Как эмоциональный интеллект помогает развить корпоративную культуру
Анна Грушевская — нейрокоуч, бизнес-стратег, к.э.н. и эксперт HoReCa — рассказывает, как развить компетенции, необходимые каждому человеку в 21 векеНейрокоуч, бизнес-стратег, кандидат экономических наук, международный спикер, сертифицированный эксперт по гостиничному делу, сервису и туризму
Каждый человек рождается с эмоциональным интеллектом, который в процессе нашей жизни отходит на второй план с развитием разговорной речи. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — компетенция 21 века. Входит в топ-10 навыков, которые необходимы любому специалисту.
Почему это важно?
Эмоциональный интеллект — важнейшая компетенция любого сотрудника в 21 веке. Чтобы успешно взаимодействовать с коллегами, клиентами, руководителями, родными и близкими, необходимо:
- понимать себя;
- управлять собой;
- понимать других;
- управлять коллективом.
Эмоции существуют с нашего рождения и сопровождают нас на протяжении всей жизни. Научиться жить в гармонии с ними и управлять ими на благо — задача №1.
Зачем развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это врожденный инструмент познания, переработки, систематизации и передачи информации. Эмоции позволяют автоматизировать процессы, которые происходят подсознательно. Это не новшество.
Современные исследования утверждают, что 85% нашего экономического успеха связаны с навыками человеческих коммуникаций.
Данный навык полезен в любой сфере деятельности: повседневная жизнь, общение с клиентами, партнерами и коллегами, государственными структурами. Эмоциональный интеллект актуален в разных бизнес-моделях: B2C, B2B, B2G.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Включает 4 компонента:
- Умение осознавать свои эмоции (понимать собственные переживания).
- Умение управлять своими эмоциями (управлять своим поведением и принимать решения в соответствии со своими эмоциями).
- умение осознавать эмоции других (эмпатия и сопереживание, умение понять чужие чувства и мотивы). После того как мы научились управлять своими эмоциями, мы можем осознавать эмоции других..
- умение управлять эмоциями других (взаимодействие с другими людьми на основании того, что переживают он).
Если с первым пунктом есть проблемы или не получается управлять своими эмоциями, то и остальное дается с трудом — понять других не получится.
Наша задача — научиться отслеживать автоматические реакции древнего мозга и успевать скорректировать свое поведение в соответствии с внешними обстоятельствами. Когда мы научимся понимать, какое внешнее воздействие вызывает у нас ту или иную реакцию, мы можем научиться управлять этими реакциями, снизить уровень стресса и повысить качество коммуникации с внешним окружением.
Навык ЭИ важен для каждого. Если мы говорим о компании, то развивать навыки следует всей команде: сотрудникам, HR-менеджерам и руководителям.
Преимущества развития ЭИ для HR-отдела, руководителей, команды.
Разобраться, что такое эмоциональный интеллект необходимо каждому руководителю и менеджеру, который задается вопросом: «Как повлиять на сотрудников и эффективно управлять командой».
Руководитель — это лидер, наставник и идейный вдохновитель всей команды. Развивать ЭИ ему необходимо начать именно с себя, чтобы:
- успешно взаимодействовать со всеми членами коллектива;
- доносить новые идеи без сопротивления со стороны коллектива;
- мотивировать команду на достижение целей.
Специалисты в области человеческих ресурсов (HR) — первые сотрудники, кто должен пройти курс развития эмоционального интеллекта. Ведь они напрямую взаимодействуют с сотрудниками:
- собеседуют кандидатов и развивают команду;
- развивают корпоративную культуру и создают позитивную рабочую атмосферу;
- способствуют продвижению компании через повышение квалификации.
Эмоциональный интеллект способствует продуктивной работе каждого сотрудника и сплоченности коллектива:
- совместная работа и координация: коллеги понимают эмоции друг друга и склонны к эмпатии;
- развитие кадрового резерва: с развитым ЭИ кандидат на место руководителя примет эмоционально-взвешенное решение и станет настоящим лидером;
- управление стрессом: развитие ЭИ помогает легко адаптироваться к изменениям в компании, справляться с высокой нагрузкой и находит компромиссы.
Понимание эмоций создает гармоничную и продуктивную рабочую среду. Это позволяет избежать крайностей в общении с коллегами: чрезмерная смягченность или чрезмерная строгость в поведении как руководителя, так и сотрудника. Развитие эмоционального интеллекта позволяет находить баланс и варианты, которые удовлетворяют всех участников процесса.
Рассмотрим методы и инструменты внедрения развития эмоционального интеллекта в коллектив.
Практика развития эмоционального интеллекта
Чтобы успешно внедрить практики развития ЭИ в команду, каждому сотруднику необходимо начать индивидуальную работу и научиться отслеживать свои эмоции.
Методы и инструменты развития эмоционального интеллекта
Начать эмоциональное развитие можно с помощью следующих шагов:
- Пройти тест Холла с помощью стороннего, независимого лица, или HR-менеджера. Поможет выявить проблемы и скорректировать поведение.
- Письменно вести дневник эмоций, чтобы отслеживать эмоции в течение дня или во время резких выбросов.
- Тренировать навыки управления эмоциями.
- Выгружать эмоции.
- Следить за физическим здоровьем.
Когда вы научитесь отслеживать свои эмоции, можно приступить к следующему навыку: управление эмоциями.
Алгоритм управления эмоциями
1. Осознать свою эмоцию.
2. Понять свои цели в текущей ситуации, четко определить, чего вы хотите добиться:
- повысить эффективность работы;
- сохранить с ним хорошие отношения;
- показать себя отзывчивым, доброжелательным человеком;
- уволить и др.
3. Определить, в каком эмоциональном состоянии вы будете максимально эффективны для достижения своей цели.
4. Выбрать способ достичь нужного эмоционального состояния.
5. Достичь необходимого состояния, используя выбранный способ.
В самом общем смысле управление эмоциями можно разделить на две подгруппы:
- снижение «негативной» эмоции, которая мешает действовать эффективно;
- взывание к «положительной» эмоции, которая поможет добиться цели.
Психологические способы управления эмоциями:
- «Метапозиция» — способ, который позволяет выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны, чтобы объективно оценить положение.
- «Вербализация чувств» — способ, при котором вы проговариваете свои эмоции специалисту (коучу, психологу) или записываете их на бумагу. Помогает разгрузить голову, провести рефлексию и проанализировать поведение.
Физические способы управления эмоциями:
- Физическая активность помогает восстановить нормальный уровень кортизола — гормона стресса, убрать напряжение в ЦНС и зажимы в мышцах.
- Дыхательные практики — помогают снизить уровень паники или гнева.
- Громкий крик — снимает мышечное напряжение, перенаправляет агрессию.
Данные методы и инструменты помогут осознавать и управлять своими эмоциями для:
- более эффективного взаимодействия в команде;
- удовлетворенности рабочим местом;
- улучшения качества жизни.
Платформы корпоративного обучения для развития ЭИ в компании
Платформы корпоративного обучения предоставляют разнообразные возможности для развития сотрудников. Внедрять курсы развития эмоционального интеллекта проще, если система позволяет организовать обучающие мероприятия онлайн. А также дает доступ к обучающим материалам, которые удобно изучать в любое время и месте. Например:
Тренинги и курсы. Позволяют освоить умение управлять эмоциями и тренироваться на практике во время занятий.
Коучинг и менторинг. Сотрудники могут получать персонализированное руководство и обратную связь от специалистов со стороны или специалистов внутри компании по вопросам развития эмоционального интеллекта.
Самостоятельное обучение. Платформы дают доступ к обширным библиотекам материалов: книги, статьи, видеоуроки и аудиозаписи по теме эмоционального интеллекта.
Геймификация обучения. Некоторые платформы предлагают обучающие игры и симуляции. Сотрудники практикуют навыки управления эмоциями, принятия решений и развивают навыки эмпатии.
Оценка и обратная связь. На платформах руководители и HR-менеджеры могут отслеживать процесс обучения сотрудников, а также собирать обратную связь с помощью сервиса видеозвонков. Это позволяет компаниям оценить эффективность программ обучения в этой области.
После того как вы и ваши сотрудники освоили навыки осознания и управления эмоциями, можно приступить к развитию эмпатии, чтобы понимать чувства других и формировать благоприятную атмосферу вокруг.
Как сформировать корпоративную культуру с помощью эмоционального интеллекта
Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. В коллективе необходимо использовать управляемую эмпатию и решать рабочие задачи без конфликтов. Уметь разрешать деструктивные конфликты с помощью ЭИ. Если в коллективе развит высокий уровень ЭИ, эффективность взаимодействия и рабочая продуктивность повышается, а уровень напряжения снижается.
Как научиться понимать эмоции сотрудников и клиентов
Правила эмпатии
- Искренность и желание понять человека, посочувствовать ему.
- Постараться проявить неравнодушие, но не оценивать и не отчитывать.
- Принять факт, что каждый человек живет в своей психической реальности. Уважительно относится к различиям, даже если смотрите на мир по-разному.
Чтобы знания об ЭИ приносили результаты, нужно развивать его самостоятельно и в группе. Можно предложить практические упражнения команде или попрактиковаться вместе на тренинге.
Пример упражнения:
Активное слушание
Основа эмпатии — умение выслушать человека. Поставьте себе задачу: услышать и понять, что он хочет донести. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.
Результат: это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают искусством не только рассказчика, но и слушателя.
Какие результаты принесет развитый ЭИ в коллективе
Внедрение инструментов развития ЭИ:
- создает открытую и доверительную обстановку, в которой приятно работать и взаимодействовать с коллегами и руководителями без стресса.
- снижает количество деструктивных конфликтов, повышает удовлетворенность сотрудников.
- развивает лояльность к руководству, способствует созданию крепких связей.
- повышает качество работы сотрудников за счет открытой коммуникации.
- мотивирует сотрудников развивать навыки через чувство понимание и поддержки со стороны руководства.
Главный результат — повышение эффективности компании и повышение прибыльности. Добиться таких результатов помогает главный ресурс, без которого ни одна организация не может существовать — команды.
Чтобы выйти на новые уровни отношений в коллективе, нужно развивать эмоциональный интеллект. Это залог эффективного общения как с сотрудниками, так и с клиентами. А навык управления эмоциями поможет достичь поставленной цели.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль