Создаем фронтенд для российского электромобиля
Рассказываем о сотрудничестве с российским стартапов АТОМ, который разрабатывает собственный электромобиль с нуляЗадача:
Российский стартап АТОМ создает электромобиль с нуля. Разработчики хотят переосмыслить концепцию автомобиля, сделать его не средством передвижения, а гаджетом, таким же привычным как смартфон, умные часы или элементы умного дома.
Причина:
Чтобы стать частью цифровой экосистемы будущему электромобилю нужно иметь серьезную техническую и программную начинку, которая поможет пользователям получить максимум от нового устройства.
Мы уже работали с продуктовой лабораторией АТОМа над несколькими гипотезами и UX-исследованиями, были погружены в контекст. Поэтому команду Evrone пригласили для разработки центрального элемента Human Machine Interface — рулевой панели. С ее помощью пользователи будут не только управлять компонентами автомобиля, но и взаимодействовать с цифровыми сервисами.
Задача — в сжатые сроки подготовить интерфейс водителя для прототипа
Продуктовая лаборатория АТОМа уже имела на руках результаты исследований, которые пора было примерять на реальное «железо», а департаменту маркетинга нужен был инструмент продвижения, с помощью которого можно было бы постоянно привлекать внимание к бренду и продукту. Так появилась идея создания шоукара.
Первая версия будущего автомобиля — прототип, функциональный образец, который должен появляться на мероприятиях, демонстрировать потенциальные возможности и функции. Кроме этого на нем можно провести эксперименты, проверить взаимодействие компонентов, начиная понятными электроприводами сидений и заканчивая инновационным Automotive Secure Gateway от Kaspersky для обеспечения кибербезопасности.
Для первой презентации АТОМ выбрал статусную площадку в Москве для демонстрации партнерам и СМИ. Переносов и накладок быть не могло, поэтому собрать софтверную и железную части автомобиля нужно было к жесткому дедлайну — началу мая 2023 года.
Решение — ПО панели для управления автомобилем с нуля за 3,5 месяца
Команда Evrone занялась разработкой ПО для рулевой панели, с помощью которой водитель управляет остальными компонентами системы, регулирует разные настройки: от простого климат-контроля до управления дверями и механическими устройствами.
Какие команды работали над автомобилем?
Производство физического корпуса и технической платформы было вынесено в отдельный проект и шло параллельно, а по софтверной части было сформировано несколько команд. Часть из них отвечала за инженерию, в частности, работу всяческих подсветок, контролеров дверей, ручек и так далее. Другая часть команд, команда Kaspersky например, отвечала за модуль безопасности. Мы же работали вместе со специалистами, которые создавали бэкенд для компонентов электромобиля.
После того, как были сформированы команды, начался этап формализации требований к шоукару, к которому привлекли аналитиков Evrone, а команда дизайнеров АТОМ с учетом всех вводных в сжатые сроки нарисовала и спроектировала пользовательский интерфейс и отдала в разработку.
Дальше наша команда разделила задачи на спринты и запланировала релизы для контроля качества. Авто-производство, даже в версии прототипа — это сложный инженерный процесс, который включает в себя взаимодействие более 10 команд и проверку специальной командой тестирования, которая эти релизы и проверяет.
Классическое тестирование это проверка заявленных функций и чаще всего только для ПО. А команда контроля качества проверяет и цифровые и физические части, их соответствие спецификации: от небольших программ для управления до элементов проводки внутри автомобиля.
Экспериментируем с ОС
В работе над прототипом нужно было проверить техническую гипотезу и выяснить, какую операционную систему использовать в серийном производстве. У команды АТОМа было много разных вариантов, от создания собственного решения до linux-подобной операционной системы.
На этапе разработки прототипа у команд была возможность проверить разные технические гипотезы, а результатом этой работы стало создание собственной ОС и программной платформы Atomverse.
За счет использования собственного решения удалось избавиться от проблем с лицензированием и сертификацией зарубежных сервисов. В рамках экосистемы также будет работать магазин приложений, в котором сторонние разработчики смогут размещать свои сервисы.
Первый релиз уже в середине второго спринта
По нашему опыту, самые растянутые и сложные для обсуждения этапы — это анализ и формализация требований, а также тестирование промежуточных сборок. Чтобы ускорить их, мы организовывали буткэмпы — приезжали в офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Набережных Челнах и на месте решали сложные вопросы, проводили совместные брейнштормы или буквально садились рядом и работали. Это позволило устранить классические ошибки взаимодействия и долгое согласование между разными отделами.
Мы использовали классическую гибкую методологию для планирования разработки, но в качестве основной метрики выбрали выпуск релиза. И уже в середине второго спринта подготовили для контроля качества первый.
Это удалось благодаря тому, что продуктовая команда АТОМа в сжатые сроки подготовила UX/UI. Также удалось выстроить общение между командами так, что все очень быстро реагировали на изменения. Такие ситуации вскрывались только при реальном взаимодействии между цифровой системой и физическими компонентами, именно поэтому так важно было выпускать релизы быстро и для всех частей электромобиля сразу.
Например, инженерной команде пришлось скорректировать работу контроллеров регулировки спинки кресел. Если бы там был классический интерфейс в виде ручки снизу или физической кнопки, проблем бы не возникло. Но мы переносим эти функции на большой сенсорный экран, который больше похож на смартфон или планшет, а значит возникают конфликты между привычными методами. По классике обработка тапа по экрану происходит с задержкой, а наш пользователь ожидал бы мгновенного отклика.
Важные функции работают в реальном времени
Автомобиль — сложный и опасный механизм, и некоторые ключевые функции работают в режиме реального времени.
Обычные приложения работают с задержкой. Онлайн-кинотеатр, например, берет паузу на буферизацию перед тем, как включить кино, а приложение банка может попросить вас подождать, прежде чем покажет детальную выписку по счету. В автомобиле же некоторые вещи должны происходить мгновенно — нажал кнопку и тут же получил результат.
Если представить реальную ситуацию на дороге, любая задержка, не вовремя включенный поворотник например, может привести к аварии. ОС — не realtime система, но нужно было добиться мгновенного отклика, поэтому мы отдельно внесли несколько изменений на уровне ОС и улучшили производительность.
Результат
11 мая 2023 года команда АТОМ провела первую презентацию шоукара для СМИ. После он отправился в турне по форумам и мероприятиям и стал одним из самых обсуждаемых проектов последних лет. После объявления предзаказов компания АТОМ получила более 36 тысяч заявок на приобретение электромобиля.
После презентации мы провели работу над ошибками и продолжаем сотрудничество. После серии ретроспектив поняли, как лучше выстраивать работу между командами, а также какие аспекты целевой архитектуры требуется пересмотреть, а какие работали хорошо.
Сейчас вместе с командой АТОМ мы работаем над этапом, который в автомобилестроении называется «Sample A». Если привести аналогию с производством смартфонов, то это этап, когда все выглядит как разобранный конструктор из компонентов, соединенных между собой проводами. Так финализируют выбор компонентов и взаимодействие разных частей между собой.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети