РБК Компании
Главная Свой Банк 14 апреля 2024

Как применяется искусственный интеллект в банковском бизнесе

Александр Мезенцев, директор по информационным технологиям АО «Свой Банк» (Группа IDF Eurasia) — о применении искусственного интеллекта в банковской отрасли
Как применяется искусственный интеллект в банковском бизнесе
Александр Мезенцев
Александр Мезенцев
Директор по информационным технологиям АО «Свой Банк»

IT-эксперт в финансовой отрасли. Ранее занимал руководящие должности в «Сбере», «Уральском банке реконструкции и развития», «Альфа-Банке».

Подробнее про эксперта

В каких направлениях ИИ уже применяется в банковской отрасли?

В банках ИИ применяют для автоматизации внутренних процессов, принятия решений и улучшения клиентского пути. Например, ИИ используется в скоринге клиентов, создании голосовых помощников и чат-ботов, в целях финансового мониторинга, обработки документов. Сейчас банки начали применять ИИ и для более сложных процессов, включая персонализацию обслуживания и анализ эмоций. Так, в одном из российских банков ИИ участвует в принятии решений о том, где в стране открывать новые отделения. При этом настройка и обучение технологии требуются постоянно, а обогащение контекстом — это регулярный и непрерывный процесс.

Довольны ли клиенты опытом использования продуктов с участием ИИ? 

Я думаю, каждый на своем опыте может подтвердить, что если, например, в чат-боте диалог с клиентом выстроен эффективно и учитывает потребности клиента, то удовлетворенность от работы системы, определенно, будет высокая. Для клиента в первую очередь важно, чтобы его запросы и проблемы были отработаны в реальном времени с минимальными усилиями самого клиента. Но, конечно, остается и в действительности всегда будет доля клиентов, для которых непосредственное общение с живым человеком более удобно, а потому для них именно оно может быть более эффективно.

Как применение ИИ влияет на банковский сектор?

В первую очередь, это автоматизация и сокращение временных и финансовых затрат на ручную работу. ИИ легко может выполнять простые рутинные операции, что позволяет либо сократить расходы на штат банка, либо переквалифицировать специалистов для выполнения более сложных задач. В том числе благодаря ИИ и алгоритмам машинного обучения банки получили возможность улучшить качество предоставляемых услуг и предоставлять более персонализированные сервисы для клиентов. Но есть и обратная сторона, и это дефицит профильных специалистов. Большое количество российских компаний отметили, что испытывают кадровый голод в данной области.

Каковы перспективные направления использования ИИ в банковском бизнесе?

Направлений очень много. Например, анализ данных, прогнозирование тенденций, управление рисками, глубинный анализ клиентов, обнаружение и предотвращение мошенничества. С точки зрения продуктов следующего поколения технологию будут применять — и уже применяют — для создания высокоэффективного анализа рынка ценных бумаг, подготовки обзоров и рекомендаций, создания более качественного финансового продукта для клиента, прогноза CJM клиента и более таргетированной работы.

Каковы риски применения ИИ в отрасли?

Самый главный риск связан с инвестициями в технологию. Использование ИИ дорогое, в него нужно вкладываться регулярно и постоянно, технология требует наличия в штате высокооплачиваемых специалистов. Кроме того, ИИ может отражать предвзятость разработчиков, что приводит к некорректным или даже дискриминационным решениям. Еще один очень важный момент — это контроль работы ИИ. Без отсутствия контроля многие решения могут приниматься не в пользу компании. Для минимизации подобных рисков необходимо выстраивание эффективной системы контроля и кибербезопасности, наращивание in-house компетенций и регулярных инвестиций в развитие технологии.

Может ли ИИ полностью заменить человека в каких-то процессах отрасли? 

Это очень интересный вопрос, на который все отвечают по-разному. Я же считаю, что ИИ не заменит человека по целому ряду причин. Во-первых, кто-то все же должен развивать и контролировать ИИ. Во-вторых, ИИ создает новые отрасли и профессии, благодаря чему появляются новые рабочие места для человека. Кроме того, ИИ не может качественно работать в условиях, отличных от тех, в которых он учился, в конечном итоге он менее вариативный и гибкий, чем человек.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации28.02.1995
Уставной капитал217 956 032,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ФИЛЕВСКИЙ ПАРК УЛ ВАСИЛИСЫ КОЖИНОЙ 1 ОФИС 804.8
ОГРН 1026400001870
ИНН / КПП 6453031840 773001001

Контакты

Адрес 121096, Россия, г. Москва, ул. Василисы Кожиной, д. 1, офис № 804.8
Телефон +78001010303

Социальные сети