РБК Компании
Главная ООО «ЭТП» 20 сентября 2024

ЭТПРФ: плюсы и минусы централизации закупок федеральных госорганов

С 2026 по 2028 гг. правительство РФ планирует осуществить централизацию закупок федеральных госорганов. Эксперт ЭТПРФ о ее преимуществах и недостатках
ЭТПРФ: плюсы и минусы централизации закупок федеральных госорганов
Источник изображения: Freepik.com
Александр Геллер
Александр Геллер
Исполнительный директор ЭТПРФ

Эксперт по закупкам в области 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее про эксперта

Введение в централизацию государственных закупок

Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по централизации государственных закупок, который предусматривает переход федеральных органов власти на централизованные закупки в период с 2026 по 2028 год. Цель оптимизация административных процедур, связанных с проведением тендеров, а также на снижение затрат благодаря увеличению объемов закупок.

Актуальность и положительные аспекты централизации

Идея о централизации закупок периодически возвращается, и, хотя она не является новой, ее актуальность остается высокой. В целом, концепция облегчения нагрузки на бюджетные организации с целью сосредоточения их на своей основной деятельности, а не на хозяйственных вопросах, вызывает интерес. Эта инициатива, безусловно, имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди положительных моментов можно выделить упрощение процедур согласования с различными ведомствами, что в значительной мере способствует сокращению времени, необходимого для принятия решений. Федеральным заказчикам зачастую приходится проходить через сложные бюрократические процессы для осуществления закупок.

Этапы перехода на централизованные закупки

В соответствии с планом, переход на централизованные закупки будет осуществляться поэтапно. К 1 декабря 2024 года Минфин РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) должны определить первые десять государственных органов, которые начнут процесс централизации с 2026 года. Закупки будут проводиться через одно или несколько уполномоченных федеральных казенных учреждений. К этому же времени должен быть определен и утвержден перечень типовых товаров, работ и услуг, которые будут закупаться централизовано.

К 1 декабря 2025 года планируется определить вторую группу из десяти федеральных государственных органов, которые также должны будут перейти на централизованные закупки к началу 2027 года. Третья группа, включающая оставшиеся федеральные органы, будет сформирована до 1 декабря 2026 года.

С 2026 года механизм централизованных закупок будет распространяться не только на типовые, но и на нетиповые товары, работы и услуги.

Риски централизации закупок 

Подобная инициатива сопровождается определенными рисками, среди которых стоит отметить снижение конкуренции. Централизация закупок зачастую приводит к укрупнению лотов, что в свою очередь ограничивает возможности для участия малого бизнеса. Объединение закупок в рамках одной бюджетной организации также создает дополнительные коррупционные риски.

На мой взгляд, более эффективным решением было бы организовать отбор специализированных частных компаний на конкурентной основе,  лицензированными государством по определенным видам закупочных работ.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.07.2011
Уставной капитал20 012 300,00 ₽
Юридический адрес респ. Татарстан (Татарстан), г.о. Город Казань, ул. Достоевского, д. 66/17, помещ. 1096
ОГРН 1111690052099
ИНН / КПП 1655218458 165501001
Среднесписочная численность39 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия