РБК Компании

Как технологии меняют музеи и галереи

«Ожившие» картины Васнецовых, квест в Пушкинском музее, виртуальный гид и аватар Пушкина
Как технологии меняют музеи и галереи
Источник изображения: Личный архив компании
Константин Поляничев
Константин Поляничев
Руководитель направления технологий Event Lab СберМаркетинга

Работает в сфере организации мероприятий и событийного маркетинга более 15 лет. Запускал разного рода проекты, в том числе мультимедийные интерактивные инсталляции в России и за рубежом.

Подробнее про эксперта

Использование технологий в культуре — глобальный тренд, который позволяет историческим музеям и художественным галереям поддерживать статус крупнейших передовых институций, а также привлекать внимание местной и международной аудитории. Культурные учреждения интегрируют инновации, чтобы сохранять и распространять знания о материальном и нематериальном наследии, предлагая посетителям новый опыт взаимодействия с артефактами и традиционными формами искусства.

О том, как создаются успешные технокультурные проекты, рассказал руководитель направления технологий Event Lab СберМаркетинга Константин Поляничев.

Зачем культуре технологии

С каждым годом эволюция технологий открывает новые возможности для получения культурного опыта. Активный всплеск проектов на стыке культуры пришелся на период пандемии коронавируса, когда организации были вынуждены пересмотреть свои бизнес-модели во избежание полной остановки деятельности.

Из-за ограничений виртуальные выставки и экскурсии по залам музеев стали единственным способом познакомить людей с искусством и историей, предоставив доступ всем желающим вне зависимости от их местонахождения. Так, парижский музей Лувр создал в виртуальной реальности мир «Джоконды», доступный для «домашнего посещения» через смартфон. Крупнейшие мировые художественные галереи занялись разработкой трехмерных выставочных залов с высокой детализацией картин и экспонатов, а также автоматизированным переводом диджитал-экспликаций, которые можно смотреть через домашний компьютер или мобильные устройства. А Александринский театр и HiFi-стриминг «Звук» запустили научпоп-подкаст.

Форма взаимодействия с материальными и нематериальными объектами через экран и посредством диджитализации не только помогает организациям оставаться на плаву, но и существенно расширяет аудиторию, привлекая новые группы за счет почти неограниченных возможностей потребления культурного контента.

Культурные цели и инструменты для их достижения

Открыв двери для посетителей после окончания пандемии, культурные учреждения продолжили интегрировать технологии в свои экспозиционные офлайн-программы. Такой подход позволяет достичь четырех основных целей:

1. Сохранить культурное материальное и нематериальное наследие

Трехмерные технологии помогают создавать подробные цифровые копии культурных артефактов, памятников и даже персоналий. Такие цифровые модели служат ценной документацией культурного наследия, помогают сохранять и ретранслировать информацию, а также привлекают внимание общественности.

Как технологии меняют музеи и галереи

Один из примеров 2024 года — совместный проект команд центра технологий метаверса Сбера и Event Lab СберМаркетинга, подготовленный к празднованию круглой даты со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Разработчики создали интерактивный цифровой аватар великого русского поэта и писателя, который стал ключевой фигурой на церемонии открытия фестиваля «Наш Пушкин. 225». Созданная с использованием цифровых технологий и нейронной сети GigaChat высокореалистичная трехмерная модель Пушкина могла поддерживать беседу на различных языках и отвечать на вопросы в свойственной, согласно биографическим сведениям, Александру Сергеевичу манере.

2. Вдохнуть новую жизнь в традиционные формы искусства

Постоянные экспозиции исторических музеев и галерей, как правило, ограничены количеством экспонатов. С помощью нейросетевых моделей (AI) и технологий дополненной реальности (AR) выставочные пространства могут расширить возможности контакта с экспонатами, не искажая оригиналы произведений, и предложить посетителям совершенно новый опыт культурного досуга.

Как технологии меняют музеи и галереи

В 2024 году в рамках масштабной экспозиции в Третьяковской галерее «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»команда Центра технологий метаверса Сбера и команды Event Lab СберМаркетинга с помощью AI и AR-технологий «оживили» 5 художественных работ. Разработчики позаботились о доступности механики взаимодействия с картинами и сделали ее максимально простой для посетителей: чтобы увидеть анимационные элементы, достаточно отсканировать QR-код и навести камеру на одну из картин, участвующих в проекте. Благодаря этой интеграции посетители смогли выйти за рамки привычного опыта и получить новые впечатления от уже известных полотен.

3. Повысить посещаемость

Постоянные экспозиции музеев и галерей, какими бы интересными и ценными они ни были, больше всего нуждаются в новизне, которую помогают вдохнуть современные технологии. Иммерсивные интерактивы и цифровые гиды в приложениях с дополненной реальности — новый захватывающий опыт, который не может существовать в отрыве от залов и экспонатов.

В 2023 году главный музей Волгограда, посвященный Сталинградской битве, интегрировал в экспозицию AR-технологии и запустил приложение для мобильных устройств, разработанное командой Центра технологий метаверса Сбера и командой Event Lab СберМаркетинга. Через приложение посетители знакомились с экспонатами с помощью виртуального гида — сына полка и участника событий Вальки, который помогал с навигацией по залам и обращал внимание гостей музея на те или иные экспонаты. В результате интеграции прирост посетителей составил +11%, при этом 100% посетителей отметили, что AR-экскурсия сделала экспозицию более понятной и эмоционально насыщенной, 85% визитеров она помогла усвоить и лучше запомнить исторические сведения, а еще 67% совершили повторный визит, узнав о запуске AR-приложения.

4. Привлечь внимание молодой аудитории

Выставочным пространствам и музеям важно сокращать дистанцию между культурным наследием и сегодняшней аудиторией. Согласно опросу НАФИ, 95% посетителей музеев — люди старше 55 лет, и только 31% и 22% молодежи интересуются музеями художественной и исторической направленности. Чтобы привлечь разные группы посетителей, следует предлагать информацию на понятном им языке и в привычной форме. Мультиязычные аудиогиды и экспликации с куар-кодами — это базовый формат, который можно дополнить технологическими инструментами. Например, разнообразить просмотр коллекций и образовательные лекции иммерсивным опытом через дополненную реальность. Такой edutainment-подход, который соединяет обучение и развлечение, поможет интересно, нативно и на разных языках рассказать об экспозиции — и тем самым привлечь молодую аудиторию. Представители поколений зед и альфа любят играть, привыкли получать информацию в игровой форме через гаджеты. Благодаря технологиям мы говорим на одном языке, и они, играя, могут узнавать новую сложную информацию про искусство.

Как технологии меняют музеи и галереи

Как привлечь труднодоступную возрастную аудиторию, наглядно иллюстрирует кейс AR-приложения, разработанного к 112-му дню рождения Музея имени Пушкина. Загрузив приложение на смартфон, юные гости отправлялись в увлекательное квест-приключение «Узнай легенды Пушкинского музея». Цифровым гидом по метамиру музея стал СберКот — следуя его подсказкам и собирая трофеи, посетители знакомились со множеством залов и экспонатов. Изучив факты о предметах коллекции, участники закрепляли знания в мини-играх, получая за прохождение диджитал-подарки.

Как выбирать технологии для культурных проектов

Выбор подходящих инструментов или их микса напрямую зависит от целей и особенностей мероприятия. В то время как для временных выставок удобнее и быстрее создать легкие развлекательные web-интерактивы, интеграция в постоянную экспозицию позволяет избрать более основательный иммерсивный подход и разработать приложение с образовательным, экскурсионным и геймифицированным контентом. На сегодняшний день топ технологий возглавляют:

  • AR — технология дополненной реальности позволяет обогатить физические артефакты или картины цифровым контентом, который поможет посетителям лучше понять контекст и запомнить предмет или картину. Среди прочих преимуществ — удобство использования, поскольку интеграция может быть доступна как на личном устройстве гостя, так и на предустановленном планшете экспозиции. В глобальной практике также применяются AR-гарнитуры.
  • Volumetric video — инструмент для создания персонажей, например виртуальных проводников или гидов по экспозиции, которые взаимодействуют с посетителями, помогая с навигацией и рассказывая об экспонатах.
  • Нейросеть — инструмент, который может быть полезен и внедрен в очень широкий спектр работ культурных учреждений: от инклюзивных программ, как, например, озвучивание информации на различных языках для слабовидящих, до генерации персонализированного интерактивного контента в сочетании с другими мультимедийными технологиями. С помощью искусственного интеллекта также можно воссоздать и сохранить предметы культурного и исторического наследия. В прошлом году, используя нейросетевую модель Kandinsky, Сбер и агентство Mosaic восстановили образы 14 живописных полотен из собрания Воронежского музея изобразительных искусств им. И. Н. Крамского, утраченные во время Великой Отечественной войны. Воссозданная коллекция доступна в интерактивной 3D-галерее.

По словам Максима Козлова, руководителя Центра технологий метаверса Сбера, у культуры и технологий есть одно общее свойство — влиять и преобразовывать жизнь общества в лучшую сторону. Разрабатывая и предлагая передовые технологии музеям и галереям, мы помогаем им сохранить, рассказать и передавать знания о важных событиях, героях и произведениях искусства. Мы даем возможность молодому поколению прикоснуться к ним через новые технологии, переводя этот опыт на совершенно другой уровень. Это часть нашей миссии, которую мы реализуем в согласии с потребностями сегодняшних посетителей, предпочитающих яркий и впечатляющий опыт.

Творческий состав проектов

  • Центр технологий метаверса Сбера

Максим Козлов, Алексей Храмцов, Екатерина Сумачева, Илья Батурин, Никита Витик

  • Отдел имиджевых и культурных проектов департамента маркетинга и коммуникаций

Алена Конурина, Наталья Павлова, Александр Коробейников

  • Event Lab СберМаркетинга

Карина Иванова, Константин Поляничев, Родион Ткачев, Светлана Урютова, Алена Романовская, Юлия Зверева, Роза Оганян, Сергей Остров, Андрей Морозов

  • Креативное агентство СберМаркетинга

Елизавета Тринич-Афанасьева, Елена Секирина, Анна Дронова-Зиганшина, Денис Быков

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ООО «ИНФУЛЛ» Кому подойдет автолизинг

Профиль

Дата регистрации16.12.2018
Уставной капитал11 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Академический, ул. Вавилова, д. 19, этаж 3, помещ. в.03.016
ОГРН 5187746006157
ИНН / КПП 7736319695 773601001
Среднесписочная численность434 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Поклонная ул., д. 3, к. 4
Телефон +74950212186

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия