Елена Курдюкова: «Регенеративное лидерство — стратегия и эмпатия»
Какие возможности открывает взаимодействие по стратегии регенеративного лидерства и как сочетать человекоцентричность в управлении с достижениями высоких KPI

Пиарщик, нейромаркетолог, создатель и директор агентства коммуникаций. Занимается рекламой, пиаром и маркетингом с 2005 года, заработала солидный опыт в различных сферах бизнеса.
Регенеративное лидерство для рабочих процессов
Термин «регенеративное лидерство» все чаще звучит в бизнес-среде. Как вы, будучи руководителем компании в сфере, где главный ресурс — креатив и энергия людей, интерпретируете его для себя? Чем это отличается от просто «хорошего» управления?
На мой взгляд, регенеративное лидерство — это подход, который сформировали текущие реалии. Он содержит постоянные изменения, обновления исходя из запросов интересантов. По сути, на регенеративном лидерстве основан подход нашего агентства — просто раньше мы не знали, как это называется. Мы уже давно формируем команду под клиента и постоянно меняемся, исходя из ситуации в стране, мире, нововведений в законе о рекламе, трендов, потребностей потребителей рекламы и многого другого.
В вашем агентстве вы работаете с репутацией клиентов. Как принципы регенеративного лидерства помогают выстраивать и поддерживать внутреннюю репутацию агентства как работодателя?
Регенеративное лидерство поощряет инновации, наша область — коммуникации и реклама, где без инноваций никуда. Безусловно, метрики и показатели важны, но в пиаре есть та самая тонкая едва уловимая грань, когда «выстреливает» то, на что меньше всего делал ставку, и, наоборот, проваливается, казалось бы, идеальный план. Если же говорить о принципах регенеративного лидерства, таких как системное мышление, лидерство, ориентированность на цель, — это практически наша ежедневная повестка. С любым клиентом мы начинаем работу с постановки цели и прописания задач. Выстроенная система помогает нам использовать наиболее зарекомендовавшие себя рабочие инструменты. А лидерские качества наших проектных менеджеров позволяют клиентам наслаждаться результатами без глубокого личного включения.
Какие рабочие процессы внутри компании можно создать или переосмыслить заново с целью «регенерации» команды? Например, как могут видоизмениться привычные планирование, мозговые штурмы, отчеты по проектам?
Здесь выделю несколько ключевых последствий от реализации практики регенеративного лидерства. Прежде всего, это переосмысление системы обратной связи от сотрудников как часть корпоративной культуры, которая стимулирует постоянное развитие для каждого. У нас после мероприятий все участники команды пишут свою обратную связь. Это позволяет подсветить слепые зоны руководителя, и дает всем членам команды понимание, что их мнение является важным.
Также принципы регенеративного лидерства подразумевают формирование кросс-функциональных команд. Совместные проекты способствуют обмену знаниями и улучшают взаимопонимание между подразделениями, а еще помогают сотрудникам развивать навыки межфункционального взаимодействия и видеть картину шире своего функционала.
Еще одно важное последствие — развитие внутренних инициатив. Презентуя свои идеи на регулярных встречах, сотрудники демонстрируют скрытые таланты и получают поддержку перспективных проектов. В связи с этим инвестиции в обучение и развитие сотрудников — это ключевой фактор повышения квалификации и удержания талантов. В рамках регенеративного метода управления удается уделить внимание обучению и профессиональному развитию сотрудников. Сотрудники нашего агентства проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конференциях, мастер-классах и вебинарах.
Наконец, «регенерация» команды позволяет оптимизировать принятие решений. Это возможно, если заранее определить сферы полномочий каждого подразделения и сотрудника и привлекать ключевых игроков к процессу принятия стратегических решений.
Можно ли еще одним последствием внедрения системы назвать поддержание комфортной рабочей среды? Иными словами, становится ли в таком коллективе приятнее и проще работать?
Разумеется, я бы назвала это финальным в списке, но не последним по значимости результатом. Физическое пространство также влияет на продуктивность и удовлетворенность сотрудников. Чтобы рабочее место поддерживало комфорт и креативность, оно должно соседствовать с пространствами для отдыха и восстановления энергии. Сотрудники, активно включенные в работу команды, могут работать в гибком графике с возможностью частично или полностью удаленной занятости. Наконец, я уверена, что работодателю важно заботиться о здоровье и хорошем самочувствии сотрудников. К примеру, я могу порадовать сотрудника подарочным сертификатом в салон красоты или косметический гипермаркет. Все эти меры в совокупности позволяют команде почувствовать заботу руководства, а попутно улучшают общее настроение в коллективе и повышают общую производительность труда.
Регенеративное лидерство против выгорания
Креативные команды часто сталкиваются с выгоранием из-за большого объема эмоционального труда и работы с негативом (особенно в репутационных проектах). Какие инструменты вы используете, чтобы помочь команде восстанавливаться после напряженных кейсов или горячего рабочего сезона?
Мы стараемся регулярно устраивать корпоративные мероприятия, причем не банальные застолья с алкоголем и танцами, а оригинальные. Например, осенью ходили в гончарную мастерскую, где своими руками сделали тарелки для клиентов к Новому Году. В декабре уже девятый год подряд накануне праздников будем создавать карты желаний и превращать мечты в цели. Летом в зависимости от загруженности по организации ивентов выезжаем за город, катаемся на сапбордах или просто едим вкусный плов на берегу озера.
В рамках будней мое главное правило — отсутствие контактов с сотрудниками после официального рабочего времени и по выходным дням, разумеется, если речь не идет о форс-мажоре. А еще я убеждена: тот, кто хорошо работает, — хорошо отдыхает! Поэтому отпуск по расписанию для полного восстановления обязателен.
Корпоративная регенерация подразумевает разнообразие и ротацию. Как можно выстроить карьерные треки в организации так, чтобы люди могли пробовать новые роли, обновлять свои навыки и не застаиваться? Можно привести пример из работы вашего агентства.
В агентстве все сотрудники очень талантливые и многозадачные, как, наверно, многие специалисты, работающие в сфере рекламы. Они прекрасно пишут статьи, снимают и монтируют классные ролики, видят кадр и могут составить годовой бюджет на рекламу. Поэтому мы разумно подходим к планированию и распределению задач. Им никогда не бывает скучно.
Ошибки в пиаре могут стоить дорого. Создает ли философия регенеративного лидерства какую-то особую культуру работы над ошибками в сфере продвижения?
Конечно, как я уже сказала, важный этап нашей работы, в котором участвуют все специалисты, — осмысление проекта после его завершение и формирование комплексной обратной связи от всех участников процесса. Мы не осуждаем и не конфликтуем — лишь стараемся переосмыслить опыт и улучшить его, вовремя коллективно вырулить даже из самых сложных ситуаций.
Можете ли вы привести пример проекта (пиар-кампании, отдельного проекта по продвижению или работы с репутацией), где нестандартное, «регенеративное» состояние команды (например, высокий уровень доверия, готовность экспериментировать) напрямую привело к неочевидному и блестящему результату для клиента?
Например, это наша недавняя осенняя промо-кампания, где мы впервые презентовали новый жилой дом аудитории, состоящей из представителей бизнеса и профессиональных участников рынка недвижимости региона. В состоянии творческого потока находились многие участники команды. Задача перед нами стояла нетривиальная: укрепить теплую ассоциативную связь с новым проектом через теплый, недавно испеченный хлеб — ароматные булочки ручной работы. Заказчик в этом проекте продемонстрировал высочайший уровень доверия, а мы как раз проявили свою открытость экспериментам. Один сотрудник дегустировал, я — принимала булочки на площадке, третий сотрудник руководил печатью старинных монет на 3D-принтере. Эффект получился достойным: проект на слуху, аудитория лояльно настроена, а у нас — полноценный архив собранного контента для дальнейшей работы.
Есть ли у вас персональный «чек-лист» или маркеры, которые подсказывают, что команда или конкретный специалист уже близки к исчерпанию ресурса и нуждаются в «регенерации», а не в мотивационных треках?
Конкретных инструментов на данный момент нет, но мы работаем над их формированием, так как понимаем, что кризис сотрудника = спущенное колесо автомобиля! Не поедет… Поэтому создаем чек-листы для сотрудников, чтобы вовремя выявлять профессиональное выгорание и внутренние конфликты. К тому же на 2026 год уже запланировали регулярные встречи с корпоративным психологом. Будем работать в групповом и индивидуальном форматах, сфокусируемся именно на профилактике эмоционального выгорания.
Если бы вам нужно было сформулировать главный принцип регенеративного лидерства для управленца в креативной индустрии в одном предложении, как бы он звучал?
Человекоцентричность, гибкость, эмпатия и системное отношение ко всему, что окружает — вот то, что формирует регенеративное лидерство в коллективе.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети
