РБК Компании

Майнинг 2.0: знаковые перемены в криптоиндустрии

8 августа этого года Президент РФ подписал ряд принципиальных законов, включающих важные поправки в регулирование цифровой валюты
Майнинг 2.0: знаковые перемены в криптоиндустрии
Источник изображения: Unsplash.com
Евгений Пучкарев
Евгений Пучкарев
Адвокат, сертифицированный консультант по налогам и сборам

Юридический стаж — более 20 лет. Эксперт по следующим направлениям: уголовное право, налоговое право и налоговые споры, интеллектуальные и авторские права, ЦФА и криптовалюта

Подробнее про эксперта

Это стало действительно важным этапом на пути к приведению правовой базы в соответствие с текущими условиями криптовалютного рынка.

С вступлением новых норм в силу ожидаются существенные изменения в регулировании майнинговой деятельности. Среди нововведений стоит отметить введение новой терминологии, создание двух реестров, установление специальных правил для регулирования майнинговой деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, полный запрет на рекламу (предложение) криптовалюты для неограниченного круга лиц, а также расширение полномочий Правительства и Центрального банка РФ в данной области.

Так, под майнингом законодатель теперь понимает деятельность по проведению вычислений с применением технических средств для внесения записей в информационную систему (блокчейн), которая направлена на выпуск и получение криптовалюты посредством подтверждения транзакций. В числе прочих терминов закрепляются понятия майнинговой инфраструктуры, майнинг-пула, организатора майнинг-пула, оператора майнинговой инфраструктуры и адрес-идентификатора.

С 1 ноября 2024 года майнинг (за исключением деятельности физических лиц, не превышающих установленные лимиты энергопотребления) будет разрешен только при условии регистрации майнеров — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (включая участников майнинг-пулов) в реестре лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. На майнеров также возлагается обязанность уведомлять уполномоченный Правительством орган о полученной криптовалюте и адрес-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула.

Второй реестр предназначен для операторов майнинговой инфраструктуры. В него включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие объекты для размещения технических средств, используемых для целей майнинга.

Порядок ведения указанных реестров будет установлен Правительством РФ. Помимо этого, на Правительство возлагается ответственность за разработку требований к майнинг-пулам, организаторам майнинг-пулов и операторам майнинговой инфраструктуры, а также за определение стандартов предоставляемых ими услуг. Правительство также будет уполномочено вводить запреты на майнинг в отдельных регионах, устанавливать дополнительные требования к майнерам и координировать ограничения на сделки с цифровой валютой совместно с ЦБ РФ.

Заслуживает упоминания, что последняя редакция данного закона выгодно отличается от ранее предложенных версий. Так, например, в итоговую редакцию не вошла норма о запрете организации обращения криптовалюты.

Представляется необходимым разъяснить, что вне юридического сообщества возникло расхожее заблуждение: многие восприняли данную норму в качестве запрета на совершение сделок с криптовалютой. В действительности, организация обращения — это деятельность по созданию условий для проведения операций с криптовалютой, а не само проведение таких сделок. Таким образом, указанный запрет распространялся, главным образом, на деятельность криптобирж и криптообменников.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации введение подобных запретов имело бы исключительно негативные последствия. Объяснить это можно хотя бы тем, что, по данным ЦБ РФ, уже в 2022 году объем сделок россиян с криптовалютами достиг 5 миллиардов долларов США, и эта цифра продолжает расти. В 2023–2024 годах трафик россиян на крупнейших криптовалютных площадках увеличился на 16,4% по сравнению с предыдущими периодами, что демонстрирует увеличение интереса россиян к данным финансовым инструментам. Рост числа и объема криптовалютных транзакций представляется практически невозможным без участия организаторов обращения. Запрет данной деятельности лишь привел бы к их уходу в теневой сектор экономики.

Среди других достоинств последней редакции можно выделить установление требований к репутации лиц, занимающихся майнингом криптовалюты (включая участников майнинг-пулов), а также к репутации лиц, организующих деятельность майнинг-пулов.

Таким образом, введение данного закона позволит вывести майнинговую деятельность из серой зоны регулирования в легальное поле. Это обеспечит возможность законного осуществления майнинга, эффективного отслеживания и декларирования доходов майнеров для уплаты фискальных платежей, а также идентификации криптокошельков крупных игроков. Такие меры могут способствовать укреплению экономической стабильности и «обелению» рынка криптовалют, что окажет положительное влияние на финансовую систему страны в целом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации26.08.2015
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Черемушки, ул. Новочерёмушкинская, д. 69
ОГРН 1157700013756
ИНН / КПП 7725286159 772701001

Контакты

Адрес 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Телефон +74994904742

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия