РБК Компании

Оптимизация пользовательского интерфейса: от идеи до реализации на складе

Рассказываем о том, как создать эффективный и удобный интерфейс для работников складских хозяйств, который будет являться ежедневным рабочим инструментом
Оптимизация пользовательского интерфейса: от идеи до реализации на складе
Андрей Казачков
Андрей КазачковРуководитель направления автоматизации складов и производств компании-разработчика заказного программного обеспечения «Формат кода»

Эксперт-практик в области предпроектного консалтинга, бизнес-анализа, оптимизации складских бизнес процессов, предпроектной аналитике по выбору системы управления складом, разработке моделей и внедрении систем управления складом (WMS), интеграции складского оборудования с различными складскими системами, интеграция с производственными системами. Руководитель направления складской автоматизации в ИТ- компании, бизнес- консультант, педагог Московской школы бизнеса. Более 25 лет стажа в отрасли.

Подробнее

Одна из ключевых задач системы управления складом WMS — реализовать складские процессы более простым и эффективным способом, в сравнении с тем как это могут сделать люди вручную. На практике мы сталкиваемся с тем, что складов с абсолютно сходными бизнес-процессами не существует и чем сложнее заложенные в систему алгоритмы, тем, сложнее пользователю взаимодействовать с ней. Чтобы избежать этого парадокса, необходимо минимизировать это взаимодействие, и сделать пользовательский интерфейс системы максимально простым.

Логично было бы предположить, что эта проблема уже решена разработчиком WMS, и на этапе внедрения ни поставщику, ни клиенту не стоит сильно об этом задумываться. Тем не менее, суть складских технологий такова, что программное обеспечение не устанавливается прямо «из коробки», а любое внедрение — это проект, подразумевающий настройку и модификацию WMS под процессы конкретного склада. И вот тут-то появляются новые диалоговые окна, новые программные элементы управления и новые «степени свободы» в принятии решений для сотрудников склада. А любая необходимость принимать решения — это дополнительные затраты времени и дополнительный источник ошибок.

Поэтому крайне важно, чтобы между поставщиком WMS и клиентом в процессе внедрения системы было активное и эффективное сотрудничество, в результате которого должны быть четко сформулированы реализуемые складские процессы и проработаны все сценарии взаимодействия работников склада с системой.

Таким образом, критерии эффективного пользовательского интерфейса актуальны не только для разработчика WMS, но и для тех, кто участвует в ее внедрении. Давайте перечислим эти критерии.

Признаки эффективного пользовательского интерфейса:

  • Предельно простой и понятный.
  • Без лишней информации.
  • Не допускающий разных интерпретаций.
  • Учитывающий и явно предлагающий все возможные сценарии поведения пользователя в каждой конкретной ситуации.

Важный момент: когда мы говорим «пользовательский интерфейс», то мы подразумеваем не только картинки и кнопки на экране, но и все остальные формы взаимодействия пользователя с системой (сканирование бар-кодов, использование систем Pick-to-Light и Pick-by-Light и т.п.).

Разберем перечисленные принципы построения эффективного пользовательского интерфейса чуть более подробно.

Первый принцип: простота

Интерфейс должен выглядеть логичным для человека без специального IT-образования и быть интуитивно понятным. Основной критерий здесь: если человек может пользоваться смартфоном, то он может без проблем разобраться с интерфейсом WMS. Если так не получается — значит, с интерфейсом WMS что-то не так.

Второй принцип: минимум информации

На экране пользовательского терминала следует отображать только ту информацию, которая необходима сотруднику склада для выполнения операции. Вообще, поток действий в системе нужно выстраивать так, чтобы на каждом шаге пользователь имел минимальный выбор альтернативных действий, которые он может выполнить, и не должно отображаться никакой другой информации кроме той, которая относится к этим действиям.

Третий принцип: отсутствие противоречивости

Ни на одном этапе работы системы не должны возникать ситуации, которые могут быть интерпретированы персоналом по-разному. Выбор действия обязан быть однозначным, и не должно быть такой комбинации отображаемых данных, на основе которой сотрудник склада будет сомневаться, какую операцию выполнить. Если такие ситуации будут возникать, люди будут тратить лишнее время на принятие решений. Например, система, в которой сотрудники склада могут выбирать произвольную задачу из списка доступных, потребует от людей принятия более сложных решений, на которые будет тратиться больше времени, нежели в системе, в которой человек всегда берет первую задачу из списка, и затем может отказаться от нее, если что-то пошло не так (например, на полке отсутствует товар), и выбрать следующую задачу.

Четвертый принцип: полнота вариантов действий на каждом шаге

Следует избегать ситуаций, при которых человек не может выполнить ни одно из действий, предложенных ему в меню программы. Такие ситуации являются источником очень больших временных потерь, т.к. требуют вовлечения менеджмента для принятия решений. Например, если сотрудник склада выполняет операцию отбора, то помимо возможности взять товар с полки и положить в лоток, нужны четко прописанные правила поведения для ситуации, если товар на полке отсутствует или поврежден. Грубо говоря, на каждый такой случай у пользователя должна быть соответствующая кнопка на пользовательском интерфейсе. В этом случае, например, система может инициировать процесс инвентаризации или отбраковки, а вместо исходной задачи выдать сотруднику следующую из списка.

Надо отметить, что обработка таких вот ошибочных или нештатных ситуаций, когда с товаром или упаковкой что-то не так, является крайне важным элементом эффективной работы склада. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать анализом и разработкой эффективных процессов обработки таких ситуаций. 

Разберем пример из нашей практики

У клиента Х были обнаружены проблемы при отборе товара с мест складского хранения. Сотрудник, отвечающий за отбор, сталкивался с нештатной ситуацией, когда он не мог выполнить задачу. Причины были разные:

  • Отсутствие или недостаточное количество товара в ячейке.
  • Товар есть, но он бракованный.
  • Невозможность подойти к ячейке (перед ячейкой стоит погрузчик).

При невозможности быстрого решения проблемы с помощью системы сотрудник был вынужден самостоятельно принимать решение о дальнейших действиях. Как правило, сотрудник прерывал отбор и обращался к оператору с просьбой отменить или изменить задачу. При этом терялись время и темп выполнения задачи.

В качестве решения проблемы на терминал была добавлена кнопка «отказ от задачи», при нажатии на которую система выдавала экран с пронумерованным перечнем возможных причин отказа.

Сотрудник нажимал соответствующую цифру на клавиатуре, например, «товар отсутствует» и система автоматически генерировала задачу пополнения. Затем система выдавала новую задачу на основе двух критериев: «отбор для текущей волны заказов», и «отбор из ближайшей адресной точки».

При подготовке заказов к отгрузке возможно возникновение различных внештатных ситуаций. Одной из задач организации складских процессов является выстраивание такой последовательности действий, чтобы обработка возникшего отклонения могла быть осуществлена по заданному сценарию. Поэтому в своей практике мы выделяем время на проведение воркшопов/совещаний с представителями клиента, непосредственно вовлеченными в складские процессы, чтобы выстроить процесс взаимодействия людей с ПО максимально интуитивным и эффективным образом.

Итог

Поскольку все системы WMS допускают существенную кастомизацию и настройку под конкретные складские процессы конкретного клиента, то эффективность пользовательского интерфейса определяется тем, насколько качественно было продумано общение системы с пользователем, что подразумевает тесное взаимодействие между клиентом и поставщиком WMS на этапе планирования и внедрения системы управления складом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Digital Awards РБК Петербург15 лучших цифровых решений: Платформа поиска контрагентов , разработанная совместно с ГазпромНефть

Профиль

Дата регистрации28.12.2009
Уставной капитал15 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Санкт-Петербург МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПОСАДСКИЙ РАЙОН УЛ БОЛЬШАЯ МОНЕТНАЯ 16 КОРПУС 1, ЛИТЕРА В ПОМЕЩ. 5-Н, КОМ. 122,
ОГРН 1099847041690
ИНН / КПП 7813461089 781301001
Среднесписочная численность633 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 5А
Телефон +78123365533

Социальные сети