Когда ФНС «обращает внимание» на компанию? Что учесть предпринимателю
Эксперт АКГ «Капитал» рассказывает, как работает налоговый контроль сейчас и как снизить риски доначислений, штрафов и уголовной ответственности по налогамЭксперт с опытом 25 лет в сфере налогообложения, аудита, консалтинга, досудебной и судебной защиты по спорам с ИФНС. Кандидат экономических наук, магистр права, аттестованный аудитор.
В последние годы эффективность ФНС выросла в разы — и это не чудеса, а следствие автоматизации. Попытка спрятать активы, регистрировать компании в других регионах — это не работает. Эксперт Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал» рассказывает о том, как работает налоговый контроль сейчас.
Количество выездных налоговых проверок за последние 7 лет сократилось с 31 до 10 тысяч, при этом сумма доначисленных налогов выросла — с 9 до 57 млн руб. за одну выездную проверку в среднем по России.
Автоматизация контроля
Автоматизированная система контроля (АСК) анализирует множество факторов, и когда налогоплательщик начинает отклоняться от средних по отрасли параметров или выходит в «красную зону» (то есть сильно отклоняется от средних значений), он автоматически попадает на этап предпроверочного анализа.
На этом этапе рассчитывается сумма предполагаемых налоговых доначислений. Отчет содержит 300-500 листов, где описано все: что и где компания закупает и продает, указаны взаимосвязанные лица, анализируется движение по счетам всех директоров и учредителей. Это огромный объем информации, который невозможно собрать вручную.
При этом инструментарий ФНС постоянно расширяется. С 2014 года банки уведомляют ФНС об открытии или закрытии счета. А по запросу налоговики могут получить информацию о движениях по счетам. Это приводит и к контролю за выплатой неофициальных зарплат: налоговики смотрят на счета руководителя, главного бухгалтера. При подозрении на «дробление бизнеса» обращают внимание, когда одни лица снимают деньги, а другие примерно в это же время зачисляют деньги себе на счета.
Основные тренды налогового контроля
В фокусе внимания ФНС:
- Проблемные контрагенты, которые не в полной мере выплачивают налоги в бюджет.
- С августа 2017 года идут массовые проверки по «дроблению бизнеса». Сейчас, по экспертным оценкам, в 80-90% случаев все претензии к МСБ связаны именно с «дроблением бизнеса».
- Переквалификация договоров: гражданско-правовые договоры с ИП и самозанятыми вместо трудовых договоров. Отношения с ИП-управляющими налоговая переквалифицирует как трудовые отношения.
- Всегда на контроле с 2014 года были отношения с иностранными компаниями. Прямые соглашения об избежании двойного налогообложения, фиктивные посредники из низконалоговых юрисдикций и т. д.
С февраля 2022 года, когда налогоплательщики стали использовать компании из иностранных юрисдикций для обхода санкций, в ряде случаев они решают еще и налоговые вопросы. Так, в ОАЭ нет налогов, при этом некоторые российские предприниматели, ведущие через страну внешнеэкономическую деятельность, делают наценку в 2-3 раза. Это тоже будет предметом контроля, аналогичные дела уже были.
В одном из кейсов коньячный завод закупал коньячный спирт у французского производителя через подконтрольных посредников на Кипре и Мальте. ФНС исключала наценку, сделанную иностранными компаниями на Кипре и Мальте из расходов по налогу на прибыль. Также исключались вычеты по НДС с этой наценки. По прибыли компания проиграла в суде, а вот право на вычеты по НДС отстояла — этот НДС при ввозе товара был уплачен на таможню.
По Эмиратам можно привести в пример так называемое «дело ТД РИФ», когда сельхозпродукция продавалась взаимозависимому лицу в ОАЭ, а оно, сделав относительно небольшую наценку, продавало товар конечным покупателям. С использованием информации о движении денежных средств в ОАЭ налоговым органом было установлено, что эта наценка была выведена на счета физических лиц — бенефициара российской компании и его супруги.
Добровольная уплата налогов — альтернатива проверке?
Сейчас есть такой процесс, как «побуждение к добровольной уплате налогов».
О том, что налогоплательщик попал в предпроверочный анализ, он узнает по внешним факторам. Ему приходят требования предоставить документы вне рамок выездной или камеральной проверки со ссылкой на п. 2 ст. 93.1 НК РФ по конкретным сделкам. Например, по взаимоотношениям с определенными ООО. К каждому налогоплательщику интерес у ФНС разный: «проблемные контрагенты», «дробление бизнеса», ИП-управляющий, договоры с ИП, которые похожи на трудовые договоры…
Такие же требования начинают поступать контрагентам налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган может опрашивать сотрудников, в том числе уволенных, и иных лиц, которые могут быть осведомлены о деятельности компании.
Затем готовится информационное письмо. В нем описано то, что ФНС считает правонарушением, и рекомендуется добровольно уточнить налоговые обязательства до определенного срока. Если налогоплательщик решает не делать этого, как правило, он пишет пояснение. Бывает, что на пояснениях все заканчивается, но обычно нет. Далее налогоплательщика вызывают на т.н. налоговую комиссию.
Если компания самостоятельно не уточнила налоговые декларации и суммы налогов, принимается решение о проверке. И, как говорят сами налоговики: «Если мы к вам пришли, то точно доначислим, с пустыми руками не уйдем».
Что делать, если вы не согласны с решением о доначислении?
Государство довольно жестко играет в фискальную политику. Все предприниматели ощущают себя потенциально виновными. Презумпция невиновности налогоплательщика почти не работает.
Удовлетворяются только 26% апелляционных жалоб на решения налоговой. И только 20% налогоплательщиков идут в суд после подачи апелляционной жалобы. В разных источниках указан разный процент выигранных споров, например, в докладе Минфина за 2020 год — 12%.
Однако в нашей практике много выигранных дел. Так что, если позиция налогоплательщика обоснована, ее надо отстаивать всеми законными способами. Для этого существует правовая система и организации, которые помогают это делать. Наша задача — развивать такие механизмы.
На всех этапах контроля — при ответе на требования, при подготовке пояснений, на допросах в ФНС, в ходе судебного процесса — стоит подключать профессиональных консультантов и налоговых юристов.
«Большая проблема в том, что налогоплательщики иногда слишком поздно приходят к профессиональным помощникам, когда уже дали какие-либо ненадлежащие пояснения», — говорит Виктор Иваницкий. «Чем раньше подключится профессиональный помощник, тем выше вероятность положительного результата. Каждый профессионал в своей сфере: кто-то хорошо строит дома, а мы понимаем, что ФНС хочет от вас, истребуя те или иные документы».
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети