РБК Компании

Личный бренд: что это такое и нужно ли его регистрировать в Роспатенте

Еще пару лет назад торговые марки ассоциировались с крупными компаниями. А сегодня бренд может иметь человеческое лицо
Личный бренд: что это такое и нужно ли его регистрировать в Роспатенте
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

Личный бренд — инструмент для развития бизнеса. Он помогает выстроить собственный имидж, выделиться среди конкурентов и повысить стоимость товаров и услуг. 

В чем разница между личным и обычным брендом

Юридически между личным брендом и брендом компании нет никакой разницы. И то, и другое — товарные знаки, зарегистрированные в Роспатенте. С их помощью предприниматели получают узнаваемость и защищают собственные права.

На практике разница в том, что личный бренд — это имя и фамилия человека, который стоит во главе бизнеса и представляет его.

Известные примеры личных брендов: 

  • Евгений Касперский — программист, живой синоним информационной безопасности;
  • Александра Митрошина — коуч и блогер;
  • Вадим Галыгин — актер и телеведущий.

Кажется, что личный бренд нужен только медийным личностям. Но на самом деле его может развивать любой бизнесмен: копирайтер, программист, фотограф, кондитер и др.

Личный бренд не значит, что предприниматель должен все делать сам. 

Представьте, вы — успешный дизайнер одежды. Аудитория полюбила ваши образы, заказы приходят один за другим. На их качественное выполнение одному человеку просто не хватит времени. Потребуется помощь закройщиков, швей, мастеров по наладке оборудования.

Перестанет ли после этого личный бренд быть личным? Нет. Владелец может иметь крупное производство и команду помощников. Своим именем в названии он показывает, что имеет непосредственное отношение к товару и отвечает за качество. 

Кому нужно зарегистрировать личный бренд

  • самозанятым — с июня 2023 года товарный знак смогут регистрировать граждане без статуса ИП. Если вы относитесь к этой группе, личный бренд поможет вам продвигаться как специалисту; 
  • людям творческих профессий: писателям, фотографам, дизайнерам и т. д. — так вы повысите свою узнаваемость; 
  • блогерам — личный бренд поможет вам увеличить охваты, получить признание подписчиков и повысить доходы от блога.

Что дает личный бренд

Первое и основное преимущество зарегистрированного бренда — защита прав владельца. Никто не сможет предоставлять товары и услуги под наименованием без разрешения правообладателя. А если попытается — рискует получить претензию и требование компенсации до 5 млн.

Есть и другие преимущества: 

  • узнаваемость — бренд запоминается, а значит — покупатели смогут узнать его среди других предложений;
  • доверие аудитории — доверять человеку проще, чем названию или компании.
  • развитие бизнеса по франшизе.

В каких случаях Роспатент не зарегистрирует личный бренд

  • Он не уникален. Уникальность — один из критериев Роспатента. Эксперт не одобрит регистрацию, если найдет такой же или похожий товарный знак.

Например, преподаватель иностранных языков планирует зарегистрировать название школы со своей фамилией — Golubev school. Но товарный знак Golubev в нужных классах уже существует. Роспатент не зарегистрирует название школы.

  • Не имеет различительной способности. Вряд ли получится зарегистрировать личный бренд, если вы обладатель распространенной фамилии. Потребуется доработка наименования. Например, предприниматель ведет семейный бизнес — производит мебель. Он хочет зарегистрировать как товарный знак свою фамилию — Баженов. Но она встречается очень часто. Роспатент с высокой вероятностью не пропустит такой бренд. А вот название «Мебель братьев Баженовых» успешно прошло регистрацию. Это реально существующий бренд.
  • Ваше имя схоже с именем известной личности или идентично ему. Роспатент не пропустит Александра Пушкина или Федора Шаляпина, даже если это настоящее имя заявителя.
  • Бренд вводит в заблуждение. То есть имя заявителя и наименование должны совпадать. 

История из практики. К нам обратилась Ольга Ромащенко, чтобы зарегистрировать как товарный знак вариацию фамилии Турбина. Наименование оказалось свободным в нужных нам классах товаров и услуг. Но на финальном этапе пришел предварительный отказ — фамилия заявительницы и регистрируемый знак не совпадают. 

Как объяснил Роспатент, это может вводить потребителей в заблуждение. Нужно направить доказательства, что заявительница имеет отношение к этой фамилии. 

Знак, который хотела зарегистрировать наша клиентка, — это ее фамилия в замужестве. Бывший муж при этом был не против регистрации. Мы направили в ведомство ответ и приложили нужные документы. Эксперты приняли информацию к сведению. Знак зарегистрировали.

С июня этого года самозанятые и физлица могут регистрировать товарные знаки, поэтому количество заявок в Роспатент значительно возросло. Если вы планируете оформить собственный бренд, заняться этим лучше сейчас, пока он никем не занят. Личный бренд поможет вам улучшить репутацию и активно развивать бизнес. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети