За какими показателями бизнеса в кризис нужно следить в первую очередь
Важно регулярно оценивать финансовое состояние бизнеса. Рассказываем, какие 5 показателей собственник должен обязательно отслеживатьФинансовый эксперт, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», автор экспертных статей, обучающих курсов и опытный спикер
1. Прибыль и эффективность направлений
Казалось бы, прибыль — это то, что предприниматели должны считать в первую очередь. Но лишь 30% предпринимателей регулярно рассчитывают чистую прибыль. Некоторые собственники считают прибыль «скопом» по всем направлениям — это не дает полной информации. Важно считать прибыль отдельно по каждому направлению / подразделению / продукту / юниту в бизнесе важно видеть отдельные цифры.
Есть классическая формула расчета прибыли. В ней содержатся главные показатели, за которыми обязательно нужно следить.
Чистая прибыль = Q * (P — Vc) — Fc
Q — количество; P — цена; Vc — переменные затраты; Fc — постоянные затраты
2. Маржа и постоянные затраты
Это те показатели, которые мы видим при расчете прибыли. Маржа рассчитывается так: цена товара минус переменные затраты.
Что такое переменные затраты? Когда вы покупаете товар за 100 ₽, продаете за 200 ₽, ваша маржинальная прибыль — 100 ₽. Постоянные затраты не зависят от того, есть у вас выручка или нет. Это зарплата, аренда офиса и другие расходы.
3. Точка безубыточности
Точку безубыточности рассчитываем так: берем постоянные расходы и делим на процент маржинальной рентабельности (этот показатель можно получить, если маржу поделить на выручку).
ТБУ = Fc / % маржи
На примере:
Вы купили товара на 8 млн, отгрузили на 10 млн, заработали 2 млн.
2 млн / 10 млн = 20% — это маржинальная рентабельность
И еще к этому у компании есть 1,5 млн постоянных расходов (зарплата, офис, услуги).
2 млн — 1,5 млн = 500 тыс. — это чистая рентабельность компании
Берем 1,5 млн постоянных расходов и делим на маржинальную рентабельность (20%). Это и будет точка безубыточности.
В этом случае, если компания при маржинальной рентабельности в 20% отгрузит на 7,5 млн, то прибыль будет равна нулю. Если отгрузит меньше — получит убыток.
На точку безубыточности влияет размер маржи.
Допустим, маржа упадет до 10%. В этом случае 1,5 млн надо делить на 10%. Получается, чтобы выйти в ноль, надо продать товара уже не на 7,5 млн, а на 15 млн — точка безубыточности выросла в два раза.
Важно: если уменьшается маржа, значит, нужно отгружать больше товара, чтобы скомпенсировать и выйти в ноль. Контролируйте процент маржи и снижайте постоянные расходы — так вы будете сокращать точку безубыточности и повышать устойчивость компании.
4. Запас финансовой устойчивости
Этот показатель отражает, насколько выручка превышает вашу точку безубыточности. В нашем первом примере выручка — 10 млн, точка безубыточности — 7,5 млн. Значит, запас финансовой устойчивости — 25%. Это минимальный порог для компании, при котором она чувствует себя уверенно.
ЗФУ = (выручка — ТБУ) / выручка
5. Уровень дебиторской задолженности
Если в компании не введена политика кредитования покупателя, пора продумать, кому, на какой срок и в каком размере вы готовы предоставлять отсрочку. И как вы будете работать с дебиторской задолженностью.
Контролируйте уровень дебиторки. Потому что именно рост дебиторки — причина, почему компании не хватает денег для платежей. При большой дебиторской задолженности компания не может справиться с текущими обязательствами, а это грозит банкротством. Важно удерживать дебиторку в безопасных размерах для компании и не допускать просрочек больше 5% от объема задолженности.
О других финансовых показателях в бизнесе и управлении ими — в книге Ирины Екимовских «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя».
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети