Как IT-специалисты выбирают работодателя
Что нужно развивать внутри компании, чтобы привлекать хороших IT-специалистов, объясняет Артем Гринев, директор продуктов практики HR-Marketing ЭКОПСИБолее 7 лет занимается продвижением и развитием брендов работодателей в IT, автор самого масштабного ежегодного исследования IT-брендов работодателей России
В последние несколько лет на рынке труда есть дефицит IT-специалистов. Бизнес ищет способы, чтобы привлекать новых сотрудников, но не все понимают, как это делать действительно эффективно.
Чтобы нанимать хороших специалистов, важно развивать IT-бренд — это представления сотрудников о работодателе. Чем сильнее образ компании, тем проще ей закрывать IT-вакансии.
Консалтинговое агентство «ЭКОПСИ» каждый год опрашивает IT-сотрудников компаний. Анализ результатов опроса помогает понять, из чего складывается IT-бренд, какие работодатели привлекательны для специалистов, на что обращают внимание кандидаты при выборе нанимателя. В 2023 году в исследовании участвовало более 23 000 специалистов и 614 работодателей. Рассказываем о результатах.
Как изменились предпочтения IT-специалистов за год
Каждый год по итогам опроса ЭКОПСИ составляет таблицу с критериями, которые важны для кандидатов при выборе работодателя. В ней мы выделяем критерии низкой, средней и высокой значимости.
Первый столбец — самые важные критерии. Если специалист ассоциирует их с компанией-нанимателем — скорее всего, он обратит на нее внимание и с большой вероятностью откликнется на вакансию. Второй столбец раскрывает критерии средней значимости — они дополняют факторы из первой колонки, однако сами по себе не являются определяющими при выборе компании. Третий столбец — малозначимые критерии. Обычно они не влияют на мнение сотрудников о работодателе и не помогают сформировать IT-бренд.
По сравнению с 2022 годом в таблице поменялось не так много, особенно среди высоко значимых факторов. Уже четвертый год для айтишников самым важным является то, что создает компания: на первом месте находится критерий «Качество продуктов и услуг». Также значимы «человечность», то есть хорошие отношения в коллективе, ценности и культура компании.
Личностный рост поднялся на 7 позиций и попал в первую тройку критериев
Критерий «Возможности личностного роста» поднялся и вошел в топ-3 самых значимых. В отличие от расхожего представления о значимости вертикального роста, IT-специалистам важно расти горизонтально, то есть расширять свои компетенции. Если компания помогает специалистам прокачивать навыки и хард-скилы, кандидатам будет интереснее сотрудничать с ней.
Развитые возможности для роста означают, что у работодателя налажена система менторства и наставничества. Также расширять компетенции помогают мероприятия: воркшопы, вебинары и конференции. На них IT-специалист сможет обмениваться опытом с коллегами или работниками других компаний, разобраться в новых для себя темах или обсудить сложные вопросы. Компаниям, развивающим свой IT-бренд, стоит рассказывать в вакансиях о перспективах роста.
Зарплата поднялась на 5 позиций
Критерий «Заработная плата» попал на четвертое место рейтинга, хотя в прошлом году он был на девятом. Этот рост можно объяснить гонкой заработных плат, которая возобновилась в 2023 году. Из-за активной динамики этого фактора специалисты стали обращать на него больше внимания.
Во время исследования эксперты ЭКОПСИ также спросили IT-специалистов о том, какие у них зарплатные ожидания. Для специалистов, чей уровень оплаты находится в границах до 200 000 рублей, есть зависимость между уровнем оплаты и тем, будет ли сотрудник рекомендовать компанию. Чем выше зарплата, тем охотнее сотрудник будет рассказывать о компании другим.
Однако когда работник начинает получать больше этого уровня, зарплата как фактор становится менее значимой. Чтобы айтишник с высокой оплатой труда захотел рекомендовать работодателя, ему нужны и другие критерии, например корпоративная культура или личностный рост. Поэтому компания, которая развивает IT-бренд, то есть показывает качество продукта, предоставляет сотрудникам личностный рост, дает профессиональное окружение, может платить на 15% ниже рынка.
Критерий «Гибкий график» поднялся на 11 пунктов
Критерий «Гибкий график» — на 19-м месте рейтинга 2023 года. Он не попал в самые значимые факторы, однако поднялся на 11 строчек по сравнению с прошлым исследованием — достаточно резкое изменение.
Тренд на рост связан с тем, что пандемия коронавируса закончилась, поэтому работодатели начали привлекать людей к работе в офисе. Однако многие специалисты уже привыкли к удаленке и стараются искать компании, где есть гибридный формат, то есть можно ходить в офис реже.
Социальная ответственность не важна
Критерий «Социальная ответственность» с каждым годом становится для сотрудников все менее важным. В 2021 году этот критерий был в топе факторов. Затем его значимость стала падать: в 2022 году он был на 18-м месте, а в 2023 году упал до 31-го места, то есть перестал быть важным для айтишников вообще.
Социальная ответственность означает, что компания делает вклад в общество. Для этого работодатель проводит мероприятия в сфере экологии, благотворительности, образования. Например, благотворительные марафоны, субботники, поездки в приюты для бездомных животных или строительство школ в регионе. Цель компании с социальной ответственностью — не только заработать деньги, но и дать пользу обществу.
Резюме: что делать работодателю, который хочет привлекать сильных IT-специалистов
Компания привлечет крутых сотрудников, если у нее будет сильный IT-бренд. Его можно развивать, в том числе ориентируясь на таблицу с критериями выбора работодателя от ЭКОПСИ. Для этого нужно выполнить несколько шагов:
- Изучить топ-16 критериев из таблицы. Они не поменялись за 2023 год и, скорее всего, будут актуальны и дальше, поэтому можно ориентироваться на них.
- Из высоко значимых факторов выбрать 2–4, которые можно развивать. Важно ориентироваться на то, каким критериям соответствует сам работодатель. Например, если компания не занимается инновационными проектами, внедрить их быстро не получится.
- Выбранные критерии показывать кандидатам в вакансиях, на карьерном сайте и в корпоративной жизни. Важно не просто указать критерий, а описать, как он раскрывается в компании. Например, если в коллективе хорошие отношения, можно добавить фото коллег на карьерный сайт, привести примеры, когда сотрудники общаются не только по рабочим вопросам, но и проводят вместе свободное время — ездят на сплавы или организуют киноклуб.
- Факторы, которым компания не соответствует, но хотела бы, нужно прокачивать — например, постепенно менять стек технологий. А чтобы усилить критерий «Интерес руководства к мнению сотрудников», нужно понять, как мотивировать руководителей больше спрашивать у работников, как они оценивают процессы внутри компании.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети