Святослав Вильде: «Логистике нужны гарантии безопасности и аналитика»
Об итогах 2024 года на рынке грузоперевозок и результатах работы «Биржи грузоперевозок ATI.SU» рассказывает ее основатель, генеральный директор Святослав ВильдеОснователь и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Как заканчивает 2024 год логистическая отрасль России в целом и «Биржа грузоперевозок ATI.SU» в частности?
В 2024 году отрасль столкнулась с дефицитом грузов: конкуренция среди экспедиторских компаний и грузоперевозчиков выросла, ставки на протяжении года не увеличивались. Ситуацию усугубляет высокая ключевая ставка и рост курса доллара. Маржинальность бизнеса заметно упала. Этим объясняется рост интереса к цифровым логистическим платформам: компании стараются использовать все доступные возможности для поиска грузов. Наработанных ранее связей уже мало — нужно более тщательно «пылесосить» рынок, чтобы иметь возможность побороться за наиболее выгодные грузы.
С другой стороны, компании заинтересованы в оптимизации процессов и снижении издержек — и это тоже заставляет их обратить внимание на инструменты автоматизации, особенно те, которые не требуют больших вложений и долгих внедрений.
Для нас этот год стал вполне успешным — мы увеличили выручку на 27%. В течение года мы вовлекали пользователей в нашу экосистему. Участники Биржи традиционно активнее всего используют ее основную функцию — размещение и поиск грузов. Однако в рамках нашей платформы работает около двух десятков сервисов, которые помогают автоматизировать большинство логистических операций в режиме одного окна. В этом году клиенты активно осваивали сервис электронного документооборота, аналитические инструменты, мобильные приложения.
Растет популярность ATI.SU и в странах СНГ, где мы работаем: в Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Армении. Постепенно мы преодолеваем недоверие местных участников рынка, привыкших использовать мессенджеры в качестве доски объявлений.
Какие новые сервисы запустили в этом году?
Мы не живем в отрыве от рынка: наши новые сервисы — это всегда ответ на те вызовы, которые стоят перед отраслью прямо сейчас. Так, в 2024 году обострилась проблема с платежами. Но к этому времени мы уже запустили сервис «Гарантия оплаты перевозки ATI.SU». Биржа выплачивает перевозчикам стоимость услуги, если заказчик задерживает платеж или вовсе не собирается платить. Для небольших перевозчиков процессы взыскания болезненны, поэтому Биржа готова брать на себя возможные риски.
Кроме этого, в конце года мы запускаем сервис «АТИ Курьер». Это агрегатор курьерских услуг, позволяющий пользователям выбирать исполнителя из более чем десятка провайдеров, учитывая цену и другие параметры доставки. Он полезен компаниям, которые часто отправляют документы и малогабаритные посылки, — а таких среди наших клиентов порядка 70%. Пользователи смогут выбирать привычных операторов — СДЭК или курьерские службы, но будут иметь возможность сравнивать их предложения в едином интерфейсе экосистемы ATI.SU и работать с такими отправлениями в формате единого окна.
Об успехе этих продуктов говорить рано — участники Биржи только пробуют новую функциональность. Но в следующем году мы ожидаем рост интереса к этим инструментам.
Небольшие компании активно пользуются облачными сервисами. Но крупный бизнес привык работать внутри собственных систем. Какие возможности для интеграции с сервисами ATI.SU вы предоставляете крупным и средним компаниям?
В этом году мы запустили проектный офис. Он помогает компаниям наладить интеграцию внутренних систем с сервисами ATI.SU, чтобы использовать их внутри своих привычных систем. Ранее клиенты выполняли интеграцию самостоятельно или с помощью подрядчиков, что иногда приводило к ошибкам и затягиванию процесса. Теперь наши специалисты поддерживают клиентов на протяжении всего проекта — от первой консультации до успешного внедрения.
Какие цели по развитию экосистемы ATI.SU ставите на 2025 год?
«Биржа грузоперевозок ATI.SU» на рынке уже 30 лет и прошла не один кризис, причем в кризисы она всегда показывала рост. А значит, мы особенно полезны бизнесу, когда ему тяжело. Думаю, что 2025 год не будет исключением.
В следующем году мы решили сфокусироваться на трех направлениях. Первое — увеличить количество грузов, выставляемых на нашей платформе, в том числе международных. Планируем привлекать грузоотправителей, которые еще не работают на платформе. Будем развивать направление специфических грузов, например, контейнерных, сыпучих и наливных.
Также в 2024 году доработали функциональность нашего онлайн-сервиса «Средние ставки», позволяющего отслеживать цены и объемы грузов как по внутренним, так и международным направлениям. Раньше ставки были актуальны для полностью загруженных фур 20 тонн, 83 м2. Теперь пользователи могут получать данные также по средне- и малотоннажным грузам в 1,5; 3; 5; 10 тонн. Ранее в сервисе «Средние ставки» можно было изучить цены по четырем наиболее популярным типам кузова — закрытый, открытый, тент и рефрижератор. В этом году мы добавили трал и контейнер.
Второе направление развития — это усиление безопасности грузоперевозок. Проблема мошенничества и риски столкнуться с недобросовестными контрагентами остаются актуальными для рынка грузоперевозок. При использовании Биржи они ниже — у нас давно применяются инструменты проверки контрагентов: рейтинги с проверенными отзывами, форум с претензиями, внутренние и внешние сервисы проверки благонадежности компаний и даже искусственный интеллект. Он анализирует активность участника на платформе и сигнализирует, если замечена аномальная активность. Будем продолжать совершенствовать алгоритмы оценки потенциальных партнеров и сервисы, необходимые для обеспечения сохранности груза и безопасности сделок.
Третье направление — это развитие системы управления грузоперевозками (TMS). Мы работаем над ней с прошлого года и практически готовы запустить пилотную версию. Собственная TMS нам необходима для того, чтобы замкнуть все логистические процессы внутри нашей экосистемы — и учет, и работу с контрагентами, и аналитику. Сейчас логистам приходится переносить данные из своей системы на Биржу и обратно. Объединение всех процессов на одной цифровой площадке значительно упростит работу всех участников грузоперевозок.
В 2025 году мы намерены увеличить штат на 10%. Это поможет усилить команды, занимающиеся перспективными и стратегически важными направлениями.
Как будут развиваться сервисы ATI.SU?
Развитие логистических платформ в 2025 году будут определять два ключевых тренда — мобильность и растущий спрос на аналитические инструменты. И мы, конечно, уже работаем в этих направлениях.
Во-первых, мы начинаем реализовывать концепцию «mobile first», планируем постепенно к ней переходить с 26-го года. То есть сначала будем запускать мобильные версии сервисов, а затем — десктопные. Мы видим, что наиболее активно растет число наших пользователей, предпочитающих использовать сервисы со смартфонов.
Во-вторых, продолжим развивать аналитические инструменты. Еще в 2021 году мы запустили Индекс ATI.SU FTL РФ, который показывает динамику ставок на грузоперевозки по 100 самым популярным направлениям в России. Чуть позже — сервис «Средние ставки» для отслеживания реальных цен по тысячам внутренних и международных направлений. На его основе мы разработали сервис «Выгодные направления». Он позволяет перевозчикам увидеть лучшие предложения по ставке или быстро найти направление с наибольшим количеством грузов и растущим грузопотоком.
Участникам рынка нужны точные инструменты аналитики и прогнозирования — как рыночных показателей, так и собственной деятельности. На основе обратной связи от пользователей мы постоянно дорабатываем существующие сервисы и запускаем новые. Обладая такой огромной базой данных (в нашей системе больше 400 тыс. пользователей), мы становимся ключевым поставщиком аналитики для всей логистической отрасли.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты