РБК Компании
Главная Planeta.ru 4 октября 2024

Что общего у автора крауд-проекта и предпринимателя

Юлия Орлова, CMO краудфандинговой экосистемы Planeta.ru расскажет, как, применяя бизнес-подход при старте проекта, можно добиться лучших результатов
Что общего у автора крауд-проекта и предпринимателя
Источник изображения: Freepik.com
Юлия Орлова
Юлия Орлова
CMO краудфандинговой экосистемы Planeta.ru

Более 20 лет работы в маркетинге и маркетинговых коммуникациях, от FMCG и продуктового ритейла до foodtech, но самым ярким и запоминающимся опытом стал запуск краудфандинговой экосистемы Planeta.ru

Подробнее про эксперта

Большинство людей, знакомых с понятием краудфандинга, представляют его себе в упрощенном виде — кто-то придумал идею, запустил проект на краудфандинговой платформе, опубликовал ссылку в соцсетях, подписчики поддержали проект. Но идея краудфандинга гораздо глубже, чем складчина, — это не организация подарка ко дню рождения коллеги и не благотворительность. При помощи краудфандинговых технологий одни люди получают возможность реализовать свой проект, который может быть вполне «бизнесовым» и сложным, а другие люди получают возможность приобрести не только социальное одобрение, но и вполне конкретные товары или услуги, причем часто кастомизированные, лимитированного тиража и дешевле, чем потом в открытой продаже, если у автора есть такая цель.

Разберем краудфандинговый проект по этапам, чтобы понять, как это работает.

Все начинается с идеи. Как она зарождается? Мы постоянно находимся в социуме, нас интересуют разные вещи, мы наблюдаем за тем, как меняются технологии, продукты, люди, видим, какие потребности есть у друзей, родственников и коллег. И в какой-то момент ловим «инсайт» — нас озаряет решением какой-то существующей у определенного круга людей проблемы. 

Мы выявляем потребность у аудитории и находим решение того, как эту потребность можно удовлетворить. Следующий шаг возможен только при наличии очень большого желания  реализовать идею, и если оно есть, то новый этап — это подготовка предварительного плана реализации.

План реализации всегда состоит из одного и того же набора опций:

  1. Фиксирование идеи: описание потребности, целевой аудитории и описание самой идеи.
  2. Разработка пути доставки решения до целевой аудитории: определение необходимых инструментов, ресурсов и времени для реализации.

Например, на платформе Planeta.ru успешно собрал средства проект «Народный стадион» в Калуге. Футбольный клуб «Калуга» входит в число 44 сильнейших футбольных клубов России, выступая в дивизионе «А» Второй лиги, но на протяжении всех 15 лет своего существования не имеет современной тренировочной базы и стадиона. Эта относительно небольшая потребность не позволяет рассчитывать на государственное финансирование, и клуб долго обходился бы без стадиона, если бы одна маленькая девочка-болельщица не сформулировала проблему и не обратилась к Олегу Митрофанову, генеральному директору ФК «Калуга», с записанным видео. Идея девочки была не нова, но она стала последним аргументом, сподвигшим команду проекта запустить сбор.

Идея — создание народного стадиона. Целевая аудитория — жители Калуги. План реализации — запуск крауд-проекта, который принесет популярность клубу, привлечет деньги заинтересованных граждан, а также облегчит нахождение других бизнес-партнеров. Реализация идеи стала возможной после того, как авторы проекта описали потребность, изучили целевую аудиторию, рассчитали все ресурсы и сроки, в течение которых проект может стать реализоваться. В итоге общий сбор проекта составил 310% от изначально заявленной финансовой цели.

На что же больше всего похож краудфандинговый проект? Ответ очевиден — на запуск нового бизнеса, основанного на простой и понятной бизнес-модели, которая может быть описана тремя вопросами: «Кто? Что? Как?». Более сложные, но не менее эффективные модели можно встретить у Остервальдера и других бизнес-экспертов. 

Можно построить и свою модель, но в ее основе всегда будут находиться три ключевых элемента: 

  1. «Кто» — целевая аудитория с определенной потребностью, она всегда первична.
  2. «Что» — решение, которое позволяет удовлетворить потребность целевой аудитории, это и есть суть проекта.
  3. «Как» — способ реализации идеи, доставки ее до целевой аудитории, то есть набор инструментов с расчетом человеческих и финансовых ресурсов, распределенных в нужной последовательности и привязанных к конкретным календарным датам.

Использование бизнес-модели в основе создания проектов не имеет ограничений: таким образом можно запускать проекты с записью музыкальных альбомов, тестированием бизнес-гипотез или благотворительными сборами. Финансовый результат в виде прибыли не всегда является главной целью, а удовлетворение потребности аудитории всегда будет одной из задач, решение которой приведет к цели, какой бы она ни была. 

При запуске нового бизнеса применяется тот же подход — сначала разрабатывается бизнес-модель, а затем она оформляется в формате бизнес-плана. Главное отличие краудфандингового проекта от стартапа заключается в сроках реализации: в крауд-проектах этот срок ограничен. Тем не менее, крауд-проект может стать MVP (минимально жизнеспособным продуктом) и первой ступенью запуска нового бизнеса.

На что влияет проработка бизнес-модели проекта? На его успешность: чем тщательнее проработаны все детали — от названия до иллюстраций и способов привлечения аудитории, тем выше вероятность достижения запланированных сборов.

Подготовка крауд-проекта с использованием бизнес-подхода имеет ряд преимуществ, и только мы сами можем стать препятствием на пути к достижению целей, если при формировании проекта не учтем все основные блоки подготовки. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации05.08.2010
Уставной капитал1 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Москворечье-Сабурово, ш. Каширское, д. 3к2 стр. 9, эт 6 ком 7,8
ОГРН 1107746618385
ИНН / КПП 7722724252 772401001
Среднесписочная численность33 сотрудника
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия