Нужны ли велосипедные дорожки на улицах Петербурга
Разработчик градостроительной и проектной документации о проблеме выделенных велосипедных дорожек в Санкт-ПетербургеБолее 30 лет работает на руководящих должностях в компаниях строительной сферы, последние годы специализируется на объектах линейного строительства (участках улично-дорожной сети)
В последние годы проблема развития инфраструктуры для велосипедистов в городах становится все более актуальной. В условиях возрастающего спроса на индивидуальную мобильность, городские власти сталкиваются с необходимостью разработки новых решений для обеспечения безопасности и комфорта всех участников дорожного движения. Если не идти по пути запретов и ограничений, то одним из решений является создание выделенных велосипедных дорожек.
Выделенные велосипедные дорожки представляют собой специальные полосы на дорогах или тротуарах, предназначенные исключительно для средств индивидуальной мобильности, к которым относятся не только велосипеды, но и роликовые коньки, самокаты, скейтборды, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, — словом все то, что движется быстрее пешехода, но медленнее автомобиля и при этом не везет пассажиров.
Смешение транспортных потоков, передвигающихся с различной скоростью, чревато не только на автомобильной дороге, но и в пешеходных зонах. Обособление друг от друга участников движения, которые движутся в различных условиях, позволяет повысить безопасность для всех. Но проектирование таких дорожек может столкнуться с рядом сложностей.
Сложности проектирования велосипедных дорожек
Проектирование линейных объектов, таких как улицы, требует тщательного анализа и учета множества факторов. Необходимо обеспечить безопасность и комфорт всех участников дорожного движения, включая пешеходов, велосипедистов, городского пассажирского транспорта и автомобилистов. Также важно учитывать особенности городской среды и требования законодательства. В Санкт-Петербурге при проектировании велосипедных дорожек необходимо учитывать множества факторов, включая:
- Плотность застройки: в центральных районах города редко можно найти место для велосипедных дорожек без ущерба для других видов транспорта и пешеходов;
- Технические требования: необходимо соблюдать стандарты и нормы при строительстве велосипедных дорожек, а в стесненных условиях это не всегда возможно;
- Инженерные коммуникации: в границах улично-дорожной сети, под землей, расположено огромное количество инженерных коммуникаций, которые задают ограничения по размещению элементов поперечного профиля, располагаемых на поверхности;
- Взаимодействие с другими видами транспорта: правоприменительная практика и культура дорожного движения для средств индивидуальной мобильности в России активно развиваются и есть надежда, что это приведет к чему-то хорошему;
- Климатические условия: Санкт-Петербург большую часть года не самый дружелюбный для велосипедиста город. Стоит отметить, что в холодные периоды баланс спроса на СИМ поддерживает возрастающая потребность в курьерской доставке.
Пешеходная инфраструктура играет ключевую роль в обеспечении безопасности и комфорта пешеходов. Тротуары должны быть достаточно широкими, чтобы обеспечить свободное перемещение пешеходов, а также иметь хорошее освещение и покрытие. Градостроительная политика в Москве оказалась более эффективна в вопросах подготовки к буму СИМ. Так, последовательное расширение пешеходных зон в городе, которые устраиваются значительно шире минимальных нормативных значений, позволило смягчить конфликты из-за неожиданно появившихся в таком большом количестве самокатчиков. К сожалению, в Санкт-Петербурге такой подготовки, в том числе и по объективным причинам, проведено не было.
Проектирование линейных объектов и пешеходная инфраструктура
Велосипедные дорожки закладываются уже на стадии документации по планировке территории. Они не являются обязательным элементом поперечного профиля улицы, как например тротуар, однако всегда рассматриваются как крайне желательное проектное решение, исключение которого требует детального обоснования. А такое обоснование может быть задачей нетривиальной.
Велосипедные дорожки в поперечный профиль закладываются по остаточному принципу, после того как разместились расчетная ширина проезжей части, нормативный тротуар, остановочные пункты. После размещения этих приоритетных элементов поперечного профиля остается газон, на который претендуют одновременно Комитет по благоустройству (которому этот газон содержать, а значит, газон должен быть определенной ширины для механизированной уборки и стрижки), а также Комитет по энергетике и инженерному обеспечению. Последнему важно разместить свои перспективные инженерные сети так, чтобы в случае их обслуживания не приходилось разбирать твердое покрытие. Более того, инженерные сети должны быть расположены на определенном расстоянии от бортовых камней, а велосипедная дорожка как раз имеет бортовой камень. Он не такой серьезный как у проезжей части, но также имеет свои ограничения.
В условиях реконструкции все упомянутые сложности дополняются необходимостью учитывать уже существующие инженерные коммуникации. При разработке проектной документации, нередко устройство велодорожки потребует проектирования переустройства, выноса или защиты уже существующих сетей, а это дорого само по себе, и в процессе нередко требует дополнительных изысканий.
Успешные кейсы и примеры применения велосипедных дорожек
Компания «УДС-Проект» имеет опыт успешной интеграции в проект велосипедной дорожки, в частности в проекте реконструкции (спрямления) Советского проспекта. Так, проектом предусмотрена обособленная велодорожка шириной 3,5 м с южной стороны проезжей части. Удалось разместить ее даже в обход остановочного пункта, не прерывая. К сожалению, велодорожку пришлось прерывать на подходе к Славянскому мосту, т.к. ширины пешеходной части искусственного сооружения недостаточно и для пешеходов, и для велосипедистов. Если бы в документации по планировке территории этого участка Советского проспекта не была предусмотрена достаточная ширина красных линий улицы, размещение велосипедной дорожки на стадии проектной документации оказалось бы сильно затруднено.
Создание выделенных велосипедных дорожек может стать важным шагом к развитию велосипедной инфраструктуры в городе и улучшению экологической ситуации. Однако для достижения этой цели необходимо провести тщательное планирование и координацию усилий всех заинтересованных сторон, прибегая ко всем плюсам комплексного проектирования улично-дорожной сети.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль