РБК Компании

Как своя топливная инфраструктура позволяет каршерингу экономить

Более 5000 литров бензина потребляется в каршеринге за пиковые часы. Рассказываем, как сервис выстроил топливную инфраструктуру, и как она помогает экономить
Как своя топливная инфраструктура позволяет каршерингу экономить
Олег Данилов
Олег Данилов
Генеральный директор Proil

Генеральный директор Proil, топливного подразделения Ситидрайва. Запускал проекты в разных сферах: в доставке еды, телекоме, логистике, экспедиции грузов, нефтепродуктах

Подробнее про эксперта

Более 5000 литров бензина потребляется в автомобилях каршеринг-сервиса Ситидрайв за пиковые часы. При этом почти все топливо доставляется в них с помощью собственной топливной инфраструктуры — уникальной разработки сервиса. Генеральный директор команды PROIL Олег Данилов рассказывает, как работает подразделение каршеринга и как оно помогает бизнесу расти.

Топливная инфраструктура

Топливная инфраструктура — это не просто заправка по расписанию, а целая машинерия сложносочиненных механик с отслеживанием уровня топлива, собственным антифродом и технологическими особенностями.

Подразделение выполняет три основных задачи:

  1. планирование и контроль бюджета,
  2. оптимизация эффективной цены за литр топлива в баке,
  3. обеспечение заправленности автопарков во всех городах присутствия сервиса — Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

Первая задача глобальна и в общих чертах проста — прогнозировать цены, объемы топлива, которые надо закупить, выбирать каналы поставок. Две остальные стоит разобрать подробнее, ведь именно от эффективности их выполнения зависит бюджетная кампания.

Как закрывается главная операционная задача 

Мониторинг заправленности отслеживается не по итогу дня за истекшие сутки, а в режиме реального времени. Некоторые службы работают «24 на 7», чтобы весь парк был готов к аренде. Целевой показатель — среднесуточная заправленность не менее 70%, то есть в среднем каждая машина должна иметь уровень топлива 70% или выше.

Отдельно мониторится процентиль топлива в «сухих» автомобилях (менее 10% бака). То есть важна не только совокупная заправленность парка «в среднем по больнице», но и сколько в нем «сухих»  машин и потому временно снятых с линии автомобилей, сколько автомобилей, заправленных меньше 20%, меньше 30% и так далее.

Мониторинг заправки уникального автомобиля в течение суток очень важен. Например, если мы видим, что в каком-то районе Москвы появляется много незаправленных автомобилей, это значит, что направленных туда ресурсов сейчас не хватает для обслуживания базирующегося в том месте парка.

В заправке ежедневно заняты топливозаправщики, осуществляющие целевые заправки с помощью специально оборудованных автомобилей, перегонщики, которые заправляют автомобили на партнерских АЗС, и техники, выезжающие на полностью «высохшие» автомобили.

Сотрудники получают заказы на заправку в мобильном приложении — система учитывает уровень топлива в автомобиле, его расположение, доступность и автоматически выставляет задачи на долив топлива, когда это необходимо и возможно. Через приложение техники также предоставляют фото- и видеоотчет по заправке.

Карта приложения зонирована на отдельные участки, в которых работают те или иные водители. Внутри этих зон видны наши бензовозы, стандартные заявки на заправку и «сухие» авто.

Всего в распоряжении топливной команды четыре основных инструмента для обеспечения заправленности парка в каждом городе:

1. КАЗС — это контейнерная автоматическая заправочная станция. Она состоит из двух-трех емкостей, каждая по 10 тыс. литров топлива, и колонки, которая контролирует весь процесс налива. Сейчас у компании больше больше 10 таких устройств.

2.  Автомобили-заправщики, которые забирают топливо с КАЗС или партнерских АЗС и развозят по заявкам в приложении — таких в парке около 50 штук.

3. «Сопутствующая заправка». Перегонщики ежедневно переправляют автомобили в зоны растущего спроса или на плановые работы — мойку, шиномонтаж, ремонт или техосмотр. Когда происходит такое перемещение, если в бак помещается 10 литров и больше, перегонщик по пути заезжает на заправку и доливает топливо до полного бака. Сотрудники сопутствующих заправок работают и днем, и ночью.

4. «Целевая заправка». Специальная команда ездит от одного к другому автомобилю, где остается меньше 10% топлива, и заправляет их. Перегонщик берет один автомобиль, едет на заправку, заправляет его, едет к следующему «сухому» автомобилю, пересаживается, заправляет. Это всегда срочные заправки, которые работают только днем.

Кроме того, если клиент сталкивается с «сухим» или почти «сухим» автомобилем, он может заправить его самостоятельно. Для этого реализована механика в приложении, позволяющая пополнить бак на АЗС за счет компании.

Оптимизация эффективной цены за литр топлива в баке

Эффективная цена за литр топлива в баке — это стоимость топлива и услуг, необходимых, чтобы оно оказалось в баке автомобиля. Эти итерации могут быть абсолютно разными и выполняться разными специалистами и даже пользователями сервиса.

Каждая железнодорожная цистерна вмещает 60 тонн бензина. Весь парк каршеринга в день сжигает минимум две таких емкости.

Для того чтобы оптимизировать цену таких объемов топлива, топливная инфраструктура работает со всеми крупными поставщиками, которые есть в России:

1. Сети АЗС. 

Мы напрямую работаем с крупнейшими топливными сетями. Это позволяет нам делать с ними прямую программную интеграцию и получать более выгодные ценовые условия. Доступ к другим сетям нам предоставляют партнеры. Данные от них также попадают в общую систему. 

Через программные интеграции с АЗС работают и топливозаправщики, и перегонщики, и техники компании. Внутри компании есть точное понимание, кто где заправился и сколько денег на это потратили. Когда компания достигает следующего уровня выборки топлива конкретного партнера, увеличивается скидка. В итоге израсходованное топливо обходится дешевле.

Также тщательно контролируется весь процесс отпуска топлива: кто сколько времени на это потратил и почему. Это один из важнейших показателей, по которому принимается решение, на какую именно АЗС отправить перегонщика, что позволяет эффективно управлять входной ценой. Кроме того, это один из факторов антифрода. Если видно, что процесс затянулся, к этой АЗС и сотруднику будет повышенное внимание — необходимо убедиться в том, что топливо не слили. Каждая заправка техником или перегонщиком записывается на видео, и всегда можно посмотреть, что там происходило.

По итогам отчетного периода проходит автоматическая сверка. Это очень важно, потому что сверять вручную такое количество транзакций на АЗС очень сложно. Без автоматизации эта задача потребовала бы отдельного штата сотрудников.

2. Нефтебазы. 

Топливо оптом мы закупаем на Товарно-сырьевой бирже и получаем его на нефтебазах-партнерах. Так закупать топливо здесь бывает выгоднее, чем на нефтебазах. В том числе с точки зрения логистических и операционных затрат.

Помимо них, мы также покупаем топливо оптом на других нефтебазах и НПЗ напрямую. Топливо оптом отгружается в стандартный большой бензовоз и доставляется до контейнерных АЗС, на которых мы самостоятельно заправляем автомобили.

Так много источников и интеграций позволяют оптимизировать эффективную цену литра топлива в баке. В зависимости от ситуации на рынке топлива, меняется стратегия закупки топлива. К примеру, в начале года основной объем закупался на бирже, а летом стало выгоднее заправляться на АЗС.

Как развивается топливная инфраструктура компании

Все показатели рассматриваются отдельно по каждому городу, потому что везде своя специфика: разное количество водителей, где-то один инструмент показывает себя более эффективно, где-то — менее. Однако общая статистика такова: 80-90% заявок на заправку закрываются в течение одного дня. Кроме того, команда решает и дополнительные задачи: доставляет на СТО масла для автомобилей и другие жидкости, заправляет отдельные механизмы дизельным топливом.

В этом году главные задачи стоят в увеличении парка автозаправщиков, технологическом развитии платформы и клиентского приложения, а также интеграции новых партнерских сетей АЗС и систем топливообеспечения.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.04.2015
Уставной капитал76 124,28 ₽
Юридический адрес Г.Москва УЛ. ГОРБУНОВА Д. 2 СТР. 3 ПОМ. II КОМ. 1
ОГРН 1157746368999
ИНН / КПП 7704314221 773101001

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия