортом для нового ГОКа
SML совместно с «В2-Групп» модернизировали систему диспетчеризации карьерного транспорта — платформа стала гибкой, отказоустойчивой и независимой от зарубежных
Задача
Для эффективного управления на этапе эксплуатации требовалась глубокая переработка архитектуры действующей системы диспетчеризации карьерного транспорта для внедрения ее на новом горно-обогатительном предприятии.
Заказчик остановил выбор на решении от системного интегратора «В2-Групп», которое необходимо было адаптировать под задачи нового предприятия. К реализации этих задач подключилась команда SoftMediaLab (SML).
Причина
Система, которая использовалась ранее на других площадках, была построена на монолитной архитектуре и зависела от технологий, оказавшихся под санкционными ограничениями. В рамках программы импортозамещения требовалось полностью обновить ее технологическую базу и архитектуру, обеспечив:
- независимость от зарубежных решений
- устойчивость и масштабируемость системы
- высокую производительность при больших объемах телеметрии.
Заказчик
Крупный горно-обогатительный комбинат, строящийся на одном из российских месторождений, готовится к запуску в 2026 году. Предприятие будет заниматься добычей и переработкой руды для производства металлов платиновой группы, меди и никеля и войдет в число крупнейших в стране.
Повысить эффективность производства — такую задачу сегодня ставят перед собой почти все промышленные предприятия, и горная отрасль не исключение. Цифровизация помогает устранить простои и лишние пробеги, продлить срок службы оборудования, сократить расход топлива и снизить издержки.
Решение
Команда SoftMediaLab не просто модернизировала, а полностью переработала ядро системы управления карьерным транспортом, устранив технологические ограничения и подготовив платформу к дальнейшему развитию.
Система спроектирована и реализована в соответствии с принципами микросервисной архитектуры на базе отечественной платформы ИНКА 4.0.
Пользовательский интерфейс создан с использованием лоукод-платформы, входящей в состав ИНКА 4.0, а сбор и обработка телеметрии реализованы отдельными микросервисами на .NET, взаимодействующими через шину Apache Kafka.
Работа над проектом включала несколько ключевых этапов:
- Сбор и анализ требований совместно с архитектором заказчика. Наши системные аналитики детально проработали бизнес- и архитектурные требования.
- Проектирование и документация. Подготовлены описания модулей, схемы взаимодействия и прототипы интерфейсов.
- Разработка бэкенда на .NET с использованием Kafka как шины данных для обработки телеметрии.
- Создание фронтенда на лоукод-платформе с разработкой кастомных модулей на Angular, включая компоненты для визуализации различных картографических подложек и объектов на карте.
- Тестирование и релиз. Команда QA проверила стабильность и производительность решения.
Помимо реализации требований, были предложены улучшения в юзабилити, чтобы система стала не только функциональной, но и удобной для ежедневной работы диспетчеров.
Команда проекта
В проекте одновременно участвовали 10+ специалистов:
- Архитектор
- Тимлид аналитики
- Системный аналитик
- Тимлид и два backend-разработчика (.NET)
- Тимлид low-code фронтенда и два frontend-инженера
- Тимлид и кастом-разработчик на Angular
- QA-инженер
- Проектный менеджер
Применялась многоуровневая система тимлидов — по каждому направлению (аналитика, бэк, фронт, кастом). Такой подход позволил держать высокий темп разработки без потери качества и сократил число итераций правок.
Какие задачи решает система
Обновленная система управляет карьерным транспортом в реальном времени. Она получает данные с контроллеров, установленных на самосвалах, обрабатывает телеметрию (положение, вес, топливо, простои и др.) и отображает состояние техники на интерактивной карте в реальном времени.
В карьерах нередки случаи, когда теряется связь. На этот случай предусмотрели локальное сохранение данных и их передачу на сервер после восстановления соединения.
Для контроля стабильности соединения с техникой мы предусмотрели журнал диагностики, который показывает задержки передачи данных и сигнализирует о превышении допустимых порогов.
Система поддерживает работу с разными типами контроллеров — для каждого транспортного средства можно настроить собственную конфигурацию и калибровку датчиков.
В работе системы было важно учесть специфику работы спецтранспорта. Машины имеют свойство ломаться, поэтому система прогнозирует износ узлов, предотвращает аварии и снижает затраты на обслуживание.
Также при разработке системы было важно предусмотреть для пользователей возможности:
- отслеживать технику на карте и просматривать историю перемещений
- получать оперативную статистику в реальном времени
- формировать и анализировать рейсы, простои и сменные задания
- отслеживать графики топлива, скорости и веса
- формировать путевые листы и отчеты по итогам смен
Решение продемонстрировало устойчивую работу в промышленных условиях и подтвердило потенциал отечественных технологий в сфере автоматизации горно-транспортных комплексов.
Отдельное внимание уделено точности и глубине анализа данных. Если зарубежные приборы фиксировали только угол наклона по трем осям, новая система дополнительно определяет ускорение — это дает возможность, например, оценивать качество дорожного полотна в карьере.
Технологии
- .NET — серверная часть
- Apache Kafka — шина данных
- Angular — кастомные модули, включая компоненты для визуализации различных картографических подложек и объектов на карте
- Платформа ИНКА 4.0 — технологическая основа системы
- Лоукод платформа — пользовательский интерфейс
- Микросервисная архитектура — для сбора телеметрии и обработки данных
- Разработаны собственные алгоритмы обработки геометрических данных
«Технологии управления производственными процессами являются одними из приоритетных Центра цифровых технологий Сколково. Проект создания и развития системы функционального планирования транспортной логистики очень важен для экосистемы Сколково, т. к. демонстрирует потенциал отечественных технологий и инноваций для промышленности в условиях санкций и ограничений импорта», — отметил Александр Фетисов, заместитель главного управляющего директора, директор центра развития цифровых технологий Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).
Заказчик получил:
- отказоустойчивую микросервисную архитектуру;
- гибкую систему, готовую к масштабированию;
- независимость от зарубежных технологий;
- сокращение времени внедрения благодаря лоукод-подходу.
Внедрение обновленной платформы позволило повысить производительность, сократить простои и снизить эксплуатационные издержки.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики


