Tablogix оптимизирует морские перевозки контейнеров
С 2022 года контейнерные морские перевозки в России получили новый импульс. Собственные морские маршруты позволили ускорить импорт из Азии и других регионовВ период с 2022 по 2024 годы рынок контейнерных морских перевозок в России претерпел значительные изменения, вызванные внешнеэкономическими факторами. «Дружественные» страны начали развивать маршруты морских перевозок Deep Sea. Эти прямые рейсы без перевалок или с минимальным количеством перевалок, что снижает срок транзита в Россию.
Рынок контейнерных морских перевозок с 2022 по 2024 гг.
В 2022 году рынок контейнерных морских перевозок сократился на 17% по сравнению с 2021 годом, составив около 5,5 млн TEU. Основными причинами стали санкционные ограничения, уход крупных международных логистических операторов и переориентация торговых потоков на азиатские страны. Импорт снизился на 12% до 2,1 млн TEU, экспорт упал на 25% до 1,5 млн TEU, а транзит уменьшился на 23% до 750 тыс. TEU.
Однако в 2023 году рынок начал восстанавливаться, показав общий рост на 15,5%, достигнув 4,72 млн TEU. Импорт увеличился на 23% до 2 млн TEU, экспорт вырос на 3,9%, а каботажные перевозки повысились на 27% до 1,1 млн TEU. Восстановление произошло благодаря адаптации к новым условиям и переориентации грузопотоков на порты Дальнего Востока и Азово-Черноморского бассейна.
Прогноз на 2024 год обещает дальнейший рост объемов контейнерных перевозок на 5-10%, обусловленный увеличением импорта, особенно из Китая, и постепенным восстановлением экспорта. Географическое распределение также претерпело изменения: доля Балтийского бассейна снизилась на 20 п.п. до 25%, тогда как Дальневосточный бассейн увеличил свою долю на 15 п.п. до 53%, став лидирующим регионом. Азово-Черноморский бассейн также увеличил свою долю до 18%.
Сергей Левченко, директор по транспортной логистике Tablogix, рассказывает: «Переориентация на восточные направления, развитие инфраструктуры портов, а также фокус на мультимодальных перевозках — основные драйверы развития новых морских маршрутов Deep Sea. Российский рынок контейнерных перевозок растет за счет новых направлений и укрепления связей с азиатскими партнерами».
История развития маршрутов Deep Sea
Контейнерные морские перевозки Deep Sea, подразумевающие перевозки на дальние расстояния между континентами, активно развиваются в России с 2022 года. Это было обусловлено уходом с российского рынка международных контейнерных линий, что создало необходимость развивать собственные сервисы для обеспечения внешнеторговых связей.
Российские, китайские и ближневосточные компании запустили новые контейнерные линии, связывающие российские порты с портами Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Так, в 2023 году группа FESCO запустила прямой морской сервис FESCO Baltorient Line (FBOL), связывающий порты Китая и Индии с Санкт-Петербургом. По пути в Санкт-Петербург морские контейнеровозы заходят в порты Нава-Шева, Циндао, Ляньюньган, Шанхай, Нинбо, Яньтянь и Мундра.
Как сервис Deep Sea помогает бизнесу в условиях санкций
- Оптимизация затрат при перевозке больших партий грузов. Морские перевозки остаются самым экономически выгодным способом транспортировки больших партий товаров. К перевозке на многоцелевых судах принимаются как контейнерные, так и неконтейнерные (наливные, сыпучие, крупногабаритные) грузы.
- Стабильность поставок. Возможность доставки грузов в условиях дефицита мест на традиционных маршрутах и повышения тарифов на жд перевозки. Кроме этого, фиксированные графики рейсов позволяют избежать перебоев в цепочке поставок.
- Поддержка интермодальных маршрутов. Морские перевозки по маршрутам Deep Sea интегрируются с железнодорожным и автомобильным транспортом, что особенно важно для бизнеса, который работает с «just-in-time» поставками. Мы используем доставку по морю до удобного порта, а затем подключаем автомобильные или жд перевозки. Это позволяет находить оптимальные варианты по скорости доставки и финансовым издержкам.
- Снижении углеродного следа
Многие крупные компании заинтересованы в снижении углеродного следа. И использование преимущественно морских перевозок — это шаг в сторону устойчивого развития, так как морской транспорт имеет меньший углеродный след на тонну груза, чем авиа- или автомобильный транспорт.
Как оценить расходы на морскую перевозку контейнера
Основные факторы, влияющие на стоимость морской перевозки:
1. Объем и вес груза. Морские перевозки предполагают использование 20-футовых и 40-футовых контейнеров. Чем больше груз, тем выше абсолютная стоимость перевозки, но стоимость за единицу объема или веса при увеличении объема обычно снижается.
2. Выбор порта. Стоимость варьируется в зависимости от маршрута. Например, отправка из Шанхая в Москву может обойтись дешевле или дороже, в зависимости от выбора транзитных портов и финального пункта назначения. В 2024 году ключевыми портами в Китае остаются Шанхай, Нинбо, Шэньчжэнь и Циндао.
3. Сезонные колебания фрахта. Фрахтовые ставки изменяются в зависимости от спроса. Перед праздниками в Китае, ставки могут значительно вырасти. В 2024 году глобальные экономические тенденции также играют свою роль: снижение пандемийных ограничений и повышение спроса на логистику влияет на цены.
4. Тип контейнера и дополнительные услуги. Для перевозки обычных товаров подходит стандартный контейнер, а для продуктов питания или химических веществ — рефрижератор или специализированные типы, которые стоят дороже. Дополнительные услуги, такие как упаковка, маркировка, страхование груза и обработка в порту, увеличивают затраты.
5. Таможенные сборы. Стоимость таможенных пошлин и налогов зависит от категории груза, его стоимости на основе подготовленной документации.
Рекомендации для грузовладельцев
- Планируйте заранее.
Избегайте отправки грузов в периоды пикового спроса. - Сравнивайте маршруты.
Комбинированные перевозки (морской + железнодорожный транспорт) стоят дешевле. - Оценивайте риски.
Страхуйте груз и проверяйте условия сотрудничества с перевозчиком.
Кому не подходят контейнерные морские перевозки Deep Sea
Владельцу груза следует учитывать ряд ограничений при использовании глубоководных перевозок Deep Sea. Главное ограничение: недостаточная гибкость сервиса для оперативного реагирования на изменения.
Нехватка судов. Ограниченное количество судов, работающих на новых глубоководных направлениях.
Поломка судна. В случае технических неисправностей судна можно столкнуться с задержками доставки.
Недостаточная инфраструктура. Некоторые новые морские линии не имеют развитой инфраструктуры. Это замедляет процесс обработки букингов, увеличивает время ожидания в портах.
Погодные риски. Погодные условия остаются важным фактором, который сложно предсказать. Например, туманные сезоны или вероятность тайфунов в ключевых регионах могут привести к значительным задержкам.
Морской сервис Deep Sea может не соответствовать требованиям грузовладельца в следующих случаях:
- Если требуется строгое соблюдение еженедельного графика поставок, и он не готов рисковать задержками, связанными с техническими проблемами или погодными условиями.
- При необходимости быстрой доставки, особенно на маршрутах с высоким риском задержек.
- Для перевозок из регионов с ограниченным покрытием глубоководными линиями.
Морские перевозки на новых маршрутах Deep Sea представляют собой новый сервис, способный расширить логистические возможности по импорту товаров и комплектующих. Его использование требует тщательного анализа рисков и планирования. Необходимо заранее продумать резервные сценарии для минимизации последствий задержек и обеспечить возможность оперативно адаптироваться к ситуации.
Источники изображений:
Архив Tablogix
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты