Что общего у автора крауд-проекта и предпринимателя
Юлия Орлова, CMO краудфандинговой экосистемы Planeta.ru расскажет, как, применяя бизнес-подход при старте проекта, можно добиться лучших результатовБолее 20 лет работы в маркетинге и маркетинговых коммуникациях, от FMCG и продуктового ритейла до foodtech, но самым ярким и запоминающимся опытом стал запуск краудфандинговой экосистемы Planeta.ru
Большинство людей, знакомых с понятием краудфандинга, представляют его себе в упрощенном виде — кто-то придумал идею, запустил проект на краудфандинговой платформе, опубликовал ссылку в соцсетях, подписчики поддержали проект. Но идея краудфандинга гораздо глубже, чем складчина, — это не организация подарка ко дню рождения коллеги и не благотворительность. При помощи краудфандинговых технологий одни люди получают возможность реализовать свой проект, который может быть вполне «бизнесовым» и сложным, а другие люди получают возможность приобрести не только социальное одобрение, но и вполне конкретные товары или услуги, причем часто кастомизированные, лимитированного тиража и дешевле, чем потом в открытой продаже, если у автора есть такая цель.
Разберем краудфандинговый проект по этапам, чтобы понять, как это работает.
Все начинается с идеи. Как она зарождается? Мы постоянно находимся в социуме, нас интересуют разные вещи, мы наблюдаем за тем, как меняются технологии, продукты, люди, видим, какие потребности есть у друзей, родственников и коллег. И в какой-то момент ловим «инсайт» — нас озаряет решением какой-то существующей у определенного круга людей проблемы.
Мы выявляем потребность у аудитории и находим решение того, как эту потребность можно удовлетворить. Следующий шаг возможен только при наличии очень большого желания реализовать идею, и если оно есть, то новый этап — это подготовка предварительного плана реализации.
План реализации всегда состоит из одного и того же набора опций:
- Фиксирование идеи: описание потребности, целевой аудитории и описание самой идеи.
- Разработка пути доставки решения до целевой аудитории: определение необходимых инструментов, ресурсов и времени для реализации.
Например, на платформе Planeta.ru успешно собрал средства проект «Народный стадион» в Калуге. Футбольный клуб «Калуга» входит в число 44 сильнейших футбольных клубов России, выступая в дивизионе «А» Второй лиги, но на протяжении всех 15 лет своего существования не имеет современной тренировочной базы и стадиона. Эта относительно небольшая потребность не позволяет рассчитывать на государственное финансирование, и клуб долго обходился бы без стадиона, если бы одна маленькая девочка-болельщица не сформулировала проблему и не обратилась к Олегу Митрофанову, генеральному директору ФК «Калуга», с записанным видео. Идея девочки была не нова, но она стала последним аргументом, сподвигшим команду проекта запустить сбор.
Идея — создание народного стадиона. Целевая аудитория — жители Калуги. План реализации — запуск крауд-проекта, который принесет популярность клубу, привлечет деньги заинтересованных граждан, а также облегчит нахождение других бизнес-партнеров. Реализация идеи стала возможной после того, как авторы проекта описали потребность, изучили целевую аудиторию, рассчитали все ресурсы и сроки, в течение которых проект может стать реализоваться. В итоге общий сбор проекта составил 310% от изначально заявленной финансовой цели.
На что же больше всего похож краудфандинговый проект? Ответ очевиден — на запуск нового бизнеса, основанного на простой и понятной бизнес-модели, которая может быть описана тремя вопросами: «Кто? Что? Как?». Более сложные, но не менее эффективные модели можно встретить у Остервальдера и других бизнес-экспертов.
Можно построить и свою модель, но в ее основе всегда будут находиться три ключевых элемента:
- «Кто» — целевая аудитория с определенной потребностью, она всегда первична.
- «Что» — решение, которое позволяет удовлетворить потребность целевой аудитории, это и есть суть проекта.
- «Как» — способ реализации идеи, доставки ее до целевой аудитории, то есть набор инструментов с расчетом человеческих и финансовых ресурсов, распределенных в нужной последовательности и привязанных к конкретным календарным датам.
Использование бизнес-модели в основе создания проектов не имеет ограничений: таким образом можно запускать проекты с записью музыкальных альбомов, тестированием бизнес-гипотез или благотворительными сборами. Финансовый результат в виде прибыли не всегда является главной целью, а удовлетворение потребности аудитории всегда будет одной из задач, решение которой приведет к цели, какой бы она ни была.
При запуске нового бизнеса применяется тот же подход — сначала разрабатывается бизнес-модель, а затем она оформляется в формате бизнес-плана. Главное отличие краудфандингового проекта от стартапа заключается в сроках реализации: в крауд-проектах этот срок ограничен. Тем не менее, крауд-проект может стать MVP (минимально жизнеспособным продуктом) и первой ступенью запуска нового бизнеса.
На что влияет проработка бизнес-модели проекта? На его успешность: чем тщательнее проработаны все детали — от названия до иллюстраций и способов привлечения аудитории, тем выше вероятность достижения запланированных сборов.
Подготовка крауд-проекта с использованием бизнес-подхода имеет ряд преимуществ, и только мы сами можем стать препятствием на пути к достижению целей, если при формировании проекта не учтем все основные блоки подготовки.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль