РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная HUBSpeakers 26 декабря 2024

Как использовать достижения поведенческой экономики в обучении

Поведенческая экономика раскрывает секреты нашей иррациональности, помогая избежать ошибок и максимально эффективно использовать свои возможности в обучении
Как использовать достижения поведенческой экономики в обучении
Источник изображения: Freepik.com
Елена Тихомирова
Елена Тихомирова
Ведущий эксперт по обучению взрослых, автор книги «Обучение со смыслом», автор канала «Живое обучение», генеральный директор eLearning Center и основатель конференции Learning Elements.

Елена визионер современного обучения взрослых, ее выступления — это оригинальные, нестандартные темы. У Елены более 20 лет опыта публичных выступлений для аудиторий 500+ человек очно и 1000+ онлайн.

Подробнее про эксперта

За последние 30 лет появилось новое фундаментальное направление науки — поведенческая экономика. По ней издано много научных работ и исследований, которые показывают, что суждение о человеке как о рациональном агенте экономики несостоятельно. Иными словами, мы иррациональны. 

Это подтверждено двумя нобелевскими премиями — Канеман и Талер. За основу этого материала я беру работы Канемана, Талера, Санстэйна, Ариели, Тверски и других. 

Вот два главных вывода поведенческой экономики:

  1. То, что мы знаем, не определяет, как мы действуем. Если бы мы были рациональны, мы бы все занимались спортом, правильно питались, откладывали на пенсию, не покупали дорогие страховки. Все мы знаем, что плохо есть чипсы и пить напитки с сахаром, но ни один производитель чипсов и напитков с сахаром еще не обанкротился. 
  2. То, что накопали поведенческие экономисты и специалисты по социальной науке, назвали когнитивными искажениями и предубеждениями. В ходе исследований все эксперименты подтверждают наши когнитивные искажения. 

Эти искажения сильно мешают обучению. Обучение часто строится так как будто мы «эконы» — так Канеман называет «рациональных» субъектов экономики (которыми мы не являемся). Если входить в обучение с установкой, что мы будем делать все правильно, ничего не выйдет. Зато, зная о когнитивных искажениях, можно научиться использовать их себе во благо. 

Про какие убеждения поговорим:

1. Склонность к сохранению статус кво. Наш мозг не хочет меняться: это неизвестность и дополнительное напряжение, а мозг всегда стремится к сохранению ресурса. Обучение будет говорить: «Теперь ты будешь делать по-другому», а мозг: «Нет-нет, не надо» — и тогда обучение не состоится.

Как обратить себе на пользу: на входе в обучение нужно понимать, что это — изменение, оно потребует усилий, и придется бороться с собственным отторжением к тому, что есть внутри обучения. 

2. Эффект Даннинга-Крюгера. «Чем меньше мы знаем, тем больше нам кажется, что мы все знаем». Когда человек в какой-то области знает мало, он кажется себе экспертом, потому что он еще не погрузился и не понимает, насколько эта область велика. Обратная сторона — «чем больше я знаю, тем больше я знаю, сколько я не знаю». 

Как обратить себе на пользу: в начале обучения будет казаться, что вы уже все освоили. Как только вы поймали этот эффект, будьте готовы пройти этот барьер. Например, я с детства люблю готовить. И до какого-то момента я была уверена, что вообще все знаю про кулинарию — пока не пошла учиться к пищевому технологу. Тогда оказалось, что я не знаю примерно ничего. Так что ловите этот момент и идите дальше.

3. Эффект авторитета. Мы склонны доверять людям, которые кажутся нам значимыми и авторитетными. Если вы подписаны на автора образовательного продукта в соцсетях, и этот человек много рассказывает, помните, что вы будете подвержены эффекту авторитета. Возможно, вами манипулируют — именно благодаря этому эффекту некоторым удается «продавать финский воздух в шинах». 

Как обратить себе на пользу: проверять, вы купили обучение, потому что вам интересна эта область знаний, или потому, что его автор кажется вам особенно авторитетным. Так что доверяйте, но проверяйте. Вам нравится этот человек — а куда вы пойдете за ним? Плюс рекомендации, как проверить качество обучения.

4. Эффект грузовика с оркестром. Когда по улице едет условный грузовик с оркестром, все останавливаются, начинают подпевать, хотя минуту назад не собирались этого делать. Мы подвержены влиянию социума, особенно ближнего круга. 

Как обратить себе на пользу: исследуйте свое собственное мнение и потребности. Вы хотите учиться или хотите хотеть учиться? Мы можем пойти на курс, и понять, что это просто цепная реакция. Вторая сторона — выбирайте обучение, в котором есть сообщество. Это даст дополнительный ветер в паруса, если вы пойдете не в одиночку. Учиться в изоляции против природы человека.

5. Эффект Икеи. Человек намного сильнее ценит то, что он делает сам — поэтому шкафчик, купленный в IKEA и собранный собственноручно по инструкции, особо ценный, а клубника с собственной грядки — самая вкусная. 

Как обратить себе на пользу: обучение нужно присвоить, то есть стать его активным участником. Выбирайте обучение с максимальным количеством самостоятельных заданий, а если их нет, придумывайте и делайте самостоятельную практику. 

6. Эффект самоотслеживания. Человек, который не аутсорсит отслеживание своего прогресса, а следит за достижениями самостоятельно, всегда улучшает свои результаты. Сколько вы пробежали, прочитали, сделали — если вы фокусируетесь на этом, ваши результаты будут лучше. 

Как обратить себе на пользу: во-первых, когда идете учиться, подумайте, какой результат вы хотите. Во-вторых, отслеживайте свой прогресс. Мониторьте свои достижения. Человек сам плохо видит свои достижения, так что отмечать и закреплять их особенно важно. Так меньше шансов, что вы бросите обучение.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации09.10.2015
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Чертаново Южное, ул. Чертановская, д. 65, кв. 23
ОГРН 1157746927117
ИНН / КПП 7726355430 772601001
Среднесписочная численность3 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Чертановская, д. 65-23
Телефон +79067853341
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия