РБК Компании
Главная Qugo 5 октября 2023

Текучка кадров: почему уходят сотрудники и как с этим бороться

Существует мнение, что постоянные увольнения и поиски новых работников негативно сказываются на компании. Так ли это и как бороться с текучкой кадров в компании
Текучка кадров: почему уходят сотрудники и как с этим бороться
Игорь Знак
Игорь Знак
Генеральный директор B2B-платформы для работы с самозанятыми Qugo

Работал в сфере маркетинга и рекламы 10 лет, последние 5 лет трудился в HR Tech индустрии: занимался проблемой ускорения процессов кадрового документооборота и оформления документов, а также отвечал за разработку инновационных продуктов. Принимал активное участие в развитии нескольких стартапов как на российском рынке, так и в странах Африки и Латинской Америки. Консультирует стартапы в акселераторах ФРИИ, StartupLab, внутренних акселераторах «Ростелекома», группы БКС и других.

Подробнее про эксперта

Что такое текучка кадров и чем она опасна

Любой бизнес построен на получении прибыли, а основной ресурс — это  сотрудники. Постоянные увольнения и поиски нового персонала называются текучкой кадров. 

Сотрудники, которые давно работают в компании, приносят больше пользы: будь то торговая компания или колл-центр. Если человек увольняется — ему ищут замену, чтобы бизнес продолжал работать в стандартном режиме.

Для подбора персонала надо опубликовать объявление, что стоит денег для компании. С потенциальными кандидатами проводят собеседования — это нагрузка на HR-менеджера или другого специалиста, который занимается подбором персонала. 

После того, как кандидат прошел собеседование, ему надо рассказать про работу и обучить его. Для этого в компании должны быть наставники или старший специалист, который курирует новичков.

Новый специалист не принесет столько же пользы в первое время, сколько работник со стажем. А значит, нагрузка на персонал становится больше, производительность труда «старичков» снижается — в итоге бизнес может понести убытки.

Текучка кадров также сказывается и на деловых партнерах. Если новый работник не вовремя или некачественно окажет услугу или проконсультирует клиента — это повлечет негатив со стороны последнего. 

Всегда ли опасна текучка кадров

Если из компании уходят рядовые сотрудники — в этом ничего страшного нет. Но когда дело касается руководящего состава, в том числе кураторов или старших специалистов, директору стоит задуматься.

Например, если в сети супермаркетов с численностью сотрудников более 200 человек за квартал уволилось 10 кассиров и продавцов — это норма, так как немногие люди готовы всю жизнь работать на такой должности. А увольнение 10 кассиров и 5 топовых сотрудников (администраторов зала и директоров магазина) скажется на работе ритейлера.

Топ-5 причин текучки

Причина № 1. Низкая оплата труда. В XXI веке все отношения — рыночные, в том числе и между работодателями и сотрудниками. Слишком низкая оплата труда не привлекает хороших специалистов, а уже работающих заставляет задуматься об увольнении.

Причина № 2. Слишком высокие требования. Многих сотрудников не устраивает соотношение зарплаты и трудовых обязанностей. Особенно, если работодатель постоянно перекладывает дела других сотрудников без дополнительной платы или часто повышает план на месяц.

Причина № 3. Отношения в коллективе. Атмосфера в коллективе — одна из причин, по которой могут увольняться работники или прекращать сотрудничество внештатники. Поддерживайте дружественные отношения в коллективе: устраивайте корпоративы, разговаривайте с недовольными сотрудниками, проводите командные игры и тренинги.

Причина № 4. Нет мотивации. Любой работник хочет развиваться как профессионал. Отсутствие роста негативно сказывается на работе: человек не видит будущего с этой компанией и увольняется. 

Причина № 5. Обратная связь от начальства. Все допускают ошибки. Чтобы работа выполнялась корректно, человеку надо объяснять, где он допустил ошибку и что вы хотите получить в конечном результате.

Как избежать текучки кадров

Основное, что надо сделать — узнать причину увольнения или расторжения договора. Советую завести документ, в котором будет фиксироваться полученная информация. По результатам месяца или квартала проанализируйте причины и составьте список, что надо изменить в работе с персоналом.

Следуйте простым правилам:

  • Повысьте зарплату до средней по отрасли и региону. А лучше — выше средней.
  • Не требуйте больше того, что прописано в трудовом договоре без дополнительной платы.
  • Не отказывайте в помощи и разъяснениях.
  • Лояльно относитесь к каждому сотруднику — не высказывайте личную неприязнь, говорите только о деловых качествах с точными примерами того, что вам не понравилось.
  • Идите на компромисс в начале сотрудничества, если полученный результат в основном вас устраивает. 

Что делать, если уволилось много сотрудников

Посмотрите, все ли сотрудники действительно нужны. На должности, относящиеся к основной деятельности, наберите новый персонал. Но учтите ранее допущенные ошибки: повысьте оплату труда, предложите карьерный рост или пересмотрите плановые показатели.

Если уволенные работники не относились к основной деятельности или выполняли проектные задачи — подумайте о сотрудничестве с самозанятыми. Заключите с ними договор ГПХ на оказание услуг и выплачивайте вознаграждение за каждую оказанную услугу.

Какие задачи можно передать за штат 

Давайте разберемся на примерах.

Ситуация № 1

Компания занимается продажей товаров через собственный интернет-магазин. Бизнесу уже более 2-3 лет, сайт занимает первые позиции в поиске, есть постоянные покупатели. Развивать новый вид деятельности или увеличивать ассортимент не планируется.

Менеджеры по продажам, IT-специалист, бухгалтер, кадровик — это штатный персонал, без которого нельзя работать. При увольнении таких сотрудников надо нанять новых работников.

Заменить самозанятыми можно:

  • дизайнера по карточкам товара;
  • специалиста по продвижению сайта;
  • бизнес-тренера и других специалистов на проектные задачи.

Ситуация № 2

ИП занимается ремонтными работами. Обороты небольшие. Основной персонал — это бригада. 

Заменить самозанятыми можно:

  • кадровика;
  • бухгалтера на отчетность, если сам ИП будет выставлять акты и следить за платежами;
  • юриста для составления и проверки договоров:
  • разработчика собственного сайта и специалиста по его продвижению.

Ситуация № 3

Компания предоставляет бухгалтерские услуги. Есть офис в городе, сотрудники работают в офлайн-режиме.

Основной персонал в этом случае — бухгалтеры, администратор и менеджеры по продажам для расширения клиентской базы. 

За штат можно вывести:

  • юриста для консультаций;
  • IT-специалиста;
  • копирайтера для наполнения сайта статьями;
  • дизайнера.

Работать с самозанятыми — выгоднее и проще

Заказчик по договору ГПХ не является работодателем: у исполнителей нет отпуска, больничных и компенсационных выплат. Если исполнитель — плательщик НПД, компании не надо платить за него налоги и страховые взносы: все это делает самозанятый.

При выборе исполнителя вы можете отказать любому соискателю — норма ТК РФ о дискриминации в этом случае не применяется. Расторгнуть отношения с самозанятым проще, чем с работниками по трудовому договору.

Напомню: специально выводить за штат сотрудников нельзя. ФНС выявит нарушение и обяжет заключить трудовой договор, а также уплатить НДФЛ, страховые взносы и начислит пени. Но если к услугам самозанятых прибегать по специализированным или непостоянным задачам — проблем с ФНС не будет.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации16.09.2020
Уставной капитал1 000 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ УЛ 1-Я ТВЕРСКАЯ-ЯМСКАЯ 23 СТРОЕНИЕ 1 ЭТАЖ/ПОМЕЩ. 6/I, КОМ. 1-9,
ОГРН 1207700339791
ИНН / КПП 7727452605 771001001
Среднесписочная численность12 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 23, стр. 1
Телефон +74957990082

Социальные сети