РБК Компании
Интервью8 декабря 2022

Рассказываем о преимуществах концессии: безопасно и выгодно

Г ООО ГК «Альянс» Андрей Андерсен: честно о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в современной России. Рассказываем о преимуществах концессии: безопасно и выгодно
Андрей Андерсен
Андрей Андерсен

Специализируется на юридическом сопровождении реализации ГЧП и иных инфраструктурных проектов в различных сферах, в том числе в области автомобильных дорог, морских и речных портов, промышленности, сельского хозяйства, образования, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, железнодорожной инфраструктуры, спортивных объектов, здравоохранения, IT. Также является специалистом по комплексному структурированию мер государственной поддержки для реализации проектов в различных отраслях.

Подробнее

Мы можем этого не замечать, но ежедневно государственно-частное партнерство (ГЧП) так или иначе влияет на жизнь практически каждого гражданина нашей страны, ведь с его помощью прямо сейчас строится новая и обновляется существующая инфраструктура в самых различных отраслях. О том, как работает этот механизм взаимодействия государства и бизнеса, рассказывает эксперт платформы «Росинфра», член экспертного совета по МЧП при Общероссийском конгрессе муниципальных образований России, юрист Андрей Андерсен.

— Ежегодно в России реализуется множество инфраструктурных проектов, насколько часто для их реализации применяется государственно-частное партнерство? 
— В настоящее время очень активно, и в первую очередь — в форме концессионных соглашений. На текущий момент, заключено порядка 3 500 подобных соглашений. По ним осуществляется строительство и реконструкция инфраструктуры в самых различных отраслях. 

Концессии активно используются в ЖКХ для развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе для перевода угольных котельных на газ и замены устаревших сетей. 

Также много концессионных проектов и в сфере транспорта, где, с одной стороны, уже сложились своего рода классические направления применения концессий, такие как строительство автомобильных дорог, в рамках которых уже накоплен значительный опыт успешного применения данного механизма, но одновременно с этим постоянно обнаруживаются новые способы применения ГЧП для удовлетворения потребностей населения, как например развитие трамвайных сетей, где активное применение концессий началось сравнительно недавно.

Не менее активно концессии используются в социальной сфере, включая в том числе здравоохранение и образование — по концессиям осуществляется строительство значительного количества школ, для обеспечения возможности обучения детей в 1 смену, строится множество детских садов, больниц, поликлиник, специализированных медицинских учреждений.

Применение ГЧП распространилось даже на сферы сельского хозяйства, промышленности, IT и даже на инфраструктуру Вооруженных сил. Одним слово, за последние 10 лет концессионные соглашения стали важным инструментом решения государственных задач во всех сферах, связанных с развитием инфраструктуры.

— Некоторые считают, что концессия — та же приватизация. Так ли это?

— Нет, концессия — это совсем не приватизация, в этом можно убедиться, ознакомившись с законодательством. При приватизации существующее имущество, принадлежащее государству, передается в частную собственность. В рамках концессии, наоборот, частный инвестор создает новое имущество в государственную собственность или реконструирует существующее государственное имущество, которое так и останется у государства. Сохранение государственной собственности на объект концессии является ключевой характеристикой данного механизма, в связи с чем у него мало общего с приватизацией. 

При этом если мы говорим о транспортной отрасли, как правило, концессионные проекты предусматривают строительство совершенно новой инфраструктуры, которой у государства до этого не было, а значит и приватизировать нечего.

— То есть государство в случае концессии не отдает, а получает?

— Да, в отличие от приватизации, представляющей собой передачу из государственных в частные руки какого-то уже существующего объекта, концессия — наоборот, является механизмом создания или обновления инфраструктуры, остающейся в государственной собственности. Отсюда категории ГЧП-проектов: либо инвестор строит нечто абсолютно новое, окупает его и отдает государству. Либо берет государственный объект, реконструирует, какое-то время на нем ведется работает, а затем объект возвращается государству. Таким образом, концессия выступает как альтернативный приватизации механизм, имеющий при этом более высокую категорию надежности.

— Почему концессия более надежна?

— В случае приватизации в частные руки отдается государственное имущество. Ну, может, какими-то обязательствами его обременяют на определенный срок. Но в принципе, с момента приватизации, государство данный объект уже не контролирует. При концессии все наоборот — есть четкий контракт между государством и частным инвестором, в котором расписываются все обязательства: кто, что и когда делает. Даже если что-то идет не так (допустим, инвестор свои обязательства не выполняет) и концессия расторгается, объект все равно остается у государства.

— Есть ли концессионные проекты, например, в дорожном строительстве, которые уже находятся на стадии эксплуатации в России и Московской области, и есть ли среди них успешные?

— Конечно есть. Например, не все знают, что платная трасса Москва — Санкт-Петербург построена по концессионной модели. Из более свежих проектов можно назвать ряд платных участков Центральной кольцевой автодороги — они построены также по концессионным соглашениям. Здесь стоит заметить, что не всем проектам, к сожалению, удается успешно дойти до стадии эксплуатации. Тут все зависит, конечно, от опыта команды, от того насколько грамотно проект сконструирован, насколько хорошо выстроено взаимодействие между публичной и частной сторонами в его рамках. Это сложно, но концессионные проекты вообще во многом сложные, именно поэтому их меньше, чем хотелось бы. И когда все удается, такие проекты создают существенные преимущества для местного населения, которое, в конечном счете, получает новые качественные объекты инфраструктуры.

— Прямо сейчас в Московской области по концессионному соглашению с частным инвестором реализуется проект строительства Южно-Лыткаринской платной автодороги. Каким образом в рамках этой концессии защищает свои интересы государство?

— Новолыткаринское шоссе, действительно, строится по концессии. Но государство только частично софинансирует строительство, а в части остальных затрат на строительство дороги затраты будут только тогда, когда объект уже будет построен, и по нему начнут перевозить жителей. И только если соответствующие затраты не будут окупаться за счет сбора платы за проезд. При этом, базовым принципом концессионного соглашения является то, что строящийся объект находится в государственной собственности. И если частный инвестор свои обязательства не выполняет — например, он не достроил объект, или достроил, но плохо его содержит, — это может стать основанием для досрочного расторжения концессионного соглашения. В таком случае у государства в собственности остается объект, а инвестор утрачивает любые права на его использование.

— А банк не может забрать в счет долга построенный инвестором объект?

— Еще один инструмент защиты государства — требования федерального законодательства, которое имеет жесткую направленность на защиту государственных интересов. Объект концессионного соглашения, находящийся в государственной собственности, нельзя продавать, закладывать, или любым другим способом отчуждать, даже в пользу банка, который предоставил инвестору средства для реализации проекта. Это запрещено законом, такие сделки просто не пройдут, а если кто-то все же попытается это сделать, это будет сочтено существенным нарушением концессионного соглашения. А далее смотрим пункт один: соглашение будет расторгнуто, построенный объект вернется к собственнику. Так что, как мы видим, государство имеет достаточно мощный механизм для защиты своих интересов в рамках любых концессионных соглашений.

Все новости:

Профиль

Дата регистрации05.06.2012
Уставной капитал651 010 000,00 ₽
Юридический адрес ОБЛАСТЬ РЯЗАНСКАЯ Р-Н КЛЕПИКОВСКИЙ Г. СПАС-КЛЕПИКИ УЛ. МОСКОВСКАЯ Д.4
ОГРН 1126226000273
ИНН / КПП 6205008227 620501001
Среднесписочная численность252 сотрудника