РБК Компании

Тождественные товарные знаки: как избежать отказ

Число зарегистрированных логотипов более 800 000. И каждый год подается еще более 100 000 заявок. Как остаться уникальным и не получить отказ
Тождественные товарные знаки: как избежать отказ
Анастасия Бекичева
Анастасия Бекичева
Ведущий юрист компании ПРИОРИТЕТ

Анастасия специализируется на корпоративной практике в части реорганизации и комплексного сопровождения ликвидации, а также в сфере интеллектуального права по вопросам регистрации брендов и патентов.

Подробнее про эксперта

Создать свой бренд как максимально уникальный объект — крайне сложная задача. В России действующая система регистрации Товарного знака организована с 1896 года. Очевидно, что за это время зарегистрировано большое количество логотипов. Если смотреть статистику за весь период существования современной системы товарных знаков, то число  зарегистрированных логотипов будет более 800 000. И каждый год подается еще более 100 000 заявок. Фактически такая статистика означает, что придумать что-то оригинальное, не похожее на иные бренды очень трудно.

Еще сложнее дается понимание, что изменение шрифта или буквенной раскладки (с латиницы на кириллицу и наоборот) не несет в себе качественного изменения логотипа. Иногда, создается иллюзия, что дизайнерский шрифт, который является «уникальным» создает неповторимый и особенный логотип. На практике же коллегия Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее — ФИПС), как и суды, считают иначе.

Так, в сентябре 2023 года коллегия ФИПС рассмотрела возражения на отказ в регистрации Роспатентом бренда ООО «Зеленые линии» по заявке 2021773547 из-за схожести с товарными знаками «Prebio», «ПРЕБИО» международным заявкам N 1155201 и N 0802257 правовая охрана которым на территории России предоставлена на имя Societe des Produits Nestle S.A., CH-1800 Vevey. В обеих заявка фигурирует 5 класс МКТУ в части БАДов.Тождественные товарные знаки: как избежать отказ

По анализу коллегии указано, что различие между брендами присутствует. Так, например,

  • буква b в заявке ООО "Зеленая линия" представлена в фантазийном стиле, превращая ребро буквы в листик
  • логотипы имеют различную цветовую гамму
  • сопоставляемые обозначения разнятся по составу звуков, гласных и согласных букв.
Тождественные товарные знаки: как избежать отказ

Меж тем, тождественность заявленного обозначения и зарегистрированного товарного знака обусловлена с одной стороны, фонетической идентичностью словесных элементов, составляющих основу обоих логотипов. С другой стороны, наглядным совпадением заявленного и зарегистрированного изображения.

В соответствии с п. 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Поэтому, подлежать регистрации данный бренд может только в случае получения письменного разрешения от правообладателя с более ранним приоритетом, т.е. от того, кто ранее зарегистрировал свой бренд (Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 7 сентября 2023 г. по заявке N 2021773547). Примечательно, что можно было бы зарегистрировать данный бренд даже в однородном классе товаров и услуг, в случае, если у брендов нет пересечений по продукции. Например, если бы Prebio использовал логотип только для БАДов, а ООО «Зеленые линии» только для лечебных шампуней, с помощью нескольких хитростей регистрация бы прошла.

И это далеко не единственный пример, когда логотипы были признаны схожими.

18 августа 2021 года ООО «Авицена» подало заявку на регистрацию Товарного знака по заявке N 2021752280 в отношении медицинских услуг по 5 классу МКТУ.

Тождественные товарные знаки: как избежать отказ

13 декабря 2022 года Роспатентом было принято решение об отказе в регистрации в связи с тем, что в 1988 году был зарегистрирован бренд N 84158 на имя ООО "Медицинский центр «Авиценна»

Тождественные товарные знаки: как избежать отказ

Коллегия ФИПС оценивала схожесть рассматривая следующие аспекты:

1) звуковое совпадение, а именно:

  • наличие сходных и совпадающих звуков в соотносимых логотипах; 
  • близость звуков, в которых представлены оба логотипа;
  • наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях;
  • ударение в логотипах.

2) графическое сходство, которое считается как совокупность:

  • общего впечатления;
  • вида  шрифта;
  • расположение букв по отношению друг к другу.

3) смысловая однородность.

Так, коллегия отметила, что, хотя присутствует некоторое различие в шрифте и цвете, смысловая нагрузка обоих логотипах идентичная, что позволяет идентифицировать логотипы как схожие до степени смешения (Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июня 2023 г. по заявке N 2021752280/33)

Не менее интересное в этом плане дело с известным брендом сыра Ламбер, которое было рассмотрено Судом по интеллектуальным правам в 2019 году. Причем интересно оно тем, что товарный знак был противопоставлен не другому товарному знаку, а патенту на промышленный образец.

Итак, в чем «сыр-бор». Шония Данил Нодарович обратился в Роспатент с заявкой на получение патента в части продукции категория «Этикетка» 28 августа 2007 года. Патент был получен и ему был присвоен соответствующий номер № 68407.

Тождественные товарные знаки: как избежать отказ

Согласно поданному описанию в Роспатент был представлен продукт в виде этикетки желтого цвета с красными элементами, где доминирующее положение занимает на озеро с деревянным домом и деревьями, а внизу располагается плетеная корзина.

29 января 2018 года в коллегию ФИПС было подано  возражение от ООО «Вимм-Биль-Данн Продукты Питания» (далее — Общество) с указанием на схожесть зарегистрированного промышленного образца  с товарным знаком № 275208.

Тождественные товарные знаки: как избежать отказ

Роспатент отказал в аннулировании патента, т.к. считал, что промышленный образец по спорному патенту представляет собой художественно-конструкторское решение внешнего вида этикетки, а не бренд. Иными словами, Роспатент считает, что нельзя противопоставить патент на промышленный образец и Товарный знак в целом.

Не согласившись с решением Роспатента Общество обратилось в суд по интеллектуальным права. Суд, рассматривая данное дело анализировал комплекс факторов.

Во-первых, бренд Ламбер зарегистрирован в 29 классе МКТУ в части категории «сыр». Патент в описательной части содержит следующую задачу: создать запоминающуюся для потребителя и несущую краткую, но емкую информацию этикетку для сыра. Получается, что и Товарному знаку и патенту предоставлена правовая охрана в отношении идентичного товара — сыр. Такое описание позволяет сопоставить между собой товарный знак и патент.

Во-вторых, при рассмотрении внешнего вида становится очевидна схожесть изображенных объектов. Роспатент в своем отказе указал, что патент и товарный знак имеют разные цветовые характеристики и разные доминирующие слова.  Меж тем, суд по интеллектуальным правам обратил внимание, что надпись не является доминирующим объектом. Основное внимание потребителя концентрируется на озере с домом и деревьями, которые полностью идентичны, а также на плетенной корзине в основании. 

В-третьих, категория «сыры», согласно сложившейся потребительской практике относится к товарам широкого потребления, наряду с хлебом молоком и пр. Это означает, что при покупке данного товара, отмечается более низкая внимательность потребителя при его приобретении. 

Все это в совокупности ведет к тому, что патент и товарный знак схожи до степени смешения между собой.  Поскольку у товарного знака Ламбер право приоритета возникло на 3 года раньше — 6 апреля 2004 года, патент на промышленный образец был аннулирован (Решение суда по интеллектуальным правам по делу № СИП-585/2018 от 16.08.2019).

При создании своего бренда, нужно тщательно проработать все нюансы. Только цветовое различие, равно как и исполнение латиницей, не сделает бренд уникальным. До регистрации своего логотипа лучше всего провести проверку у специалистов, которые могут оценить схожесть бренда, исходя из производимой вами продукции. В процессе разработки лучше всего придерживаться следующих правил:

  • фантазийность изображаемого рисунка или слова;
  • отказ от общеупотребимых слов (дом, бакалея, стол и пр.);
  • использование логотипа для не характерной категории товаров/услуг;
  • отказ от идеи регистрации известного бренда с собственной доработкой.

Придерживаясь данных правил наши заказчики успешно получили Свидетельства о регистрации на свои бренды. Так, выдуманное слово «Майнд» привело к регистрации в категории электронных замков (9 класс МКТУ, Свидетельство № 924320). Или пример, кода мы удивили Роспатент регистрацией бренда «Свисток», но не в части спортивных товаров, а в части еды и ресторанного бизнеса (43 класс МКТУ, Свидетельство № 961179).

Переда началом регистрации товарного знака лучше всего использовать различные открытые базы данных, провести проверку логотипа по конкретным классам международной классификации товаров и услуг. Но все же для успешной регистрации нужно обратиться к специализирующимся юристам, которые точно смогут проанализировать схожесть вашего логотипа и оценить возможность регистрации в целом, а также могут порекомендовать, что именно изменить, чтобы регистрация благополучно прошла.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.03.2007
Уставной капитал12 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА ПЕР. БРОШЕВСКИЙ Д.6 СТР.2 ОФИС 9
ОГРН 5077746337796
ИНН / КПП 7701711164 770901001
Среднесписочная численность45 сотрудников

Контакты

E-mail INFO@UK-PRIORITET.RU