Как (не) сделать ваши курсы переподготовки максимально ужасными
Спрос на корпоративное обучение и курсы повышения квалификации в 2024 году в России растет — бизнес отчаялся решить проблему дефицита кадров наймомопыт работы в сфера дополнительного профессионального образования более 6 лет
Директор компании по обучению рабочим специальностям «Учебный центр «Техстандарт» Елена Шевченко рассказывает о скрытых ошибках в организации переподготовки кадров, допустив которые, вы можете никогда не заставить ваших сотрудников прийти на обучение снова.
Повышение квалификации и коварные площадки
Многие начинающие организаторы тренингов думают, что в обучении главное — преподаватель, а все остальное — мелочи. Они хотят не тратить время и выбирают площадку для проведения обучения по картинке и описанию, но это — фатальная ошибка.
Например, как вы узнаете, сколько человек одновременно сможет стоять в очереди в гардероб и на регистрацию? Сколько раз они наступят друг другу на ноги в недостаточно просторном фойе гардероба? Как быстро сотрудники площадки смогут раздеть и зарегистрировать их? Вот, еще ничего не началось, а вы уже получили раздраженную аудиторию и отставание от графика минимум на полчаса. Повышение квалификации специалиста, как и театр, начинается с вешалки!
Мы подсчитали: чтобы раздеть и зарегистрировать одного человека, нужно не меньше 3 минут, если он собранный, ловкий и мотивированный. Чтобы запустить в зал даже 10 человек до начала курса, вам нужно, чтобы они пришли за полчаса. Но, разумеется, вовремя они не придут. Придется нанимать дополнительных гардеробщиков и регистраторов — если площадка вообще позволяет их разместить.
Коварный враг — холод или жара в зале: даже пара «неправильных» градусов может перечеркнуть весь труд организаторов. Допустим, вы даже отнеслись к организации обучения ответственно, приехали на другой конец города, зашли в зал в пиджаке, и вам было не холодно. Но вы были в зале 10 минут и просто не успели замерзнуть. А ваши подопечные будут там два часа — и их ощущения будут совершенно другими.
Сначала наиболее замерзшие (и поэтому смелые) потянутся в гардероб за куртками. Пройдет каких-нибудь полчаса — и ваше пространство для тренинга начнет напоминать зал ожидания пригородного вокзала. Отношение аудитории к происходящему будет соответствующее — кроме игры в нарды, в зале ожидания трудно чему-то научиться.
Оптимальная температура в зале — 22-24 градуса. Если вы готовите мероприятие летом, обязательно убедитесь, что кондиционеры не установлены прямо над головой у аудитории и их можно быстро отрегулировать — пульты работают, батарейки заряжены. А получится ли полностью заглушить свет из окон для четкого показа слайдов? Для профессионалов это банальности, но сколько тренингов они испортили начинающим! Словом, площадку нужно попробовать на себе — вы потратите полчаса времени, но сэкономите много денег и бесценных нервов. По нашим оценкам, 70% бюджетных площадок в Москве имеют хотя бы одну из скрытых проблем: там или трудно быстро раздеться, или холодно, или проблемы с презентацией или парковками, а иногда и все это вместе.
Онлайн-трудности повышения квалификации
Онлайн обучение — отдельная боль последнего времени. Организовать обучение на аудиторию от 20 человек не было просто и раньше, учитывая кашляющих, опаздывающих, фонящие микрофоны. Теперь к этому добавились еще и многочисленные новые сервисы — многие госкомпании не могут использовать привычный Zoom, и многие из них будут осваивать импортозамещенный «Яндекс Телемост» прямо по ходу вашего обучения. Курс повышения квалификации по использованию средств для созвона — это, конечно, тоже очень полезно, но заказчик планировал совсем другой результат.
Метода борьбы с нестабильным онлайном у нас есть только два. Первый — тестовый технический созвон накануне обучения, в ходе которого все ученики хотя бы поймут, какие у них есть технические проблемы. Тогда будет надежда, что к созвону будет готова какая-то часть учеников, а это уже кое-что.
Второй — волшебный юноша-сисадмин, специалист по коллективным созвонам, который будет в прямом эфире помогать вашим ученикам решать их трудности. Мы категорически не проводим онлайн-обучение без нашего штатного технического ассистента — гораздо дешевле заплатить ему, чем потерять клиента или лояльность сотрудников.
Плохая коммуникация с заказчиком курсов переподготовки
Мне приходилось видеть, как аудитория двумя вопросами съедает преподавателя, который «зашел не в ту дверь», и я хотел бы об этом забыть — трудно представить себе более жалкое зрелище. Но виноват не преподаватель, а менеджеры, которые неправильно организовали процесс.
Как это обычно бывает? Есть организатор обучения и конечный заказчик — например, руководитель производства. Между ними обычно есть промежуточное звено в виде менеджера по персоналу. Заказчик, как умеет, формирует заказ: ему надо обучить 200 энергетиков на обслуживание современных «умных счетчиков» электроэнергии для промышленных предприятий. Потом он в произвольной форме передает заказ менеджеру по персоналу. Тот, не уточняя запрос (например, названия производителей, модели счетчиков и виды работ, которые надо выполнять), начинает передавать его организатору обучения. Тут-то и происходит подмена, ведь «умные счетчики» бывают очень разными, и теперь вместо специалиста по обслуживанию промышленных счетчиков они вместе с организатором обучения начинают искать преподавателя, который отлично знает, как обслуживать бытовые.
Суровые главные энергетики нефтегазовых компаний специально прилетели в Москву из-за полярного круга ради этого уникального преподавателя. Через полчаса лекции, удивленно переглядываясь, они начинают задавать уточняющие вопросы, а преподаватель даже не может понять, о чем они спрашивают. Спасти от итогового скандала может разве что очень-очень хороший фуршет в конце этого «обучения», но далеко не факт, что вы сможете собрать этих людей снова.
В нашей компании мы пришли к строгому правилу: в договоре на проведение обучения обязательно кратко, но предметно прописывается его содержание: модели оборудования, на котором вы будет учиться, а также фамилия, опыт и регалии преподавателя. Виза заказчика в лице условного «главного энергетика» на договоре обязательна — очень важно, чтобы договор подписал человек, точно отличающий одни счетчики от других.
Стоит предельно четко прописать в договоре, какие именно документы по итогам курса смогут получить слушатели. Им нужен настоящий диплом установленного образца или почетная грамота, которой можно закрыть дырку в обоях? Но слушатели обычно узнают разницу между правильным дипломом и «грамотой» только при устройстве на новую работу, где, оказывается, был нужен настоящий диплом. А заказчики, как правило, даже не в курсе, что диплом, который они просят и в итоге получают, не будет действительным. Иногда базовое образование учеников изначально не позволяет получить нужный диплом — скажем, медсестра даже теоретически не может освоить специальность «Лечебное дело», у нее нет необходимых базовых знаний. Тем не менее найдется немало центров, которые возьмут с них деньги и будут их учить.
Другая проблема — на рынке есть единицы менеджеров по персоналу на стороне заказчика, которые могут уследить за многочисленными изменениями профессиональных стандартов, так что полагаться здесь надо на совесть и профессионализм сотрудников учебного центра, который выдает диплом.
«Не тот» преподаватель курсов переподготовки
Рынок преподавателей корпоративного обучения на 95% состоит из работников вузов. И это огромная проблема! Будь преподаватель хоть трижды кандидат наук с огромным индексом Хирша, это не делает его крутым практиком, опыт которого может заинтересовать. Но практика, который чего-то стоит, очень и очень трудно затащить на тренинг, а потом еще заставить его выложиться там по полной. Ведь успешные практики обычно хорошо зарабатывают, и замотивировать их деньгами просто невозможно — во всяком случае, адекватными деньгами для своего рынка.
Да, преподаватели курсов повышения квалификации фарминдустрии могут зарабатывать и 60 тысяч рублей в час. Но фарма вся держится на знаниях, в этой области они бесценны, и аудитория готова отдать за них последнее. Поэтому мы ищем другие мотивации для лидеров своих отраслей — например, некоторым для построения личного бренда важно иметь подтвержденные кейсы обучения больших и специализированных аудиторий. Мы ищем таких специалистов и предлагаем им провести курс и получить в копилку плюс к своему резюме.
С практиками есть еще одна проблема — многие из них не умеют преподавать. Он может с закрытыми глазами за пять минут собрать новейший китайский гидравлический пресс, но даже за сутки никому не в состоянии объяснить, как он это делает. Поэтому толкового преподавателя-практика буквально разрывают на части, особенно в нашей сфере обучения рабочим специальностям. Все знают, с каким дефицитом кадров сейчас столкнулась наша промышленность, и многие пытаются решить проблему не наймом, а повышением квалификации или переподготовкой.
Как делаем мы? Ищем преподавателей по рекомендациям. Но нам, профессионалам, проще — у нас много коллег и клиентов, с которыми мы можем посоветоваться. И все равно хороших преподавателей не хватает даже нам. Поэтому мы пробуем выращивать преподавателей сами, помогаем создавать им курсы — ищем сильного практика и помогаем ему вырасти в преподавателя: упаковать знания в курс, опробовать их на наших сотрудниках. Заодно мы точно знаем, из чего именно будет состоять курс, успеваем согласовать его с заказчиком на уровне деталей и внести коррективы под его задачи.
Обязательно детально контролируйте программу курса переподготовки, вплоть до отдельных тем и сюжетов, которые будут в составе курса, и сверяйте его с конечным заказчиком в компании. Если вы не внесли в курс хотя бы 10 правок и уточнений, есть риск, что он окажется как минимум не очень полезным. Естественно, хорошее обучение не может состоять только из лекции, даже если оно полностью теоретическое. Полчаса монотонного слушания заставят копаться в телефоне даже профессора, что уж говорить об операторе станка с ЧПУ… Если преподаватель не готовит для аудитории задания и взаимодействия, хотя бы самые простые — ваше обучение будет в лучшем случае бесполезным.
Подготовка требует времени, поэтому на поиск преподавателя и доработку курса у нас уходит в среднем около месяца. Если вы смогли найти и подготовить его к серьезному курсу за меньший срок — вы или гений подготовки курсов переподготовки, или вы чего-то не знаете о своем преподавателе.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети