РБК Компании
Главная CODDY 30 января 2025

«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами

Основатель детской школы программирования CODDY Оксана Селендеева о том, на каких клиентов не нужно тратить время, и как это помогает увеличить прибыль на 40%
«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью lexica.art
Оксана Селендеева
Оксана Селендеева
Основатель и генеральный директор CODDY

Основатель и CEO CODDY, международной школы программирования для детей (180+ городов, 24 страны). Входит в ТОП-250 руководителей России'23, победитель EY «Деловые женщины» '22, финалист EY '19, '20.

Подробнее про эксперта

Недавно наши менеджеры рассказали историю, которая заставила меня задуматься. Потенциальный клиент полчаса расписывал им, какой у нас замечательный продукт, как он идеально подходит для его целей... А потом попросил скидку 90%. «Ну вам же это почти ничего не стоит!» — сказал он с обезоруживающей улыбкой. Команда вежливо отказала. Через неделю он написал снова, предложив бартер: бесплатное использование нашего продукта в обмен на «рекламу среди друзей».

Уверена, каждый предприниматель узнал в этой истории свой опыт. За почти 10 лет развития бизнеса я насмотрелась на все возможные способы получить продукт «почти даром». И знаете что? Я поняла одну важную вещь — эти люди никогда не станут вашими клиентами. Никогда.

«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами

Шесть типов «почти клиентов», которые съедают ваше время

По отчетам моих менеджеров, есть шесть категорий людей, на которых мы тратим непропорционально много ресурсов:

1. «У меня еще нет денег» 

Это те, кто действительно интересуется продуктом, но считает его дорогим. Их можно узнать по фразам:

  • «А вот у ваших конкурентов...»
  • «Сделайте скидку, я приведу много клиентов!»
  • «Давайте попробуем бесплатно, а потом посмотрим»
  • «Мне очень нравится, но сейчас не могу себе позволить»
«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами

2. «Коллекционеры пробных занятий» 

Это клиенты, которые систематически обходят все школы и курсы, записываясь на бесплатные пробные уроки. Их можно узнать по характерным признакам:

  • Профессионально используют все промокоды и акции
  • Создают новые аккаунты для получения «приветственных» бонусов
  • После пробного занятия исчезают, чтобы появиться через полгода под новым именем
  • Активно делятся в соцсетях информацией, где и что можно получить бесплатно

3. «Вечные исследователи рынка» 

Эти клиенты бесконечно сравнивают, изучают и собирают информацию. Они:

  • Записываются на все бесплатные консультации
  • Просят детальные презентации и коммерческие предложения
  • Посещают каждый вебинар и мастер-класс
  • Но никогда не принимают решение о покупке 

Как говорят мои менеджеры: «Они не покупают не потому, что не могут выбрать, а потому что сам процесс выбора стал их комфортной зоной».
 

«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами

4. «Профессиональные переговорщики»

Эта категория возвела получение скидок в искусство. Они:

  • Находят любые поводы для торга: от дня рождения до «случайно» замеченной опечатки на сайте
  • Манипулируют конкурентными предложениями (часто выдуманными)
  • Угрожают уйти к конкурентам прямо во время разговора
  • Возвращаются снова и снова, каждый раз с новой «уважительной» причиной для скидки
«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами

5. «Сезонные охотники»

Эти клиенты появляются только в период распродаж и праздничных акций. Их особенности:

  • Начинают писать за месяц до «Черной пятницы» с вопросом «А какие будут скидки?»
  • Требуют дополнительных скидок даже на акционные предложения
  • Пытаются комбинировать всевозможные промокоды
  • Откладывают оплату до последнего дня акции, а потом просят «продлить еще на пару дней» 

Как заметил один из моих менеджеров: «Они не ищут ценность, они ищут скидку. Даже если мы снизим цену на 90%, они спросят — а почему не на 95%?»

«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами

6. «Профессиональные жалобщики» 

Пожалуй, самая энергозатратная категория. Их стратегия — добиться скидки или бесплатного обучения через жалобы и претензии:

  • Находят малейшие неточности в материалах или на сайте
  • Угрожают написать негативные отзывы «везде»
  • Требуют компенсации за «потраченное время»
  • Пишут длинные письма руководству о «недопустимом поведении» менеджеров, которые не дают скидку

Особенно опасны все эти категории тем, что создают иллюзию активности: менеджеры тратят часы на переговоры, готовят индивидуальные предложения, вовлекаются в длительную переписку. А в итоге? Или символическая покупка с огромной скидкой, или уход «подумать еще немного», или, что еще хуже, — изматывающий марафон жалоб и претензий.

Цифры, которые открыли мне глаза

Я решила посчитать, сколько времени мы тратим на «почти клиентов». Результаты меня шокировали:

  • Из просящих скидки в реальных клиентов превращается менее 2%
  • На общение с ними уходит до 40% времени менеджеров
  • Средний чек при работе со скидками падает на 30-40%
  • Каждый «пробный» клиент отнимает в 2,5 раза больше времени на поддержку.
«Они не купят продукт»: как перестать гнаться за некоторыми клиентами

Момент прозрения: что мы сделали

Когда мы увидели эти цифры, то приняли решение: мы перестали гоняться за теми, кто не готов платить. Вместо этого сфокусировались на клиентах, которые ценят наш продукт и готовы платить полную стоимость.

Мы начали:

  • Развернуто объяснять ценность продукта
  • Отказались от скидок больше 10%
  • Создали программу лояльности для постоянных клиентов
  • Увеличили инвестиции в качество
  • Обучили менеджеров выявлять «халявщиков» на ранних этапах

Результат? Наша выручка выросла на 40% за полгода, а время, которое тратили менеджеры на переговоры, сократилось вдвое.

Неудобный вопрос себе и вам

Если вы постоянно сталкиваетесь с людьми, которые не готовы платить вашу цену, задайте себе вопрос: может, проблема не в клиентах, а в продукте? Возможно, вы создали то, что нужно только тем, кто не готов за это платить?

Знаю, это больно слышать. Я сама долго не хотела признавать эту мысль. Но пока вы гоняетесь за теми, о ком я рассказала в этой статье, ваши настоящие клиенты уходят к тем, кто не стесняется своей ценности.

P.S. А знаете, чем закончилась история с тем клиентом? Через полгода он вернулся к нам. И знаете что? Без торга оплатил полную стоимость. Как рассказали менеджеры, он признался, что понял: качественный продукт не может стоить дешево. А вы готовы перестать обесценивать свой бизнес?

Источники изображений:

Сгенерировано нейросетью lexica.art

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации09.08.2023
Регионг. Москва
ОГРНИП 323774600501258
ИНН 773473968608

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Нижний Сусальный, д. 5, стр. 19
Телефон +74951066011
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия