РБК Компании

Как эмоциональный интеллект помогает развить корпоративную культуру

Анна Грушевская — нейрокоуч, бизнес-стратег, к.э.н. и эксперт HoReCa — рассказывает, как развить компетенции, необходимые каждому человеку в 21 веке
Как эмоциональный интеллект помогает развить корпоративную культуру
Анна Грушевская
Анна Грушевская
Эксперт «Синктум»

Нейрокоуч, бизнес-стратег, кандидат экономических наук, международный спикер, сертифицированный эксперт по гостиничному делу, сервису и туризму

Подробнее про эксперта

Каждый человек рождается с эмоциональным интеллектом, который в процессе нашей жизни отходит на второй план с развитием разговорной речи. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — компетенция 21 века. Входит в топ-10 навыков, которые необходимы любому специалисту.

Почему это важно? 

Эмоциональный интеллект — важнейшая компетенция любого сотрудника в 21 веке. Чтобы успешно взаимодействовать с коллегами, клиентами, руководителями, родными и близкими, необходимо:

  • понимать себя;
  • управлять собой;
  • понимать других;
  • управлять коллективом.

Эмоции существуют с нашего рождения и сопровождают нас на протяжении всей жизни. Научиться жить в гармонии с ними и управлять ими на благо — задача №1.

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это врожденный инструмент познания, переработки, систематизации и передачи информации. Эмоции позволяют автоматизировать процессы, которые происходят подсознательно. Это не новшество. 

Современные исследования утверждают, что 85% нашего экономического успеха связаны с навыками человеческих коммуникаций. 

Данный навык полезен в любой сфере деятельности: повседневная жизнь, общение с клиентами, партнерами и коллегами, государственными структурами. Эмоциональный интеллект актуален в разных бизнес-моделях: B2C, B2B, B2G.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Включает 4 компонента: 

  1. Умение осознавать свои эмоции (понимать собственные переживания).
  2. Умение управлять своими эмоциями (управлять своим поведением и принимать решения в соответствии со своими эмоциями).
  3. умение осознавать эмоции других (эмпатия и сопереживание, умение понять чужие чувства и мотивы). После того как мы научились управлять своими эмоциями, мы можем осознавать эмоции других..
  4. умение управлять эмоциями других (взаимодействие с другими людьми на основании того, что переживают он). 

Если с первым пунктом есть проблемы или не получается управлять своими эмоциями, то и остальное дается с трудом — понять других не получится. 

Наша задача — научиться отслеживать автоматические реакции древнего мозга и успевать скорректировать свое поведение в соответствии с внешними обстоятельствами. Когда мы научимся понимать, какое внешнее воздействие вызывает у нас ту или иную реакцию, мы можем научиться управлять этими реакциями, снизить уровень стресса и повысить качество коммуникации с внешним окружением.

Навык ЭИ важен для каждого. Если мы говорим о компании, то развивать навыки следует всей команде: сотрудникам, HR-менеджерам и руководителям.

Преимущества развития ЭИ для HR-отдела, руководителей, команды.

Разобраться, что такое эмоциональный интеллект необходимо каждому руководителю и менеджеру, который задается вопросом: «Как повлиять на сотрудников и эффективно управлять командой».

Руководитель — это лидер, наставник и идейный вдохновитель всей команды. Развивать ЭИ ему необходимо начать именно с себя, чтобы: 

  • успешно взаимодействовать со всеми членами коллектива;
  • доносить новые идеи без сопротивления со стороны коллектива;
  • мотивировать команду на достижение целей.

Специалисты в области человеческих ресурсов (HR) — первые сотрудники, кто должен пройти курс развития эмоционального интеллекта. Ведь они напрямую взаимодействуют с сотрудниками: 

  • собеседуют кандидатов и развивают команду;
  • развивают корпоративную культуру и создают позитивную рабочую атмосферу;
  • способствуют продвижению компании через повышение квалификации.

Эмоциональный интеллект способствует продуктивной работе каждого сотрудника и сплоченности коллектива: 

  • совместная работа и координация: коллеги понимают эмоции друг друга и склонны к эмпатии;
  • развитие кадрового резерва: с развитым ЭИ кандидат на место руководителя примет эмоционально-взвешенное решение и станет настоящим лидером; 
  • управление стрессом: развитие ЭИ помогает легко адаптироваться к изменениям в компании, справляться с высокой нагрузкой и находит компромиссы. 

Понимание эмоций создает гармоничную и продуктивную рабочую среду. Это позволяет избежать крайностей в общении с коллегами: чрезмерная смягченность или чрезмерная строгость в поведении как руководителя, так и сотрудника. Развитие эмоционального интеллекта позволяет находить баланс и варианты, которые удовлетворяют всех участников процесса.

Рассмотрим методы и инструменты внедрения развития эмоционального интеллекта в коллектив. 

Практика развития эмоционального интеллекта

Чтобы успешно внедрить практики развития ЭИ в команду, каждому сотруднику необходимо начать индивидуальную работу и научиться отслеживать свои эмоции.

Методы и инструменты развития эмоционального интеллекта

Начать эмоциональное развитие можно с помощью следующих шагов: 

  1. Пройти тест Холла с помощью стороннего, независимого лица, или HR-менеджера. Поможет выявить проблемы и скорректировать поведение.
  2. Письменно вести дневник эмоций, чтобы отслеживать эмоции в течение дня или во время резких выбросов. 
  3. Тренировать навыки управления эмоциями.
  4. Выгружать эмоции.
  5. Следить за физическим здоровьем.

Когда вы научитесь отслеживать свои эмоции, можно приступить к следующему навыку: управление эмоциями. 

Алгоритм управления эмоциями

1. Осознать свою эмоцию.

2. Понять свои цели в текущей ситуации, четко определить, чего вы хотите добиться:

  • повысить эффективность работы;
  • сохранить с ним хорошие отношения;
  • показать себя отзывчивым, доброжелательным человеком;
  • уволить и др.

3. Определить, в каком эмоциональном состоянии вы будете максимально эффективны для достижения своей цели.

4. Выбрать способ достичь нужного эмоционального состояния.

5. Достичь необходимого состояния, используя выбранный способ.

В самом общем смысле управление эмоциями можно разделить на две подгруппы:

  • снижение «негативной» эмоции, которая мешает действовать эффективно;
  • взывание к «положительной» эмоции, которая поможет добиться цели.

Психологические способы управления эмоциями: 

  • «Метапозиция» — способ, который позволяет выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны, чтобы объективно оценить положение.
  •  «Вербализация чувств» — способ, при котором вы проговариваете свои эмоции специалисту (коучу, психологу) или записываете их на бумагу. Помогает разгрузить голову, провести рефлексию и проанализировать поведение. 

Физические способы управления эмоциями: 

  1. Физическая активность помогает восстановить нормальный уровень кортизола — гормона стресса, убрать напряжение в ЦНС и зажимы в мышцах.
  2. Дыхательные практики — помогают снизить уровень паники или гнева. 
  3. Громкий крик — снимает мышечное напряжение, перенаправляет агрессию. 

Данные методы и инструменты помогут осознавать и управлять своими эмоциями для:

  • более эффективного взаимодействия в команде;
  • удовлетворенности рабочим местом;
  • улучшения качества жизни. 

Платформы корпоративного обучения для развития ЭИ в компании

Платформы корпоративного обучения предоставляют разнообразные возможности для развития сотрудников. Внедрять курсы развития эмоционального интеллекта проще, если система позволяет организовать обучающие мероприятия онлайн. А также дает доступ к обучающим материалам, которые удобно изучать в любое время и месте. Например:

Тренинги и курсы. Позволяют освоить умение управлять эмоциями и тренироваться на практике во время занятий.

Коучинг и менторинг. Сотрудники могут получать персонализированное руководство и обратную связь от специалистов со стороны или специалистов внутри компании по вопросам развития эмоционального интеллекта.

Самостоятельное обучение. Платформы дают доступ к обширным библиотекам материалов: книги, статьи, видеоуроки и аудиозаписи по теме эмоционального интеллекта. 

Геймификация обучения. Некоторые платформы предлагают обучающие игры и симуляции. Сотрудники практикуют навыки управления эмоциями, принятия решений и развивают навыки эмпатии. 

Оценка и обратная связь. На платформах руководители и HR-менеджеры могут отслеживать процесс обучения сотрудников, а также собирать обратную связь с помощью сервиса видеозвонков. Это позволяет компаниям оценить эффективность программ обучения в этой области.

После того как вы и ваши сотрудники освоили навыки осознания и управления эмоциями, можно приступить к развитию эмпатии, чтобы понимать чувства других и формировать благоприятную атмосферу вокруг.

Как сформировать корпоративную культуру с помощью эмоционального интеллекта 

Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. В коллективе необходимо использовать управляемую эмпатию и решать рабочие задачи без конфликтов. Уметь разрешать деструктивные конфликты с помощью ЭИ. Если в коллективе развит высокий уровень ЭИ, эффективность взаимодействия и рабочая продуктивность повышается, а уровень напряжения снижается.

Как научиться понимать эмоции сотрудников и клиентов

Правила эмпатии

  1. Искренность и желание понять человека, посочувствовать ему. 
  2. Постараться проявить неравнодушие, но не оценивать и не отчитывать.
  3. Принять факт, что каждый человек живет в своей психической реальности. Уважительно относится к различиям, даже если смотрите на мир по-разному. 

Чтобы знания об ЭИ приносили результаты, нужно развивать его самостоятельно и в группе. Можно предложить практические упражнения команде или попрактиковаться вместе на тренинге. 

Пример упражнения: 

Активное слушание

Основа эмпатии — умение выслушать человека. Поставьте себе задачу: услышать и понять, что он хочет донести. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.

Результат: это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают искусством не только рассказчика, но и слушателя.

Какие результаты принесет развитый ЭИ в коллективе 

Внедрение инструментов развития ЭИ:

  • создает открытую и доверительную обстановку, в которой приятно работать и взаимодействовать с коллегами и руководителями без стресса. 
  • снижает количество деструктивных конфликтов, повышает удовлетворенность сотрудников.
  • развивает лояльность к руководству, способствует созданию крепких связей.
  • повышает качество работы сотрудников за счет открытой коммуникации.
  • мотивирует сотрудников развивать навыки через чувство понимание и поддержки со стороны руководства. 

Главный результат — повышение эффективности компании и повышение прибыльности. Добиться таких результатов помогает главный ресурс, без которого ни одна организация не может существовать — команды. 

Чтобы выйти на новые уровни отношений в коллективе, нужно развивать эмоциональный интеллект. Это залог эффективного общения как с сотрудниками, так и с клиентами. А навык управления эмоциями поможет достичь поставленной цели. 

Последнее изменение: 1 апреля 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации23.10.2020
Уставной капитал200 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КОНЬКОВО УЛ БУТЛЕРОВА 17 ЭТАЖ 4, КОМ. 117,
ОГРН 1207700396232
ИНН / КПП 9728016235 772801001

Контакты

Социальные сети