РБК Компании

Предпринимательская экосистема: что это такое и как помогает фаундерам

Как работают предпринимательские экосистемы, которые пришли на смену сообществам и клубам
Предпринимательская экосистема: что это такое и как помогает фаундерам
Олег Минтуш
Олег Минтуш
Резидент Клуба Менторов, стратег, бизнес-ментор и консультант. Ведет частную консультативную практику. Формирует стратегию развития. Занимается выходом бизнеса из кризиса и моделью управления.

Основатель предпринимательской экосистемы. В прошлом — директор по информационным технологиям «СберИнтертеймент» и директор по трансформации и инновациям экосистемы МТС.

Подробнее про эксперта

Бизнес-клубы и сообщества по праву считаются одними из самых эффективных инструментов для личностного роста предпринимателей и развития компаний. В основе такого рода объединений — создание среды единомышленников, которая дает участникам возможность построения новых профессиональных связей и обмена опытом через нетворк. 

В последнее же время среди основателей бизнеса появился тренд на получение комплексной помощи в развитии бизнеса, в связи с чем стали набирать популярность предпринимательские экосистемы. От клубов и сообществ они отличаются тем, что предоставляют комплексный спектр услуг в одном месте, исключают необходимость поиска различных экспертов на рынке и дают владельцу бизнеса возможность получить решение под ключ от проверенного партнера.

Что это такое и почему сейчас актуально для предпринимателей — рассказывает резидент Клуба Менторов Олег Минтуш.

Как меняется бизнес-ландшафт

Объединения фаундеров не просто так стремительно набирают популярность в последние годы. В связи с улучшением условий для создания и развития бизнеса на рынок выходит все больше молодых предпринимателей. Это оказывает влияние и на более опытных фаундеров: за счет наплыва стартапов они начинают масштабировать свои проекты и даже переходят в новую категорию бизнеса. 

В итоге на рынке складывается ситуация, в которой начинающие предприниматели без опыта развития бизнеса сталкиваются со множеством проблем — от найма первого сотрудника до организации учета клиентов. У вторых же возникают вопросы в контексте решения крупных задач, с которыми они ранее не сталкивались в своей практике. Самые популярные из них — интеграция нескольких бизнесов в одну структуру, управление кратным масштабированием оборотов и персонала. 

Все обозначенные факторы привели к тому, что основатели начали искать наставников, которые могут помочь им сэкономить время, чтобы использовать окно возможностей. Сейчас на рынке уже представлено довольно много обучающих программ, сотни бизнес-сообществ, сегментированных по отраслям и интересам, десятки больших закрытых клубов, но все они решают определенные задачи и не отличаются комплексным подходом.

Бизнес-объединения: форматы и их особенности

Путешествуя по странам Европы и Азии, я регулярно встречаюсь с участниками своего бизнес-клуба. Он работает в онлайн-формате, резиденты находятся по всему миру. Такие поездки — отличная возможность видеться с ними очно, а также знакомиться с моими коллегами — управляющими других бизнес-клубов и сообществ. Мною было отмечено, что, несмотря на всеобщую глобализацию и единые тренды, подходы, бизнес-цели и используемые инструменты сильно разнятся — в зависимости от уровня предпринимательской культуры конкретной страны.

Принцип действия такой: чем слабее развито предпринимательство, тем менее популярны и распространены бизнес-сообщества. Это характерно для большинства азиатских стран. В Европе, наоборот, культура ведения бизнеса более развита, здесь работает модель передачи компании из поколения в поколение — соответственно, и у предпринимателей появляется запрос на поиск равных по статусу собеседников и партнеров. Ответом на него и становятся различные объединения предпринимателей. 

Как правило, есть два формата деловых объединений, которые уже стали классикой: бизнес-сообщество и бизнес-клуб. Эти понятия часто используются в качестве синонимов, однако у каждого типа организации есть свои отличительные особенности. Под сообществом обычно понимается открытое объединение участников по интересам. Оно может быть отраслевым (например, электронная коммерция) или функциональным (скажем, финансовых директоров). Как правило, бизнес-сообщество характеризуется свободным или условно свободным доступом для участников: бесплатным входом, отсутствием четкой системы или структуры. Работа в нем строится на альтруизме его активистов и выстраивается вокруг обмена знаниями.

Клуб же, наоборот, представляет из себя закрытую группу участников, для резидентства в которой требуется пройти минимальный отбор и подтвердить соответствие определенным требованиям. У него есть четко сформулированные миссия и идея, которые объединяют участников. Следует понимать, что бизнес-клуб — это полноценная коммерческая структура с командой организаторов и определенными принципами работы. Раньше каждая такая организация в обязательном порядке должна была основать физический клубный дом, однако в последние годы это требование стало необязательным. А все потому, что сейчас большинство встреч проходит в онлайн-формате — участники могут выходить на связь из любой точки мира.

Что предпринимателям дают бизнес-объединения

Перечисляю основные плюсы участия в них для основателей бизнесов:

  • Сегментация по запросам. Возможность подобрать клуб в нужной нише и с профильным кругом лиц помогает фаундерам оперативно получать ответы на конкретные запросы. Например, если ваша цель — найти крупных бизнесменов в мебельной отрасли для обмена опытом или вам необходим профессиональный круг для обсуждения продаж на маркетплейсах, всегда можно выбрать соответствующее сообщество. 
  • Нетворк. В бизнес-клубе можно найти единомышленников, обмениваться с ними знаниями, обсуждать актуальные проблемы. Деловое сообщество может стать для владельца бизнеса своеобразной зоной комфорта, где его понимают и где он чувствует себя в кругу своих. Этот инструмент эффективно помогает справиться с синдромом одиночества предпринимателя. 
  • Новые связи и будущие партнерства. Коллектив помогает найти нужные контакты в любой сфере деятельности.
  • Подтверждение собственной экспертизы. Такие объединения дают возможность не только получать необходимую информацию, но и делиться опытом и знаниями с другими. 
  • Мастермайнд-группа. Ставший в последние годы популярным внутри бизнес-клубов формат также часто называют группой равных или форум-группой. В чем его ценность? Он предполагает минимум теории — только обсуждение пережитого опыта. Дает возможность роста через взаимодействие с другими людьми, позволяет получить реалистичную независимую оценку ситуации в бизнесе, увидеть ее под новым углом, определить точки роста, выявить узкие места и новые возможности. Все это благодаря насмотренности участников, их советам, постоянному обмену знаниями и коллективной работе предпринимателей. Поддержка, мотивация и сопровождение, которые влияют на позитивные изменения в личности владельца бизнеса, а значит, и на сам бизнес, входят в комплект.

Предпринимательская экосистема как тренд

Новая модель предпринимательского поведения и культура потребления комплексных решений привели к изменению формата запросов на рынке. Сейчас фаундерам уже не нужны одиночные услуги, им необходимы решения под ключ. 

Чем отличаются предпринимательские экосистемы от обычных бизнес-объединений? По сути это инфраструктура инструментов, форматов и специалистов для решения системных задач эффективного управления бизнесом. Ее преимущества — в бесшовности использования нескольких продуктов или возможности перехода между ними. Экосистема позволяет предпринимателю оперативно получить от проверенного партнера комплекс услуг для решения стратегических задач бизнеса и оптимизировать рабочие процессы.

Как это работает на практике? 

Условно, предприниматель приходит на мастермайнд-группу, где формулируется амбициозная задача для его компании. Коуч, который ведет группу, понимая, что участник не решит задачу самостоятельно, рекомендует ему провести пару сессий с ментором — для профильной проработки запроса на развитие компании. В ходе их совместной работы формируется несколько конкретных задач — например, ведение базы клиентов. На этом этапе экосистема помогает подобрать эксперта для оказания консалтинговых услуг или настройки всего процесса управления клиентами в CRM. Далее фаундер разрабатывает стратегию развития своей компании, но не понимает, сработает она или нет. Разобраться в этом ему помогает персональный совет директоров, который собирается индивидуально с учетом специфики конкретной компании. Эксперты делятся инсайтами, раскладывают по полочкам реалистичность стратегии и подсвечивают недостающие звенья. В какой-то момент у фаундера разрывается контракт со старыми подрядчиками или поставщиками — ему требуются новые проверенные контакты. На помощь снова приходит экосистема. Таким образом, она дает возможность за короткий срок собрать нужные компетенции, правильные контакты, инструменты — и все это в одном проверенном месте.

Бизнес-клуб в составе экосистемы становится уже не основным продуктом, как это было раньше, а вспомогательным. Одновременно с предпринимателем фокусные задачи решают сотни других фаундеров. Заходя в закрытый клуб, участник попадает в среду единомышленников. 

Состав предпринимательской экосистемы 

Перечислю оптимальный набор входящих в экосистему продуктов, а также бизнес-задачи, которые она решает с их помощью:

  • Закрытый бизнес-клуб. Онлайн-пространство для взаимодействия предпринимателей с предоставлением каждому участнику возможности влиять на развитие экосистемы.
  • Бизнес-трек. Новая интерпретация бизнес-инкубатора. Он подразумевает комплексное развитие и поддержку бизнеса для решения поставленных задач с использованием всех ресурсов экосистемы.
  • Мастермайнд-группы. Уже обозначенный выше популярный формат небольшой закрытой группы предпринимателей, созданной для обмена опытом и идеями, взаимной бизнес-поддержки.
  • База специалистов. Экосистема предлагает персонализированный подбор экспертов и менторов из различных отраслей. А также большой выбор отобранных и проверенных квалифицированных подрядчиков под любой запрос. Кроме того, организация открывает (даже представителям МСП!) доступ к высокооплачиваемым экспертам по разным функциям бизнеса, которые формируют стратегию развития.
  • Помощь в работе с грантами. В списке услуг экосистемы, как правило, значится подбор самых актуальных и подходящих бизнесу грантов, с дополнительной функцией подготовки и сопровождения проведения операции. 
  • Внутренняя валюта. Участники также могут регулярно получать бонусы за свои социальные и профессиональные активности. Их можно использовать для оплаты услуг внутри экосистемы, а также у ее партнеров.

Таким образом, на смену клубам и сообществам, которые, как правило, отвечают на узкий круг запросов, приходит новый формат профессиональных объединений — предпринимательские экосистемы. Они характеризуются комплексным подходом в работе, предлагают фаундерам полноценную помощь в решении максимально широкого круга задач и сопровождение на всех этапах развития бизнеса и профессионального роста его основателя.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.01.2020
Регионг. Москва
ОГРНИП 320774600024549
ИНН 772011110500

Контакты

Социальные сети