Эксперты обозначили 3 нетипичные тенденции в офисном строительстве
Застройщики продолжают экспериментировать с форматами и предлагать нетипичные для рынка вариантыЕлизавета Ильюхина начала свою карьеру в группе West Wind в 2014 в качестве управляющего бизнес-центром Crosswall и за 8 лет работы прошла путь до директора коммерческого департамента West Wind Group. В компании в составе группы отвечает за выбор новых объектов для редевелопмента с учетом потребностей рынка, принимает участие в разработке концепции и утверждения дизайн-проектов, а также ее подразделение успешно реализует готовые объекты.
Несмотря на востребованность качественных офисов среди инвесторов и арендаторов, застройщики продолжают «играть» с форматами и предлагать нетипичные для рынка варианты, которые увеличивают спрос. Какие именно — рассказала Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента девелоперской компании West Wind Group.
Особняк в особняке
Для офисного рынка Москвы за последние год-полтора стал привычным редевелопмент дореволюционных зданий и перепрофилирование их в современные бизнес-центры, в архитектуре которых сохраняется атмосфера историзма. Теперь в рамках этого формата набирает популярность новый. Инвесторы стремятся владеть не просто офисом, а большой частью такого бизнес-центра — с отдельным входом, собственным ресепшен и другой инфраструктурой. Девелоперы по возможности идут навстречу пожеланиям покупателей и там, где могут, создают обособленные офисные пространства в рамках одного здания.
Неожиданные локации
Столичные девелоперы начинают заявлять качественные проекты в районах, нетипичных для БЦ высокого класса и расположенных далеко от центра. Например, Новая Москва, Бутырский район или Щукино. Пока это единичные инициативы, но они будут звучать все чаще в связи с реализацией программы по созданию и развитию мест приложения труда, которая действует за пределами ТТК. Застройщики идут туда, чтобы получить льготу по смене вида разрешенного использования участка. Проблем со спросом в большинстве проектов возникнуть не должно. Бизнес активно развивается по всей Москве, включая удаленные уголки, поэтому свободные площади могут заполнить жители близлежащих районов. Особенно это относится к локациям с высокими темпами жилищного строительства.
Уменьшение нарезки в БЦ класса А
Площади помещений тоже меняются вслед за спросом. Нарезка становится небольшой во всех классах, включая премиальный и элитный. Наиболее ярко эта тенденция проявилась, когда ушли западные корпорации, и в структуре покупателей и арендаторов стало больше российского малого и среднего бизнеса. Среди его представителей востребованы лоты до 300 м2 — они сравнительно недорогие и самые ликвидные с точки зрения быстрой перепродажи или сдачи в аренду.
В результате в новых БЦ класса А все больше предложений по 80 м2, 100 м2, 150 м2 и т.д. Еще сравнительно недавно для бизнес-центров такого уровня была стандартной нарезка от 1000 м2, под одного резидента могли предусмотреть целый этаж.
Последние две тенденции, скорее всего, станут массовыми, т.к. затрагивают объекты нового строительства. Что касается «особняков в особняке», технически это реализуемо не в каждом проекте редевелопмента, т.к. в большинстве объектов важно бережно отнестись к архитектуре и конструктивным элементам. Поэтому такое предложение — штучное на московском рынке.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты