РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Как (не) сделать ваши курсы переподготовки максимально ужасными

Спрос на корпоративное обучение и курсы повышения квалификации в 2024 году в России растет — бизнес отчаялся решить проблему дефицита кадров наймом
Как (не) сделать ваши курсы переподготовки максимально ужасными
Источник изображения: Freepik.com
Елена Шевченко
Елена Шевченко
Генеральный директор

опыт работы в сфера дополнительного профессионального образования более 6 лет

Подробнее про эксперта

Директор компании по обучению рабочим специальностям «Учебный центр «Техстандарт» Елена Шевченко рассказывает о скрытых ошибках в организации переподготовки кадров, допустив которые, вы можете никогда не заставить ваших сотрудников прийти на обучение снова.

Повышение квалификации и коварные площадки

Многие начинающие организаторы тренингов думают, что в обучении главное — преподаватель, а все остальное — мелочи. Они хотят не тратить время и выбирают площадку для проведения обучения по картинке и описанию, но это — фатальная ошибка.

Например, как вы узнаете, сколько человек одновременно сможет стоять в очереди в гардероб и на регистрацию? Сколько раз они наступят друг другу на ноги в недостаточно просторном фойе гардероба? Как быстро сотрудники площадки смогут раздеть и зарегистрировать их? Вот, еще ничего не началось, а вы уже получили раздраженную аудиторию и отставание от графика минимум на полчаса. Повышение квалификации специалиста, как и театр, начинается с вешалки!

Мы подсчитали: чтобы раздеть и зарегистрировать одного человека, нужно не меньше 3 минут, если он собранный, ловкий и мотивированный. Чтобы запустить в зал даже 10 человек до начала курса, вам нужно, чтобы они пришли за полчаса. Но, разумеется, вовремя они не придут. Придется нанимать дополнительных гардеробщиков и регистраторов — если площадка вообще позволяет их разместить.

Коварный враг — холод или жара в зале: даже пара «неправильных» градусов может перечеркнуть весь труд организаторов. Допустим, вы даже отнеслись к организации обучения ответственно, приехали на другой конец города, зашли в зал в пиджаке, и вам было не холодно. Но вы были в зале 10 минут и просто не успели замерзнуть. А ваши подопечные будут там два часа — и их ощущения будут совершенно другими.

Сначала наиболее замерзшие (и поэтому смелые) потянутся в гардероб за куртками. Пройдет каких-нибудь полчаса — и ваше пространство для тренинга начнет напоминать зал ожидания пригородного вокзала. Отношение аудитории к происходящему будет соответствующее — кроме игры в нарды, в зале ожидания трудно чему-то научиться.

Оптимальная температура в зале — 22-24 градуса. Если вы готовите мероприятие летом, обязательно убедитесь, что кондиционеры не установлены прямо над головой у аудитории и их можно быстро отрегулировать — пульты работают, батарейки заряжены. А получится ли полностью заглушить свет из окон для четкого показа слайдов? Для профессионалов это банальности, но сколько тренингов они испортили начинающим! Словом, площадку нужно попробовать на себе — вы потратите полчаса времени, но сэкономите много денег и бесценных нервов. По нашим оценкам, 70% бюджетных площадок в Москве имеют хотя бы одну из скрытых проблем: там или трудно быстро раздеться, или холодно, или проблемы с презентацией или парковками, а иногда и все это вместе.

Онлайн-трудности повышения квалификации

Онлайн обучение — отдельная боль последнего времени. Организовать обучение на аудиторию от 20 человек не было просто и раньше, учитывая кашляющих, опаздывающих, фонящие микрофоны. Теперь к этому добавились еще и многочисленные новые сервисы — многие госкомпании не могут использовать привычный Zoom, и многие из них будут осваивать импортозамещенный «Яндекс Телемост» прямо по ходу вашего обучения. Курс повышения квалификации по использованию средств для созвона — это, конечно, тоже очень полезно, но заказчик планировал совсем другой результат.

Метода борьбы с нестабильным онлайном у нас есть только два. Первый — тестовый технический созвон накануне обучения, в ходе которого все ученики хотя бы поймут, какие у них есть технические проблемы. Тогда будет надежда, что к созвону будет готова какая-то часть учеников, а это уже кое-что.

Второй — волшебный юноша-сисадмин, специалист по коллективным созвонам, который будет в прямом эфире помогать вашим ученикам решать их трудности. Мы категорически не проводим онлайн-обучение без нашего штатного технического ассистента — гораздо дешевле заплатить ему, чем потерять клиента или лояльность сотрудников.

Плохая коммуникация с заказчиком курсов переподготовки

Мне приходилось видеть, как аудитория двумя вопросами съедает преподавателя, который «зашел не в ту дверь», и я хотел бы об этом забыть — трудно представить себе более жалкое зрелище. Но виноват не преподаватель, а менеджеры, которые неправильно организовали процесс.

Как это обычно бывает? Есть организатор обучения и конечный заказчик — например, руководитель производства. Между ними обычно есть промежуточное звено в виде менеджера по персоналу. Заказчик, как умеет, формирует заказ: ему надо обучить 200 энергетиков на обслуживание современных «умных счетчиков» электроэнергии для промышленных предприятий. Потом он в произвольной форме передает заказ менеджеру по персоналу. Тот, не уточняя запрос (например, названия производителей, модели счетчиков и виды работ, которые надо выполнять), начинает передавать его организатору обучения. Тут-то и происходит подмена, ведь «умные счетчики» бывают очень разными, и теперь вместо специалиста по обслуживанию промышленных счетчиков они вместе с организатором обучения начинают искать преподавателя, который отлично знает, как обслуживать бытовые.

Суровые главные энергетики нефтегазовых компаний специально прилетели в Москву из-за полярного круга ради этого уникального преподавателя. Через полчаса лекции, удивленно переглядываясь, они начинают задавать уточняющие вопросы, а преподаватель даже не может понять, о чем они спрашивают. Спасти от итогового скандала может разве что очень-очень хороший фуршет в конце этого «обучения», но далеко не факт, что вы сможете собрать этих людей снова.

В нашей компании мы пришли к строгому правилу: в договоре на проведение обучения обязательно кратко, но предметно прописывается его содержание: модели оборудования, на котором вы будет учиться, а также фамилия, опыт и регалии преподавателя. Виза заказчика в лице условного «главного энергетика» на договоре обязательна — очень важно, чтобы договор подписал человек, точно отличающий одни счетчики от других.

Стоит предельно четко прописать в договоре, какие именно документы по итогам курса смогут получить слушатели. Им нужен настоящий диплом установленного образца или почетная грамота, которой можно закрыть дырку в обоях? Но слушатели обычно узнают разницу между правильным дипломом и «грамотой» только при устройстве на новую работу, где, оказывается, был нужен настоящий диплом. А заказчики, как правило, даже не в курсе, что диплом, который они просят и в итоге получают, не будет действительным. Иногда базовое образование учеников изначально не позволяет получить нужный диплом — скажем, медсестра даже теоретически не может освоить специальность «Лечебное дело», у нее нет необходимых базовых знаний. Тем не менее найдется немало центров, которые возьмут с них деньги и будут их учить.

Другая проблема — на рынке есть единицы менеджеров по персоналу на стороне заказчика, которые могут уследить за многочисленными изменениями профессиональных стандартов, так что полагаться здесь надо на совесть и профессионализм сотрудников учебного центра, который выдает диплом.

«Не тот» преподаватель курсов переподготовки

Рынок преподавателей корпоративного обучения на 95% состоит из работников вузов. И это огромная проблема! Будь преподаватель хоть трижды кандидат наук с огромным индексом Хирша, это не делает его крутым практиком, опыт которого может заинтересовать. Но практика, который чего-то стоит, очень и очень трудно затащить на тренинг, а потом еще заставить его выложиться там по полной. Ведь успешные практики обычно хорошо зарабатывают, и замотивировать их деньгами просто невозможно — во всяком случае, адекватными деньгами для своего рынка.

Да, преподаватели курсов повышения квалификации фарминдустрии могут зарабатывать и 60 тысяч рублей в час. Но фарма вся держится на знаниях, в этой области они бесценны, и аудитория готова отдать за них последнее. Поэтому мы ищем другие мотивации для лидеров своих отраслей — например, некоторым для построения личного бренда важно иметь подтвержденные кейсы обучения больших и специализированных аудиторий. Мы ищем таких специалистов и предлагаем им провести курс и получить в копилку плюс к своему резюме.

С практиками есть еще одна проблема — многие из них не умеют преподавать. Он может с закрытыми глазами за пять минут собрать новейший китайский гидравлический пресс, но даже за сутки никому не в состоянии объяснить, как он это делает. Поэтому толкового преподавателя-практика буквально разрывают на части, особенно в нашей сфере обучения рабочим специальностям. Все знают, с каким дефицитом кадров сейчас столкнулась наша промышленность, и многие пытаются решить проблему не наймом, а повышением квалификации или переподготовкой.

Как делаем мы? Ищем преподавателей по рекомендациям. Но нам, профессионалам, проще — у нас много коллег и клиентов, с которыми мы можем посоветоваться. И все равно хороших преподавателей не хватает даже нам. Поэтому мы пробуем выращивать преподавателей сами, помогаем создавать им курсы — ищем сильного практика и помогаем ему вырасти в преподавателя: упаковать знания в курс, опробовать их на наших сотрудниках. Заодно мы точно знаем, из чего именно будет состоять курс, успеваем согласовать его с заказчиком на уровне деталей и внести коррективы под его задачи.

Обязательно детально контролируйте программу курса переподготовки, вплоть до отдельных тем и сюжетов, которые будут в составе курса, и сверяйте его с конечным заказчиком в компании. Если вы не внесли в курс хотя бы 10 правок и уточнений, есть риск, что он окажется как минимум не очень полезным. Естественно, хорошее обучение не может состоять только из лекции, даже если оно полностью теоретическое. Полчаса монотонного слушания заставят копаться в телефоне даже профессора, что уж говорить об операторе станка с ЧПУ… Если преподаватель не готовит для аудитории задания и взаимодействия, хотя бы самые простые — ваше обучение будет в лучшем случае бесполезным.

Подготовка требует времени, поэтому на поиск преподавателя и доработку курса у нас уходит в среднем около месяца. Если вы смогли найти и подготовить его к серьезному курсу за меньший срок — вы или гений подготовки курсов переподготовки, или вы чего-то не знаете о своем преподавателе.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
Уставной капитал30 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Рязанский, ул. Зарайская, д. 21, эт 1 пом I ком 14
ОГРН 1207700320101
ИНН / КПП 9721104482 772101001
Среднесписочная численность7 сотрудников

Контакты

Адрес 109428, Россия, г. Москва, Зарайская ул., д. 21, эт 1 пом. I, ком. 14 123557, Россия, г. Москва, Электрический пер., д. 3/10, стр. 1, оф. 11

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия