РБК Компании

Ловушки мышления в ВЭД: как эффект неоднозначности влияет на ваш бизнес

Оксана Курочкина о том, как эффект неоднозначности и другие когнитивные искажения влияют на принятие решений в ВЭД и как избегать рисков для успеха в бизнесе
Ловушки мышления в ВЭД: как эффект неоднозначности влияет на ваш бизнес
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Fusionbrain
Оксана Курочкина
Оксана Курочкина
Управляющий партнер

Почетный адвокат МО, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте, эксперт АСИ ТПП РФ, Преподаватель ГУУ, РЭУ им. Плеханова, МГИМО

Подробнее про эксперта

В Новый год — с новыми темами. А конкретнее, говорим про ловушки мышления, как они влияют на наше восприятие себя и окружающего мира и в конечном счете на наши шансы поймать удачу в бизнесе и во внешнеэкономической деятельности.
Одна из таких ловушек — эффект неоднозначности, или парадокс Эллсберга. Он возникает, когда мы отдаем предпочтение известным вероятностям (например, вероятности выигрыша в лотерею), даже если они менее выгодны, чем неизвестные вероятности.

Еще пример. Представьте, что у нас есть две инвестиционные возможности: одна с известной вероятностью возврата 50%, а другая с неизвестной вероятностью. В этом сценарии, даже если ожидаемая доходность от второй инвестиции может быть выше, большинство предпочтет выбрать первую инвестицию из-за ее ясности и предсказуемости.

Другой пример: предположим, у вас есть два кандидата на должность руководителя отдела. У одного кандидата есть четкое резюме с подробной историей достижений, а другой предоставляет меньше информации о своем опыте. Даже если двусмысленность в резюме второго кандидата может быть вызвана скромностью или другими причинами, работодатель скорее склонится к выбору первого кандидата из-за более четкого представления об его достижениях.

Эффект двусмысленности показывает, как люди отдают предпочтение знакомству и стабильности, даже если это означает отказ от потенциально более прибыльных, но менее известных вариантов.

Что мы можем с этим сделать? 

1. Провести детальный анализ неизвестных вариантов. Чем больше информации получим, тем лучше сможем принять решение.

2. Проанализируем потенциальные риски и возможности каждой альтернативы. Иногда неизвестные варианты могут скрывать большие перспективы или минимальные риски.

3. Сравним одновременно известные и неизвестные варианты, выявив потенциальные выгоды и риски каждого из них.

4. Обсудим свои мысли с коллегами, друзьями или экспертами и узнаем другие точки зрения.

5. Эксперименты и тестирование, где это уместно и возможно. Пробуем и решаем дальше.

Казалось бы, а причем здесь ВЭД? Дополню публикацию несколькими регулярно встречающимися ситуациями.

1. Отказ от риска. Участник ВЭД может предпочесть избежать риска и выбрать известные варианты действий даже при возможности получить более выгодное предложение с неопределенным результатом. Обсуждаем с участником ВЭД возможности обжалования решения о внесении изменений в ДТ и корректировки таможенной стоимости на 7 млн рублей. Денег очень жалко, да и в суде наши шансы на успех весьма высоки. Но судиться по мнению руководителя — это портить карму компании в государственных органах, что может негативно сказаться на бизнесе в целом.

2. Избегание неизвестного. Участники ВЭД могут избегать неизвестных переменных или ситуаций, даже если существует возможность получения значительных выгод. Недавно пишет мне знакомый таможенный представитель с вопросом как декларировать таможенную стоимость товаров с учетом курсовой разницы: на день оплаты или на день подачи декларации на товары. И правильный ответ тампреду на самом деле известен, но боязно: вдруг возбудят дело об административном правонарушении по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ? Прецеденты такие известны… В итоге решил брокер потерять 600 тыс, но избежать рисков привлечения к административной ответственности.

3. Страх перед неопределенностью. Участники ВЭД могут выражать страх перед принятием решений в условиях неопределенности, что может привести к отказу от перспективных возможностей из-за невозможности точно предсказать итоговый результат. И вот уже я сама на консультации, обсуждая с клиентом возможность подачи возражений на акт камеральной таможенной проверки предлагаю «нарисовать табличку» и оценить для себя все плюсы и минусы подобного решения.

Получается, эффект неоднозначности совсем не интеллектуальная придумка. Мы сталкиваемся с его проявлениями каждый день, а значит важно такой эффект: а) замечать; б) уметь им управлять.
Потому скоро в нашей академии компетенций «Just Skils» стартует новый образовательный проект «Логика для логистов и участников ВЭД». Ждите анонс.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.11.2019
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Зюзино, б-р Черноморский, д. 17, к. 1, помещ. 4/2/5
ОГРН 1197746674806
ИНН / КПП 7727433144 772701001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, БЦ «Барклай Плаза»
Телефон +74993727872

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия