РБК Компании
Главная ЭКОПСИ 2 октября 2024

Как различается соцответственность в IT и производственных компаниях

Как подходы к социальной ответственности в IT и на производстве влияют на сотрудников и бренды
Как различается соцответственность в IT и производственных компаниях
Источник изображения: Freepik.com, ADS
Андрей Онучин
Андрей Онучин
Партнер, руководитель практики «Социология бизнеса»

Занимается разработкой и проведением опросов удовлетворенности персонала. Разрабатывает и внедряет новые инструменты в области бизнес-социологии.

Подробнее про эксперта

Чтобы разобраться, в чем разница в отношении к социальной ответственности работодателей в разных сферах, эксперты ЭКОПСИ взяли разные категории сотрудников — IT-специалистов и производственников — и обсудили их позиции по вопросу социальной ответственности.

Как компании проявляют социальную ответственность

Под социальной ответственностью обычно понимают вклад компании в общество. Это может быть:

  • благотворительность, например пожертвования в фонды;
  • строительство заведений для детей сотрудников: детских садов и школ, лагерей;
  • организация спорта: устройство фитнес-залов в офисах, сбор и поддержка команд по футболу, хоккею и другим видам спорта;
  • вклад в здоровье сотрудников, например помощь во время пандемии коронавируса, строительство и поддержка клиник и санаториев для сотрудников;
  • благоустройство окружающей среды: обустройство парка или набережной в городе, где компания ведет деятельность;
  • помощь пенсионерам: например, работа с ветеранами труда;
  • организация Дня города: приглашение звезд и организация развлечений для жителей;
  • вклад в культуру: помощь местным музеям, организация выставок;
  • поддержка малого бизнеса: например, юридические консультации для бывших сотрудников, которые хотят стать предпринимателями.

Отношение к социальной ответственности часто зависит от сферы работы. Производственные предприятия стараются развивать город, в котором они ведут свою деятельность. IT-компании, напротив, в основном работают онлайн, и благотворительные мероприятия также обычно проводятся в интернете.

Разберем подробнее, в чем разница между отношением производственников и IT-специалистов к социальной ответственности компании-работодателя.

Социальная ответственность для производственников: важный фактор после зарплаты

Социальная ответственность для производственников часто наиболее значима в моногородах, где компания тесно связана с местом проживания своих сотрудников. Для работников важно, чтобы им было комфортно находиться в городе, а работодателю нужно обеспечить такую среду.

Местные активисты могут даже давить на предприятие, чтобы оно предпринимало меры, связанные с экологией. Например, чистило водохранилище, ставило фильтры на трубы завода, чтобы сократить количество выбросов.

В крупных городах, где много предприятий, производственники могут выбирать между работодателями. Основным фактором поиска компании в таком случае станет зарплата, а вторым — соцпакет, куда входит в том числе то, что делает предприятие в направлении социальной ответственности.

Однако важно не переусердствовать, доказывая горожанам свою полезность. Если компания слишком нарочито показывает, что она улучшает город, работники могут этого не понять. Например, завод в одном городе закупил муниципальные автобусы и сделал на них наклейки «От компании Х — городу». Сотрудники не оценили подарок и посчитали, что компания подарила автобусы только ради пиара. Наклейки пришлось убрать.

Сейчас не у всех предприятий развита социальная ответственность. В советское время у большинства заводов были свои лагеря и санатории. В девяностые кто-то оставил себе эти активы, а кто-то просто продал. Если компания развивала свою инфраструктуру для работников, то часто это становится для них поводом для гордости. А если у завода ничего не было — развивать с нуля инфраструктуру тяжело, поэтому обычно компания этим не занимается.

Социальная ответственность для IT-специалистов: фактор низкой значимости, но так было не всегда

IT-специалисты мобильны, передвигаются по городам России или живут в других странах, поэтому, в отличие от производственников, привязка к месту для них не так важна. Если компания что-то делает для города, IT-специалист не всегда может использовать улучшения и оценить их.

При этом сотрудникам IT-сферы важно, чтобы ценности компании-работодателя совпадали с их ценностями. Обычно у молодых специалистов уже сформирована система ценностей и они сами социально ответственны. Например, ездят в приюты или работают волонтерами. Когда компания также проводит благотворительные мероприятия, такие работники это ценят.

Сейчас фактор «социальная ответственность» не является значимым для IT-специалистов: в исследовании IT-бренда работодателей за 2023 год он занимает 31-е место среди критериев для выбора компании. При поиске работы айтишники не обращают на него большого внимания. Но при этом сотрудники стали чаще приписывать нанимателям социальную ответственность — этот показатель вырос на 8 пунктов, то есть специалисты видят, что работодатели развиваются в этой сфере.

В исследованиях ЭКОПСИ легко проследить динамику этого параметра среди IT-специалистов. Например, во время пандемии, когда многие компании помогали сотрудникам и их семьям, социальная ответственность являлась фактором высокой значимости.

В исследованиях за 2021 и 2022 год критерий находился в начале и середине списка. Это можно объяснить не только пандемией, но и тем, что из России еще не ушли зарубежные работодатели. Международные бренды активно транслировали свою позицию по социальной ответственности. Если компания проводила благотворительные акции или мероприятия, она также рассказывала об этом во всех источниках и потенциальные кандидаты тоже об этом знали.

С уходом зарубежных компаний пиара социальной ответственности стало меньше — и это сказалось на том, что показатель стал менее значим. Кроме того, закончилась пандемия, что тоже оказало влияние: теперь IT-специалисты не ориентируются на социальную ответственность компании при оценке работодателей.

Как различается соцответственность в IT и производственных компаниях
С каждым годом значимость показателя ощутимо снижается

Выводы: развивать ли компаниям социальную ответственность и рассказывать ли о ней

Важно понимать, что результат вложений в социальную ответственность для компании будет не сиюминутным и, возможно, неочевидным. Он может выражаться, например, в том, что выпускники школ будут заранее заинтересованы работать в компании, но придут они туда в лучшем случае через 3–4 года.

Поэтому нужно принимать решение по социальной ответственности обдуманно и внедрять фактор, исходя из аудитории. Рассказываем, что делать компаниям, у которых социальная ответственность не развита:

  • Если компания хочет развивать социальную ответственность, ей нужно понять запросы целевой аудитории бренда и узнать, насколько вообще социальные инициативы ценны для сотрудников этой компании, потенциальных кандидатов, жителей города.
  • Когда предприятие решает, что необходимо развивать благоустройство для города и живущих в нем людей, идею социальной ответственности целесообразно заложить при постройке долгосрочной стратегии развития компании — такая деятельность не сиюминутная и потребует четкого планирования ресурсов.
  • Когда компания хочет транслировать, что она социально ответственная, нужно понимать, какой аудитории она об этом рассказывает. IT-специалистам важно донести, что это ценности компании, сделать это можно в том числе через топ-менеджеров. Для производственников социальная ответственность — это про стабильность предприятия, про готовность работать долго и поддерживать город и общество.
     

Авторы: Андрей Онучин, партнер, руководитель практики «Социология бизнеса», и Артем Гринев, директор продуктов, архитектор исследования IT-брендов работодателей «ЭКОПСИ».

Источники изображений:

CANVA, Собственный архив ЭКОПСИ

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации05.08.2002
Уставной капитал800 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Тверской, пер. 4-й Лесной, д. 4, офис 473 этаж 4
ОГРН 1027710002759
ИНН / КПП 7710434132 771001001
Среднесписочная численность168 сотрудников

Контакты

Адрес 127015, Россия, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 1, 17 этаж, БЦ «Савеловский Сити»
Телефон +74956450040

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия