РБК Компании

Ирина Остроухова — о КБС и распознавании лиц в России

Директор по работе с клиентами РекФэйсис Ирина Остроухова рассказала о будущем лицевой биометрии в России и работе КБС — Коммерческой Биометрической Системы
Ирина Остроухова — о КБС и распознавании лиц в России
Ирина Остроухова
Ирина Остроухова
Директор по работе с партнерами РекФэйсис в России и СНГ

Руководит процессами реализации проектов для эффективного внедрения высокотехнологичных продуктов компании в бизнес-процессы Клиентов.

Подробнее про эксперта

— Что такое РекФэйсис и какая у компании основная миссия?

— РекФэйсис — разработчик готовых биометрических решений на основе технологии распознавания лиц. Миссия компании — сделать биометрию простой и доступной. Наши коробочные продукты снижают риски безопасности, обеспечивают точный учет рабочего времени и ускоряют многие бизнес-процессы — от получения доступа к специальным зонам до поиска определенного человека на объекте. ПО, которое мы разрабатываем, создано для быстрой интеграции в инфраструктуру клиента и адаптировано под решение конкретных бизнес-задач. Сейчас у нас более 200 инсталляций —  мы повышаем безопасность на стадионах, в аэропортах, на станциях метро. И число проектов продолжает расти.

— Что отличает РекФэйсис от других компаний на рынке биометрии?

— Сначала стоит рассказать о продуктах на рынке биометрии в целом. Их много, но я бы выделила четыре основных типа. Первый тип — кастомные решения, которые создаются под узкий спектр задач клиента, поэтому разрабатываются долго и стоят дорого. 

Второй тип — нейросети. Они стоят меньше, чем полноценные биометрические системы, и функция у них одна — идентификация. Для дальнейшей обработки результатов этой идентификации необходимо дополнительно разработать бизнес-логику, чтобы эти нейросети имели прикладной характер для той или иной задачи конечного пользователя. На это может потребоваться много времени.

Третий тип — бюджетные терминалы со встроенным распознаванием лиц. Их можно быстро настроить, но внедрение их в крупную систему безопасности сопряжено со сложностями дальнейшей эксплуатации всей системы. В них может не быть API или SDK, их нельзя масштабировать и так далее. 

К четвертому типу относятся коробочные решения, которые доступны на рынке не так широко, но отличаются высокой надежностью и простой установкой. В решения уже включена бизнес-логика и архитектура, которая позволяет работать в сложной территориально-распределенной и мультивендорной инфраструктуре. Точность распознавания лиц составляет практически 100%, а алгоритмы, которые применяются в ПО РекФэйсис, входят в топ-5 рейтинга Национального института стандартов и технологий (NIST). 

— Расскажите о своем вкладе в развитие компании.

— Сложно оценивать себя, однако, попробую. С момента прихода в компанию я структурировала работу с партнерским каналом, отработала и довела до автоматизма бизнес-процессы, связанные с подготовкой к проектам и пилотным тестированием. Я ставлю перед собой целью не количество инсталляций, а правильное использование биометрии. То есть проект должен одинаково пониматься всеми участниками — от вендора до клиента. Здесь мое видение полностью совпадает с миссией компании. Мы поставляем «добрую биометрию», которая предоставляет пользователю полезные сервисы, ускоряет рабочие процессы, снимает барьеры. 

Разумеется, использование биометрии подлежит регламентированию. Здесь мой вклад в дело компании — это соблюдение всех законодательных требований в части 969 постановления, 572-ФЗ. Каждый день своей работы мы с командой стремимся сделать продукты, удовлетворяющие запросам клиентов, в соответствии с действующим законодательством.

— Насколько российский рынок лицевой биометрии отличается от глобального? 

— Ситуация на российском рынке кардинально изменилась в конце 2022 года. Сейчас она сильно отличается от того, как с биометрией работают за рубежом. 29 декабря 2022 года вступил в силу федеральный закон №572, который сделал ГИС ЕБС (единую биометрическую систему) неотъемлемой частью процесса идентификации. Так у участников рынка биометрических продуктов появилась задача по разработке решений, которые бы могли поддерживать новую схему взаимодействия между бизнес-системами и ГИС ЕБС. В результате возникла принципиально новая сущность — Коммерческая Биометрическая Система (КБС). А компании, которые хотели продолжать использовать распознавание лиц или голоса, должны были перейти на один из трех форматов работы с биометрией, которые появились как раз в результате вступления в силу нового закона.

— Что такое КБС?

— КБС — это система, с помощью которой аккредитованные компании могут работать с биометрией в собственной инфраструктуре с соблюдением всех требований закона. Появление КБС приводит к дополнительным расходам, потому что помимо аккредитации компаниям необходимо заниматься и разработкой ПО, которое бы могло выполнять аутентификацию во взаимодействии с ГИС ЕБС и другими государственными системами.

— Какие варианты работы с биометрией есть у компаний сейчас?

— Есть три модели работы. Первая — транзакционная модель, когда компания обращается напрямую к ЕБС и оплачивает каждую аутентификацию, и аутентификация происходит именно в ЕБС. 

Второй вариант — векторная модель, когда компания проходит аккредитацию и создает собственную КБС. При таком сценарии она «покупает» биометрический вектор у ЕБС и пользуется им на протяжении года. 

Третий вариант — сервисная модель, когда объект подключается к сторонней КБС с помощью готового программного обеспечения. В этом случае компания получает доступ к биометрическим векторам без необходимости аккредитации. Из всего, что сейчас доступно на рынке, такой вариант является наиболее экономически эффективным и позволяет компаниям использовать результаты биометрической аутентификации в полном соответствии с законодательством. Это оптимальное решение для тех организаций, у которых нет возможности или желания заниматься разработкой собственной КБС. 

— В начале этого года вы прошли аккредитацию и презентовали ПО Id-Me. Что это за продукт?

— Id-Me — это решение, которое позволяет организациям работать с биометрией с учетом всех требований 572-ФЗ. К Id-Me подключается как ПО РекФэйсис, так и сторонние системы. Запрос рынка на такое решение звучал в течение полутора лет с момента подписания закона, и нашей задачей было разработать продукт, который бы смог сделать биометрию доступной даже с изменением реалий работы с ней. 

Наша команда в контакте с оператором ГИС ЕБС прошла все сценарии подключения и обмена данными в ролях как клиента, так и конечного пользователя. Так мы смогли реализовать коробочное решение, удовлетворяющее запросам рынка. 

Id-Me делает возможной аутентификацию в контуре компании, включает готовые интеграции с ГИС ЕБС и ГИС ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) и позволяет подключать продукты, которые используют результаты аутентификации для обогащения систем видеонаблюдения, СКУД, учета рабочего времени и других отраслевых решений.

— С какими вызовами вы столкнулись в связи с появлением 572-ФЗ?

— Я бы расширила вопрос. С вызовами столкнулись не конкретно мы — с вызовами столкнулся весь рынок биометрии. Первый вопрос, который возник: «Как это должно работать?». Еще в начале 2023 года компании начали интенсивную работу по формированию решений и уточнению нормативно-правовой базы, и только к концу 2023 года основные технологические и правовые моменты были приведены в соответствие. На конец года мы разработали функционально целостный коробочный продукт, который позволяет клиентам и партнерам выполнить задачу по подключению к ГИС ЕБС и запуску КБС. Один из наших партнеров, компания «Инновационные технологии», запустил КБС с использованием нашего решения Id-Me.

Вторая составляющая — конечно, цена. Системы с технологией распознавания лиц никогда и не были простыми, а с переходом к работе в условиях 572-ФЗ кратно выросла и сложность, и стоимость таких систем. Сейчас самостоятельное использование лицевой биометрии доступно только крупным компаниям. Остальные потребители смогут использовать технологию через какое-то время в формате сервисов, когда крупные игроки, например, финансовые учреждения или телеком, с помощью Id-Me смогут предоставлять рынкам B2B и B2C массовые сервисы на основе биометрических технологий.

Третий вызов — это согласие на использование биометрии. В соответствии с 572-ФЗ конечный пользователь теперь должен сам управлять разрешениями. Он может выбирать, какой компании дать свое согласие, а у какой отозвать. С одной стороны, это новый способ регулирования того, как компании работают с персональными данными, что хорошо с точки зрения приватности. С другой стороны, это накладывает ограничения в части таких сценариев, как, например, борьба с шоплифтерами в торговых центрах. 

Впрочем, сейчас большая часть вызовов уже отработана рынком, поэтому в отношении дальнейшего развития технологий видеоидентификации мы настроены позитивно.

— Как Вы работаете с партнерами с учетом нового закона?

— Мы не только предоставляем продукты для решения бизнес-задач, но и помогаем нашим клиентам и партнерам узнать больше о работе биометрии и о том, как адаптироваться к новым условиям работы с ней. С нашей стороны клиенты получают рекомендации по приобретению оборудования и его установке, а еще мы регулярно проводим вебинары для всех, кто хочет внедрить биометрию в свои бизнес-процессы. Мы всегда рады делиться своим опытом, потому что считаем, что у биометрии есть значительный потенциал для развития в будущем.

Появление 572-ФЗ не затронуло нашу партнерскую политику. Все наши продукты по-прежнему доступны через партнеров и интеграторов. К продуктовой линейке был  добавлен новый продукт Id-Me, призванный полностью обеспечить работу КБС на прикладном уровне. Модели лицензирования также не претерпели существенных изменений. Даже с учетом того, что сложность таких продуктов выросла значительно, мы приняли решение не повышать цены на наши решения. Однако стоимость проектов существенно вырастает за счет других компонентов системы — это средства информационной безопасности, повышенные требования к оборудованию и административная нагрузка. Все это ложится либо на капитальные инвестиции и переменные затраты, либо только на систематические издержки клиента. 

— Можете ли вы спрогнозировать распространение биометрии в России в будущем: будут ли компании внедрять ее даже с учетом последних изменений в законодательстве?

— Прогнозирование, с одной стороны, не самая достоверная вещь, поскольку все меняется. С другой стороны, мы, конечно, видим определенные закономерности и надеемся на развитие биометрии во всех сферах, где требуется персонализация. Сейчас уже четко можно выделить основные тренды использования биометрии. Первый — ее внедрение в классические системы контроля и управления доступом, потому что это быстро и удобно. Второй — взаимодействие с банковскими системами через видеоидентификацию. Третья тенденция — развитие ряда государственных сервисов, где требуется точное определение личности для доступа к услугам. 

Мы в РекФэйсис считаем, что вместе с появлением сервисной модели биометрия постепенно станет неотъемлемой частью повседневной жизни. Она наверняка дополнит или полностью заменит идентификаторы — от карт доступа до удостоверений личности. 

В любом случае глобальные изменения вокруг стирают границы между физическим и цифровым миром и заставляют использовать способы аутентификации в различных их сочетаниях. Для повышения уровня безопасности и комфорта лицевая биометрия точно займет свое место в комплексных системах и инфраструктурах будущего.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации12.09.2014
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Донской, пр-д 2-й Рощинский, д. 8, эт 9 пом XIV ком 5
ОГРН 5147746082160
ИНН / КПП 7725841846 772501001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, 5-й Донской пр-д, д. 21Б, стр. 10
Телефон +74952680893

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия