РБК Компании

Как разместить вывеску и не нарушить закон о рекламе

Юрист Екатерина Вороная рассматривает различия рекламных и информационных вывесок, а также ответственность и штрафы за нарушения
Как разместить вывеску и не нарушить закон о рекламе
Екатерина Вороная
Екатерина Вороная
Юрист компании ПРИОРИТЕТ

Екатерина специализируется на судебном и досудебном разрешении споров в целях защиты интересов организаций, а также имеет опыт в области договорной работы.

Подробнее про эксперта

Реклама товаров и услуг давно и прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Вывески магазинов и организаций окружают человека повсюду. Открывая бизнес, предприниматель резонно задумывается о необходимости проинформировать потенциальных клиентов о том, что в конкретном здании находится его магазин, кафе или организация. Но правоприменительная практика ярко демонстрирует очень тонкую грань между рекламными и информационными вывесками, а также — между нарушением закона, влекущем обязанность выплатить крупный штраф и полным соблюдением правовых норм. О правилах размещения вывески и о возникающих при этом проблемах пойдет речь в настоящем материале.

Вывеска или реклама

Рекламные и информационные вывески нередко очень сложно отличить друг от друга. Однако их правовая суть и порядок согласования разнятся.

Разграничение понятий рекламной конструкции и вывески может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения такой конструкции.

Вывеска представляет собой информационную конструкцию, размещенную на фасаде здания. В силу прямого указания закона, на ней должна содержаться информация о наименовании организации, режиме работы, адрес, телефон (ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы — привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Как правило, вывеска располагается около входа в помещение, где компания осуществляет свою деятельность. Важно отметить, что каждый орган местного самоуправления может определять свои требования к размещению информационных конструкций. Кроме того, например, в Московской области их размещение без согласования с органами местного самоуправления не допускается.

Важно не путать информационные конструкции с рекламными, что на деле бывает очень сложной задачей. Конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, различные слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера. На такие конструкции распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», распространение наружной рекламы осуществляется, например, посредством ее размещения на стендах, щитах, электронных табло, а также, в частности, путем расположения на внешних стенах, а также иных конструктивных элементах зданий.

Порядок размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы закреплен в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

По смыслу положений статьи 19, основанием для установки (размещения) рекламной конструкции является:

  • соответствующее разрешение уполномоченного органа;
  • договор на установку рекламной конструкции с собственником здания, сооружения либо земельного участка (либо с его законным владельцем, коим также является арендатор).

Также Федеральный закон «О рекламе» закрепляет необходимость получения согласия собственника недвижимого имущества для установки на данном имуществе рекламной конструкции. При отсутствии указанного согласия орган местного самоуправления не вправе выдавать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Кроме того, нередкой является ситуация, при которой собственник здания сдает в аренду расположенные в нем помещения, закрепляя при этом в договоре аренды обязанность Арендатора согласовывать с Арендодателем вывески и рекламы, которые предполагается разместить снаружи арендуемого помещения. Данный факт влечет для собственника бизнеса необходимость сперва получить согласие арендодателя помещения на размещение вывески на здании (в случае, если помещение находится не в собственности бизнесмена), а затем заручиться разрешением уполномоченного органа местного самоуправления.

Таким образом, реклама отличается от информационной вывески тем, что она содержит указание на определенные характеристики рекламируемого товара или услуги, а также имеет целью заинтересовать потенциального клиента.

И органы, контролирующие размещение вывесок на территории муниципального образования, и суды часто совершенно по-разному отвечают на вопрос, является ли определенная вывеска рекламной или же она носит исключительно информационный характер.

Иллюстрируя данный довод и тонкую грань между рассматриваемыми категориями, приведем в пример текст двух разных вывесок: «Косметологическая клиника «Эстет», график работы, телефон» и «Косметологическая клиника «Очарование». Весь спектр косметологических процедур. График работы, телефон». С большой долей вероятности, именно вторая вывеска с «безобидным» указанием на широту оказываемых услуг будет признана компетентными органами рекламной, а владельцы бизнеса понесут расходы в связи с уплатой штрафа и обязанностью демонтировать конструкцию.

Что грозит за неправильное размещение вывески

Соблюдение правовых норм в части размещения рекламных вывесок контролирует Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

В случае неправильного размещения информационной вывески уполномоченный орган может констатировать либо только ее размещение с нарушением норм, установленных муниципалитетом, либо признать вывеску рекламой и выписать весьма существенный штраф.

В случае выявления нарушения и признания вывески рекламой, предприниматели несут ответственность в виде обязанности демонтировать вывеску, уплате штрафа. Так, в силу ст. 14.37 КоАП РФ, его размер составляет:

  • для граждан — от 1 000 до 1 500 рублей,
  • для должностных лиц — от 3 000 до 5 000 рублей,
  • для юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Кроме того, согласно Письму ФАС России от 24.05.2018 № ИА/37283/18 «О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы», при выявлении незаконной конструкции с наружной рекламой, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения, необходимо обратиться с жалобой в органы местного самоуправления муниципального района, на территории которого установлена незаконная рекламная конструкция.

Например, в случае размещения несогласованной вывески на территории Москвы, заинтересованное лицо имеет право подать жалобу в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Демонтаж конструкции осуществляется на основании предписания органа местного самоуправления.

Федеральным законом «О рекламе» установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом «О рекламе», является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Резюмируя выше изложенное, отметим, что надлежащее размещение как информационных, так и рекламных вывесок строго регламентировано и контролируется государством. С целью минимизации рисков при размещении конструкции владельцам бизнеса необходимо заручиться комплексной юридической поддержкой и пройти путь согласования и размещения вывески в полном соответствии с законом, осуществив четкое исполнение ряда требований органов власти.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.03.2007
Уставной капитал12 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА ПЕР. БРОШЕВСКИЙ Д.6 СТР.2 ОФИС 9
ОГРН 5077746337796
ИНН / КПП 7701711164 770901001
Среднесписочная численность45 сотрудников

Контакты

E-mail INFO@UK-PRIORITET.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия