Диверсификация — обязательное условие успешной работы МФО
Финансовый директор МФК «Лайм-Займ» Евгения Кукуева — о том, что и как диверсифицировать в бизнесе, чтобы МФО росла даже в условиях рыночной турбулентностиЭксперт в области финансового менеджмента, работы с инвесторами, казначейства и и бухгалтерской отчетности.
Накануне МФК «Лайм-Займ» опубликовала финансовую отчетность за первое полугодие 2024 года. Несмотря на продолжающееся ужесточение регуляторных условий, компании удалось показать восстановление динамики ключевых показателей и продолжить наращивание объемов выдач и портфеля. О том, какую роль в этом играет диверсификация — в интервью с финансовым директором МФК «Лайм-Займ» Евгенией Кукуевой.
Евгения, на отраслевых конференциях и во время прямых эфиров Вы регулярно говорите о том, что для компаний важен принцип диверсификации. Что это такое и как диверсификация работает?
Диверсификация простым языком — это стратегия, при которой компания делает ставку не на один продукт или, например, канал привлечения инвестиций, а на несколько. Придерживаясь принципа диверсификации, любая компания, в том числе микрофинансового сектора, снижает в первую очередь кредитный риск и риск ликвидности.
Если микрофинансовая компания работает только с монопродуктом — допустим, с займами «до зарплаты» (PDL-займы), — при изменении регуляторных условий ей будет сложнее перестроить финансовую модель, и итоговые потери компании могут кратно возрасти. Если МФО небольшая, это может привести к тому, что она перестанет существовать из-за нерентабельности бизнеса.
Или, например, компания имеет один явно доминирующий источник фондирования — банковскую кредитную линию. В случае роста ключевой ставки банк-партнер, зная, что дополнительные средства компании взять негде, может изменить условия предоставления кредитных денег. В лучшем случае фондирование обойдется компании дороже, чем было запланировано, в худшем — заемные средства в принципе станут недоступными, что может крайне негативно сказаться на бизнесе.
А как МФК «Лайм-Займ» придерживается принципа диверсификации? В чем это проявляется?
Мы диверсифицируем и продуктовую линейку, и источники фондирования, чтобы успешно адаптироваться и к регуляторным изменениям, и к общей рыночной волатильности.
Расскажите про продуктовую линейку в «Лайм-Займ». Какие займы компания предоставляет и почему выбор был сделан в пользу именно таких продуктов? Есть ли дальнейшие планы по расширению предлагаемых клиентам продуктов?
Если говорить о продуктах, в МФК «Лайм-Займ» их на текущий момент два — это PDL-займы и Installment-займы.
Installment Loans (IL) являются основным продуктом, на котором мы специализируемся с 2017 года. Это более длинные по срокам и более крупные по чеку микрозаймы, которые по своему принципу являются схожими с классическими банковскими продуктами из-за понятного графика аннуитетных платежей и возможности брать деньги на длительный срок.
Безусловно, с Installments сложнее работать в сравнении с PDL-займами, однако навык работы именно с «длинными» деньгами помогает нам сегодня успешно адаптироваться к регуляторным изменениям с минимальными потерями и даже сохранением роста ключевых показателей вроде размера портфеля и объема выдач.
Отмечу также, что внутри IL-займов есть некое дробление на другие продукты. Например, в 2023 году мы запустили Mega Installments — это займы до года объемом до 100 000 рублей. На текущий момент их доля в общем объеме выдач составляет порядка 10-12%. Как показывает изменение регулирования за последний год, это была хорошая идея — начать формировать такой сегмент в своем бизнесе.
Наш дальнейший план по диверсификации продуктовой линейки в МФК «Лайм-Займ» состоит в запуске в IV квартале 2024 года POS-займов. Для нас это альтернативный инструмент привлечения новой аудитории не через лидогенерацию, стоимость которой продолжает расти. В дальнейшем клиентов, которые познакомились с компанией через POS-займы (по сути, рассрочку для покупки конкретного продукта), мы планируем конвертировать в повторных и предлагать им в том числе наш основной продукт — Installments.
В группу компаний также входят две «дочки» — это профессиональная коллекторская организация «Интел Коллект» и онлайн-сервис займов под залог авто Caranga. Как в них соблюдается принцип диверсификации?
В дочерних компаниях, которые работают как самостоятельные бизнесы, продуктовые линейки тоже стремимся диверсифицировать. Так, в 2023 году «Интел Коллект» стал, с одной стороны, наращивать экспертизу в досудебном взыскании, с другой — работать не только с портфелями МФО, но также с первыми купленными банковскими портфелями. Компания планирует и далее усиливать эти направления, тем более регуляторные изменения требуют перестройки коллекторского бизнеса как раз в части досудебного collection.
Caranga сейчас фокусируется на выдаче займов под залог авто только физлицам. Но к концу этого года планируется запустить кредитование для малого и среднего бизнеса. Эта ниша сейчас бурно развивается, поэтому мы ожидаем, что реализация в этом сегменте принесет серьезный положительный эффект как для дочерней компании, так и для всей группы.
Возвращаясь к диверсификации фондирования. Как МФК «Лайм-Займ» удается сохранять относительную независимость от каждого из источников привлечения дополнительных средств?
Во-первых, мы выстроили такую структуру фондирования, в которой есть разные источники заемных средств, предоставляемые от разных партнеров: это и возобновляемые кредитные линии от трех банков-партнеров, и частные инвестиции от физических и юридических лиц по прямым договорам, и облигации. На протяжении всего времени пользования заемными средствами мы стремимся не допускать длительного доминирования одного источника фондирования, чтобы не попадать в зависимость от него.
Безусловно, в отдельные периоды в структуре фондирования может превалировать один из источников, однако мы стремимся сохранять баланс. Пример такой ситуации — как раз первое полугодие 2024 года. Из-за рыночной волатильности мы сделали акцент в пользу банковских кредитных линий, и за это время их доля в структуре фондирования «Лайм-Займ» увеличилась более чем в два раза. Однако при этом мы не отказываемся полностью от развития других источников привлечения инвестиций: например, в августе мы повысили ставки по прямым договорам.
В любом случае мы держим руку на пульсе и всегда взвешиваем любое решение касательно фондирования так, чтобы эффект от привлечения средств в компанию был максимальным, а стоимость фондирования при этом была минимально возможной.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети