Российский аварийно-спасательный буксир проекта NE025 готов к работе
Новый арктический буксир-спасатель «Узон» проекта NE025 пополнил флот подведомственной Росморречфлоту Морской спасательной службы
В рамках реализации плана развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года и федерального проекта «Северный морской путь» завершены ключевые этапы строительства и испытаний новых аварийно-спасательных буксиров проекта NE025. Одно судно из серии, «Узон», успешно прошло контрольные испытания в акватории Авачинской бухты у побережья Камчатки 6 марта 2025 года.
Новый арктический буксир-спасатель «Узон» проекта NE025 пополнил флот подведомственной Росморречфлоту Морской спасательной службы. 17 марта 2025 года комиссия подписала приемо-сдаточные акты.
Испытания в экстремальных условиях
Во время контрольного выхода в море были проверены основные системы буксира: буксирное и якорное устройства, главная энергетическая установка, дизель-генераторы, а также радионавигационное оборудование. По словам представителей Окской судоверфи, строившей судно, Тихий океан с его штормами, ледяными ветрами и сложной навигацией стал идеальным полигоном для тестирования. «Именно в таких условиях судам предстоит работать», — подчеркнули в компании.
Всего в серию входят пять судов: «Тиман», «Тепсей», «Печак», «Узон» и «Фавор». Три из них уже прошли этапы ходовых испытаний.
Технические особенности и назначение
Буксиры проекта NE025, разработанные российской компанией «Нордик Инжиниринг», обладают ледовым классом Arc4, что позволяет им работать в арктических условиях. Основные характеристики:
- Длина — 29 м, ширина — 9,4 м, осадка — 3,2 м;
- Мощность двигателей — 2 × 746 кВт;
- Экипаж — 8 человек.
Суда предназначены для:
- Буксировки несамоходных плавсредств;
- Ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН);
- Тушения пожаров на воде и береговых объектах;
- Установки навигационных знаков;
- Перевозки грузов и обеспечения дноуглубительных работ.
Особенность проекта — использование преимущественно отечественного оборудования и универсальные конструкторские решения, которые позволяют адаптировать буксиры под различные задачи.
География базирования и символика названий
Пять буксиров распределены между ключевыми портами Севморпути:
- «Тиман» и «Тепсей» — приписаны к Мурманску;
- «Печак» и «Узон» — направлены в Петропавловск-Камчатский;
- «Фавор» — будет работать в Архангельске.
Названия судов символизируют горные вершины регионов их базирования. Например, «Узон» назван в честь потухшего вулкана в Кроноцком заповеднике на Камчатке, а «Фавор» — в честь горы на Соловецких островах.
Интеграция в нацпроекты
Строительство буксиров ведется в рамках нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», который включает развитие портов, Севморпути и железнодорожных магистралей. Как отметили в Росморречфлоте, новые суда критически важны для безопасного маневрирования крупных кораблей в сложных акваториях Арктики и Дальнего Востока.
Перспективы для Севморпути
Ввод в эксплуатацию буксиров проекта NE025 — часть масштабной стратегии по увеличению грузопотока через СМП до 200 млн тонн к 2030 году. Эти суда не только усилят аварийно-спасательный флот, но и обеспечат инфраструктурную поддержку для нефтегазовых проектов в Арктике, таких как «Восток Ойл» и «Арктик СПГ-2».
«Обновление флота позволит минимизировать риски экологических катастроф и повысит надежность северных маршрутов», — заключили в Морспасслужбе.
Ожидается, что все пять буксиров начнут работу до конца 2025 года, став ключевым элементом безопасности на самом перспективном транспортном коридоре России.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль