РБК Компании

Как EdTech-проекту разработать собственную платформу и вырасти

Лидер по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ Lancman School совместно с порталом Ucheba.ru разработал образовательную платформу, полезный инструмент для клиентов и бизнеса
Как EdTech-проекту разработать собственную платформу и вырасти
Михаил Ланцман
Михаил Ланцман
Директор сети курсов Lancman School, исполнительный директор онлайн-школы «Учеба.ру».

Выпускник механико-математического факультета МГУ. В 2008 году запустил курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Lancman School. Компания на текущий день насчитывает более 30 филиалов в России.

Подробнее про эксперта

В последние годы увеличился спрос на курсы по подготовке к ОГЭ, а EdTech-рынок в начале 2024 года вырос на 22,5% — до 33 млрд рублей. О других тенденциях в сфере образования, преимуществах ИИ, критериях отбора педагогов и о том, как цифровизация влияет на бизнес, рассказал основатель и руководитель сети школ подготовки к ЕГЭ/ОГЭ Lancman School Михаил Ланцман.

Михаил, созданная вами школа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ успешно работает с 2008 года. Знаю, что не так давно вы разработали и запустили платформу для онлайн-курсов. Почему решили внедрить цифровые решения?

Цифровизация — один из трендов образования. Хотя офлайн-формат по-прежнему актуален, онлайн имеет свои преимущества — например, позволяет получить качественное образование ребятам, которые живут в небольших городах. При этом основная проблема онлайн-занятий — вовлеченность, которую проведением обычных вебинаров и выполнением домашек на стороннем ресурсе решить невозможно. Во время онлайн-занятий связь между преподавателем и учениками менее тесная, чем во время офлайн-урока: учитель не знает, слушает ли его ученик, выполнил ли он задание. Получается, что такой вариант организации учебного процесса подходит только для замотивированных учеников, которые все выполняют. Но к нам приходят разные ребята, и наша задача — вовлечь всех без исключения. Так появилась идея разработать и запустить собственную платформу, которая дает более эффективные способы работы с учениками.

Как это происходит и в чем суть этих инструментов?

За время работы мы накопили объемный теоретический материал, который ежегодно даем ученикам. На его базе мы создали содержательные интерактивные уроки с красочной инфографикой. Во время таких занятий ученик не просто заполняет конспект, а выполняет несколько заданий, причем перейти к следующему может, только если справился с предыдущим.

На платформе много других инструментов — например, существует система напоминаний, что удобно для учеников. Есть возможность собирать статистику, отправлять информацию родителям, проводить ежемесячные пробники — пробные ЕГЭ или ОГЭ. Например, в дашборде ученика отражается динамика результатов подготовки успеваемости и посещаемости, а также аналитика по всем блокам и темам экзаменов, чтобы у него была возможность выявлять и исправлять пробелы. Сбор и анализ данных позволяют нам давать рекомендации ребятам, чему уделить больше внимания. Эта инфраструктура очень повышает эффективность занятий и позволяет увеличить вовлеченность.

С помощью платформы планируем повысить так называемый retention. В бизнесе это способность удерживать клиентов на протяжении длительного времени. В нашем случае — количество учеников, которые продолжают учиться и переходят в следующий месяц. Сейчас этот показатель у нас составляет порядка 93%, но всегда есть к чему стремиться.

Сегодня цифровизация — один из трендов образования. А какие основные тенденции вы бы выделили в этой сфере?

Сейчас заметно вырос спрос на ОГЭ, к которому раньше готовились не так серьезно и ответственно. По прогнозам, он будет расти быстрее, чем направление подготовки к ЕГЭ. Ситуация меняется из-за того что многие ребята уходят в колледжи после девятого класса, все меньший процент идет в десятый и одиннадцатый и поступает в вузы.

С чем это связано?

Во-первых, сокращается государственное финансирование образования: становится меньше бюджетных мест в вузах, а стоимость коммерческого высшего образования заметно выше, чем среднего профессионального, уровень которого растет. Во-вторых, у государства и бизнеса вырос запрос на представителей рабочих профессий. В-третьих, старшеклассники стремятся быстрее приобрести специальность и начать зарабатывать, а получение СПО — более короткий путь к этому. По статистике, порядка 60% ребят после девятого класса предпочитают учиться в колледже, и обычно это не самые сильные ученики.

Понятно, что к вам приходят дети с разным уровнем подготовки: как удается повысить их успеваемость?

У нашего онлайн-формата обучения есть несколько отличий от классической онлайн-школы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. 

Первое — это интерактивные уроки, которые работают в модели «перевернутого класса». Весь теоретический материал мы даем в формате таких интерактивных уроков, которые состоят из нескольких видео по 3—5 минут каждое. К каждому такому видео есть несколько небольших заданий. Таким образом, ученик усваивает и запоминает после прохождения такого интерактивного урока несравнимо больше, чем после посещения обычного вебинара. После интерактивного урока у ученика пройдет один или два живых семинара, на которых преподаватель кратко повторит теорию и разберет все допущенные ошибки из домашнего задания, а также они совместно отработают эту тему на практике. На мой взгляд, такой подход намного эффективнее, чем только проведение обычных вебинаров, где легко что-то упустить, но осознать это ребенок может только позже, во время выполнения домашнего задания, когда уточнить негде.

Кроме того, мы запускаем новые группы не только в сентябре и январе, но еще в ноябре и марте, а также делим группы по уровню, и когда бы ученик ни пришел, мы подбираем для него наиболее подходящий трек обучения, что обеспечивает индивидуальный подход.

Разработка платформы — процесс небыстрый и недешевый. Вложения оправданы?

Да, благодаря цифровизации произошел прирост учеников на 60%. Кроме того, платформа помогает выстроить внутренние бизнес-процессы — собирать статистику, вести финансовый учет, анализировать воронки продаж, конверсию и т. д.

Конечно, мы планируем продолжить этот процесс. Уже используем чат-ботов: например, ученик подписывается на бота внутри платформы и регулярно получает оповещение в Telegram о том, что начнется занятие или ему надо выполнить домашнее задание.

Мы планируем, что у платформы скоро появится возможность составлять программу для каждого ученика с помощью искусственного интеллекта. При этом будут учитываться результаты входного тестирования, которые показывают, какие темы необходимо подтянуть, время, оставшееся до сдачи экзамена, и цели ученика по баллам. На основе анализа этой информации и будет выстроена индивидуальная программа.

Этого точно не смогут предложить репетиторы, хотя, по статистике, спрос на них с приближением экзаменов вырос. Как вы думаете, в ближайшей перспективе они останутся на рынке или крупные онлайн-школы полностью вытеснят таких частников?

Думаю, хороший репетитор всегда найдет учеников, хотя их процент сократился по сравнению с тем, что было, например, 10 лет назад. Скорее всего, будут вытеснены репетиторы средней ценовой категории, а тех, у кого ценник более высокий, будут приглашать родители, которые могут себе позволить занятия с дорогим опытным преподавателем. Но если выбирать между средним репетитором и мини-группами офлайн- или онлайн-школы, по всем показателям выигрывают мини-группы. Это выгодно как по стоимости и эффективности, так и в плане инфраструктуры.

Как EdTech-проекту разработать собственную платформу и вырасти

Почему? Всегда считалось, что индивидуальные занятия эффективнее: преподаватель сфокусирован на одном ученике, а ученик — на предмете.

Не совсем так. Во время занятий в мини-группе старшеклассник находится в социуме и знает, что говорит не только перед преподавателем, но и перед группой. В этом случае неудобно регулярно не выполнять «домашку», особенно в окружении, которое одобряет хорошую учебу. Одногруппники подстегивают: когда школьник видит, что они с чем-то разобрались лучше, ему не хочется отставать. Кроме того, репетиторы, которые проводят индивидуальные занятия, просто идут по программе и обычно не делают срезов знаний — например, не предлагают писать пробные ЕГЭ или ОГЭ каждый месяц, как это делаем мы.

Еще один важный момент: родители выбирают репетиторов, ориентируясь на отзывы и рейтинги — других критериев оценки компетенций у них нет. Мы же используем профессиональные инструменты подбора преподавателей. Если родители ищут репетитора в средней ценовой категории, вполне могут столкнуться с некомпетентными преподавателями. Получается, что формат мини-групп, в котором мы проводим занятия, максимально близок к репетиторству, но дает больше преимуществ.

А как вы подбираете педагогов в свою команду? Есть какие-то критерии оценки, кроме тестов, или внутренняя система обучения?

Да, у нас существует серьезная система отбора: каждый соискатель проходит несколько этапов. На первом мы отбираем кандидатов по требованиям к образованию и опыту подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Второй этап — проверка на знание своего предмета с помощью тестов по ЕГЭ и ОГЭ. Третий — собеседование с эйчаром. И финальный этап — собеседование с методистом. Также мы просим записать на камеру и прислать урок на 5—10 минут.

Сегодня основная команда преподавателей, которая разрабатывала программу, писала сценарии и ведет занятия — это методисты-предметники. Они работают у нас много лет как в офлайне, так и в онлайне. Это костяк команды — проверенные люди, которые показали отличные результаты и проводили обучение в том числе для наших партнеров — франчайзи.

Знаю, что вы как директор Lancman School являетесь одним из спикеров ежегодной конференции образовательных центров «Эдьюкейтор» — одной из главных конференций для руководителей учебных центров.

Да, на протяжении ряда лет я принимал участие в этом форуме, который позволяет обсудить важные аспекты работы частных учебных центров. Они очень избирательны в выборе спикеров, поэтому диалог там всегда максимально интересный и конструктивный. 

Могу сказать, что частные курсы помогают усилить базу, которую дети получают в средней школе, где по объективным причинам невозможно подготовить ребенка к ЕГЭ по определенному предмету на максимальный балл. Особенно если школа не специализируется на конкретном предмете. 

Например, ЕГЭ по профильной математике — это единый экзамен, по которому надо принять ученика и в средний вуз с невысоким рейтингом, и на мехмат МГУ. Обычная школа без профиля не сможет готовить весь свой одиннадцатый класс на уровень мехмата. Тем более что кто-то в классе вообще не захочет сдавать профильную математику. Это касается всех предметов. Для быстрого внедрения изменений, углубленного изучения предметов и индивидуального подхода и нужны такие частные компании, как Lancman School. Они решают главную задачу — помогать ребенку развиваться, делая упор на его индивидуальные способности, поэтому направление частных курсов всегда будет актуально для бизнеса.

Как EdTech-проекту разработать собственную платформу и вырасти

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации17.03.2014
Регионг. Москва
ОГРНИП 314774607601350
ИНН 772607097022

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия