Сколько времени и денег требует создание приложения для МКД
Поговорили о разработке подобных приложений с менеджером по продукту «Мажордом» Дмитрием Хрипушиным.Эксперт по цифровизации-курирует разработку приложения, которым пользуется более 40 000 человек. Более — 12 лет на руководящих должностях. Эксперт по продуктовому маркетингу и UX/UI-дизайну
Многие застройщики стремятся сделать свои проекты более привлекательными для клиентов, отстроиться от конкурентов. В рамках этой задачи девелоперы приходят к тому, чтобы сделать дом умным, а проживание жителей — максимально безопасным и комфортным. А управлять системой умного дома и комфортно взаимодействовать с управляющей компанией можно с помощью мобильных приложений. Сегодня узнаем, сколько это может стоить, какие этапы включает в себя процесс создания и что выгоднее для девелопера: купить готовое решение или создать свой продукт.
Какие этапы включает в себя разработка мобильного приложения для управления умным домом и взаимодействия жителей с управляющей компанией?
Все начинается с этапа аналитики, когда мы собираем потребности со стороны заинтересованных лиц — стейкхолдеров. У разных категорий стейкхолдеров могут быть достаточно противоречивые запросы. Условно говоря, то, что нужно жителю, не нужно управляющей компании или застройщику, и наоборот. На этом этапе мы обрабатываем все запросы, формируем итоговый пул функций, которые необходимо реализовать. После этого мы переходим к подготовке технического задания на разработку.
Следующий этап — разработка дизайн-решения, проектирование пользовательского опыта, создание дизайн- и промо-материалов.
Имея на руках техническое задание и дизайн, мы переходим к этапу воплощения, где разработчики на основе полученных данных реализуют функции, которые мы собрали на этапе аналитики.
Закончив разработку, мы приступаем к этапу тестирования, где проверяем то, что реализовали, насколько оно корректно работает, соответствует ли техническому заданию и макетам. Мы также проводим регрессионное тестирование, где проверяем, не сломалось ли у нас то, что уже было реализовано при интеграции чего-то нового.
Закончив тестирование, публикуем в сторах мобильных платформ: App Store, Google Play Market, RuStore и AppGallery. Десктопную версию для управляющей компании отправляем через релиз на сервер.
Какие факторы влияют на стоимость разработки мобильного приложения для МКД?
В первую очередь на стоимость влияет фонд оплаты труда команды разработки. Это 70-80% себестоимости создания мобильного приложения. Также стоит учитывать компетентность сотрудников, уровень их технических знаний. Если человек, например, менее компетентный, менее опытный, он будет тратить на разработку больше времени.
Можно сказать, что час работы хорошего специалиста со всеми расходами — заработная плата, обязательные отчисления, административные расходы — доходит до четырех с половиной тысяч рублей. На реализацию чего-то серьезного зачастую требуются сотни часов разработки. Поэтому на текущий момент IT-разработка — один из самых дорогостоящих видов производства.
Кроме того, процесс разработки бесконечен,с каждым днем его стоимость будет расти. Например, на разработку «Мажордома» было затрачено уже около сотни миллионов.
Можно ли оценить стоимость разработки подобного мобильного приложения заранее или она может измениться в процессе работы? Если да, то насколько?
Оценить можно, но диапазон будет очень большой. От нескольких десятков миллионов рублей до нескольких сотен миллионов. Заранее можно оценить стартовый функционал. То, с чего хочет начать компания. Понять список примерных функций, которые компания хочет разработать в рамках первой версии приложения, приблизительно их спроектировать и оценить стоимость их разработки. Но это будет только стартовый этап. Дальнейшая разработка будет формироваться более гибко. Потому что, выпустив первую версию, как правило, разработчик собирает фидбэк от заинтересованных сторон, определяет список функций, по которым необходима доработка, определяет то, что надо разработать с нуля, и заново начинает этот цикл. Вообще, жизненный цикл проекта длится до бесконечности, ведь технологии постоянно обновляются, клиенты стремятся к расширению функционала. И, соответственно, с каждым годом все больше и больше ресурсов и финансовых средств будет уходить на разработку. Так как компания продолжает развивать продукт.
Какие технологии и инструменты используются при разработке мобильного приложения для МКД?
У нас это серверная часть — Node.js, frontend-часть для веб-версии — React. Мобильные приложения — нативные. В приложениях для многоквартирных домов еще существует модуль взаимодействия с инженерными системами. Помимо технологического стека разработки, есть технологии, которые связаны с оборудованием.
Из каких специалистов обычно состоит команда, ведущая разработку? Кто должен быть в команде и как подбираются кадры?
Количество специалистов строго не регламентировано. Чисто теоретически можно найти специалиста, который умеет делать и frontend-часть, и backend-часть, и мобильные версии, но один он будет это делать очень и очень долго. Если представить, что такого специалиста вообще можно найти.
Поэтому, как правило, собирается команда разработчиков, в которой каждый занимается своим профилем.
Кто-то занимается frontend-частью, кто-то занимается backend-частью, кто-то — разработкой приложения под iOS, а кто-то — под Android. Также UX/UI дизайнер и специалист, который будет заниматься аналитической частью, чтобы сформировать техническое задание на разработку. Это может быть либо product manager, либо системный аналитик, продуктовый аналитик или просто руководитель проекта.
Так выглядит минимальный набор команды. Но если есть потребность в разработке большого объема функций и в дальнейшей доработке, то зачастую количество специалистов умножается на 2/3/4, а, может, даже на 10. Важно понимать, что от состава команды зависят сроки разработки приложения.
Например, если бы приложение Мажордом разрабатывала минимальная команда, это бы заняло 3–4 года. Сейчас у нас достаточно большая команда, — 23 человека. Такой команде потребовалось бы 1,5–2 года.
Какие дополнительные услуги могут быть включены в стоимость разработки мобильного приложения для умного дома, помимо создания самого приложения?
В первую очередь это интеграция оборудования: домофонов, камер, систем управления точками доступа, распознавания автомобильных номеров, открытия электронных замков. Также это административные расходы, они могут доходить до 20% от общей стоимости разработки.
Что выгоднее для девелоперской компании — разработать свое приложение или приобрести готовое решение?
На мой взгляд, если это не компания, которая сдает от миллиона квадратных метров в год, то выгоднее все-таки покупать готовые решения. Это связано с тем, что сейчас сильно выросла стоимость разработки. Когда час работы программиста стоит под 4,5 тысячи рублей, а на топовых должностях зарплата может доходить до 6 тысяч в час, то разработать что-то на рыночном уровне обойдется примерно в 100 миллионов. И, соответственно, компании, чтобы отбить эти 100 миллионов на абонентской плате, надо будет вводить миллионы квадратных метров жилья и годами это окупать. То есть, отобьется такое вложение лет за 5. На рынке свои решения в основном разрабатывают очень крупные застройщики.
А если мы говорим о покупке готовых решений, то ежегодные отчисления на дом класса «комфорт» или «комфорт плюс» порядка 300 квартир будут составлять от 200 до 300 тысяч рублей.
Управляющая компания предоставляет какие-либо требования к мобильным приложениям для МКД. Если да, то какие?
В первую очередь управляющую компанию интересуют два аспекта. Это работа с заявками и работа с инженерными системами. Их требования, как правило, связаны с тем, чтобы обработка заявок занимала минимальное количество времени и требовала минимального количества специалистов. Что касается инженерии, — важно, чтобы диспетчеризация систем могла проходить максимально в удаленном режиме, а инженеры могли через систему отслеживать работу устройств и выявлять проблемы.
Все остальное связано либо с сопровождением двух этих систем, либо с узконаправленными вещами. Сейчас, например, достаточно динамично развивается направление предоставления платных услуг. Это каталог услуг и товаров, которые управляющая компания предоставляет либо самостоятельно, либо через партнеров. Работа управляющих компаний не подразумевает большого дохода, если считать исключительно квартплату, которая прописана у нас на уровне законодательства. Они практически должны работать в ноль. И чтобы как-то повысить доходность, им выгодно предоставлять различные платные услуги и привлекать для этого подрядчиков, сторонние организации. Так управляющая компания будет получать комиссию от услуг, которые оказал их партнер, и повышать свою доходность.
Есть ли ценность приложения для застройщика, у которого нет своей управляющей компании?
Конечно. Основная ценность заключается в том, что он может заложить в приложении функции, которые, в первую очередь, выгодны ему. Например, витрину недвижимости, где он будет предлагать жителям своих домов приобрести квартиры в жилых комплексах, которые он строит.
Кроме того, приложение закрывает вопрос взаимодействия с жильцами на этапе, пока еще дом не сдан. Застройщик через приложение может публиковать отчеты о ходе строительства, предоставлять доступ к камерам. А когда строительство закончено, через это же приложение жители смогут записаться на приемку квартиры, и при необходимости отметить какие-то недочеты и отслеживать процесс их устранения. Это позволяет значительно экономить менеджерский ресурс, убрать рутинную часть и распределить время на более важные задачи.
И в целом, наличие сервисов «Мажордома» повышает ценность девелоперского продукта. Например, возьмем два одинаковых дома, но один будет подключен к «Мажордому», а другой — нет. Соответственно, в одном жители смогут через приложение взаимодействовать с управляющей компанией, просматривать видеокамеры, открывать домофонную дверь, даже если они находятся не в квартире, в во втором жилом комплексе всего этого не будет — для покупателя выбор будет достаточно очевидным. И клиент даже будет готов заплатить больше на 1-2% от стоимости квартиры, чтобы получить более комфортный вариант проживания.
Какие функциональные возможности должны быть реализованы в современном мобильном приложении для многоквартирного дома?
Я бы разбил их на несколько категорий. Первая — это взаимодействие с управляющей компанией: подача заявок, отправка показаний счетчиков. Вторая категория — все, что связано с безопасностью. Видеонаблюдение и системы контроля доступа на территорию: калитки, домофоны, шлагбаумы и тд. Третья — это диспетчеризация инженерных систем. Для жителя это, в первую очередь, приборы учета, а для управляющей компании — устройства, которые находятся в местах общего пользования. Например, датчики протечки в квартире, запорная арматура на магистральных трубопроводах. Для управляющей компании это еще и серверное оборудование, которое размещается в подъездах, и общий сервер, который аккумулирует данные со всех подъездов. И четвертая категория — взаимодействие с соседями.
Сейчас популярными для управляющих компаний стали функции по продаже дополнительных услуг: замена крана в квартире, батарей, аренда беседок или барбекю-зоны. Все это также можно реализовать через приложение.
Какие методы оптимизации стоимости разработки мобильного приложения вы можете предложить?
Использование готовых решений или решений, которые можно взять за основу. Есть различные open source библиотеки, плагины, благодаря которым ты можешь воспользоваться уже существующими на рынке наработками и интегрировать их в свой проект.
Также можно оптимизировать выбор стека, на котором будет разрабатываться приложение. Например, специалисты по iOS-разработке стоят дороже, чем специалисты по frontend-разработке. И поэтому разработка на каком-то кроссплатформенном решении будет дешевле.
Подытожив, стоит сказать, что разработка приложения для МКД — трудозатратный, долгий и дорогой процесс, который лучше делегировать профессионалам — компаниям разработчикам. В наше время уже трудно представить современный жилой комплекс с бумажными квитанциями за коммунальные услуги и без возможности управлять умным домом. Именно потому девелоперские компании принимают решение приобретать подобные системы, тем самым поднимая стоимость проектов и повышая уровень комфорта жителей своих ЖК.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль