РБК Компании

Диверсификация — обязательное условие успешной работы МФО

Финансовый директор МФК «Лайм-Займ» Евгения Кукуева — о том, что и как диверсифицировать в бизнесе, чтобы МФО росла даже в условиях рыночной турбулентности
Диверсификация — обязательное условие успешной работы МФО
Источник изображения: Личный архив компании
Евгения Кукуева
Евгения Кукуева
Финансовый директор МФК «Лайм-Займ»

Эксперт в области финансового менеджмента, работы с инвесторами, казначейства и и бухгалтерской отчетности.

Подробнее про эксперта

Накануне МФК «Лайм-Займ» опубликовала финансовую отчетность за первое полугодие 2024 года. Несмотря на продолжающееся ужесточение регуляторных условий, компании удалось показать восстановление динамики ключевых показателей и продолжить наращивание объемов выдач и портфеля. О том, какую роль в этом играет диверсификация — в интервью с финансовым директором МФК «Лайм-Займ» Евгенией Кукуевой.

Евгения, на отраслевых конференциях и во время прямых эфиров Вы регулярно говорите о том, что для компаний важен принцип диверсификации. Что это такое и как диверсификация работает?

Диверсификация простым языком — это стратегия, при которой компания делает ставку не на один продукт или, например, канал привлечения инвестиций, а на несколько. Придерживаясь принципа диверсификации, любая компания, в том числе микрофинансового сектора, снижает в первую очередь кредитный риск и риск ликвидности.

Если микрофинансовая компания работает только с монопродуктом — допустим, с займами «до зарплаты» (PDL-займы), — при изменении регуляторных условий ей будет сложнее перестроить финансовую модель, и итоговые потери компании могут кратно возрасти. Если МФО небольшая, это может привести к тому, что она перестанет существовать из-за нерентабельности бизнеса. 

Или, например, компания имеет один явно доминирующий источник фондирования — банковскую кредитную линию. В случае роста ключевой ставки банк-партнер, зная, что дополнительные средства компании взять негде, может изменить условия предоставления кредитных денег. В лучшем случае фондирование обойдется компании дороже, чем было запланировано, в худшем — заемные средства в принципе станут недоступными, что может крайне негативно сказаться на бизнесе.

А как МФК «Лайм-Займ» придерживается принципа диверсификации? В чем это проявляется?

Мы диверсифицируем и продуктовую линейку, и источники фондирования, чтобы успешно адаптироваться и к регуляторным изменениям, и к общей рыночной волатильности.

Расскажите про продуктовую линейку в «Лайм-Займ». Какие займы компания предоставляет и почему выбор был сделан в пользу именно таких продуктов? Есть ли дальнейшие планы по расширению предлагаемых клиентам продуктов?

Если говорить о продуктах, в МФК «Лайм-Займ» их на текущий момент два — это PDL-займы и Installment-займы. 

Installment Loans (IL) являются основным продуктом, на котором мы специализируемся с 2017 года. Это более длинные по срокам и более крупные по чеку микрозаймы, которые по своему принципу являются схожими с классическими банковскими продуктами из-за понятного графика аннуитетных платежей и возможности брать деньги на длительный срок.

Безусловно, с Installments сложнее работать в сравнении с PDL-займами, однако навык работы именно с «длинными» деньгами помогает нам сегодня успешно адаптироваться к регуляторным изменениям с минимальными потерями и даже сохранением роста ключевых показателей вроде размера портфеля и объема выдач.

Отмечу также, что внутри IL-займов есть некое дробление на другие продукты. Например, в 2023 году мы запустили Mega Installments — это займы до года объемом до 100 000 рублей. На текущий момент их доля в общем объеме выдач составляет порядка 10-12%. Как показывает изменение регулирования за последний год, это была хорошая идея — начать формировать такой сегмент в своем бизнесе.

Наш дальнейший план по диверсификации продуктовой линейки в МФК «Лайм-Займ» состоит в запуске в IV квартале 2024 года POS-займов. Для нас это альтернативный инструмент привлечения новой аудитории не через лидогенерацию, стоимость которой продолжает расти. В дальнейшем клиентов, которые познакомились с компанией через POS-займы (по сути, рассрочку для покупки конкретного продукта), мы планируем конвертировать в повторных и предлагать им в том числе наш основной продукт — Installments.

В группу компаний также входят две «дочки» — это профессиональная коллекторская организация «Интел Коллект» и онлайн-сервис займов под залог авто Caranga. Как в них соблюдается принцип диверсификации?

В дочерних компаниях, которые работают как самостоятельные бизнесы, продуктовые линейки тоже стремимся диверсифицировать. Так, в 2023 году «Интел Коллект» стал, с одной стороны, наращивать экспертизу в досудебном взыскании, с другой — работать не только с портфелями МФО, но также с первыми купленными банковскими портфелями. Компания планирует и далее усиливать эти направления, тем более регуляторные изменения требуют перестройки коллекторского бизнеса как раз в части досудебного collection.

Caranga сейчас фокусируется на выдаче займов под залог авто только физлицам. Но к концу этого года планируется запустить кредитование для малого и среднего бизнеса. Эта ниша сейчас бурно развивается, поэтому мы ожидаем, что реализация в этом сегменте принесет серьезный положительный эффект как для дочерней компании, так и для всей группы.

Возвращаясь к диверсификации фондирования. Как МФК «Лайм-Займ» удается сохранять относительную независимость от каждого из источников привлечения дополнительных средств?

Во-первых, мы выстроили такую структуру фондирования, в которой есть разные источники заемных средств, предоставляемые от разных партнеров: это и возобновляемые кредитные линии от трех банков-партнеров, и частные инвестиции от физических и юридических лиц по прямым договорам, и облигации. На протяжении всего времени пользования заемными средствами мы стремимся не допускать длительного доминирования одного источника фондирования, чтобы не попадать в зависимость от него. 

Безусловно, в отдельные периоды в структуре фондирования может превалировать один из источников, однако мы стремимся сохранять баланс. Пример такой ситуации — как раз первое полугодие 2024 года. Из-за рыночной волатильности мы сделали акцент в пользу банковских кредитных линий, и за это время их доля в структуре фондирования «Лайм-Займ» увеличилась более чем в два раза. Однако при этом мы не отказываемся полностью от развития других источников привлечения инвестиций: например, в августе мы повысили ставки по прямым договорам. 

В любом случае мы держим руку на пульсе и всегда взвешиваем любое решение касательно фондирования так, чтобы эффект от привлечения средств в компанию был максимальным, а стоимость фондирования при этом была минимально возможной.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

10 лет на рынке микрофинансовКомпания была основана в 2013 году и сегодня является одним из лидеров на российском рынке
Рейтинг кредитоспособности ruBBВ 2023 году повышение рейтинга кредитоспособности от агентства «Эксперт РА»
> 30 млрд руб. выдано за 10 летТОП-10 крупнейших МФО России по объему выданных микрозаймов по версии «Эксперт РА»
Сертификат ISO 9001 2015Единственная МФО, которая получила сертификат международного стандарта системы менеджмента качества

Профиль

Дата регистрации12.09.2013
Уставной капитал26 000 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Новосибирская, г.о. город Новосибирск, ул. Кирова, д. 48, офис 1401
ОГРН 1137746831606
ИНН / КПП 7724889891 540501001
Среднесписочная численность339 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 48
Телефон +79628238688

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия