Как выстроить эффективную удаленную команду и выжить
Можно ли выжить в кризис, если ты — компания-разработчик со 120+ удаленных сотрудников? Личный опытЭксперт в области IT-консалтинга и менеджмента. 15+ лет в IT. Член жюри диджитал-конкурсов «Золотое приложение» и «Рейтинг Рунета».
Можно ли выжить в кризис, если ты — компания-разработчик со 120+ удаленных сотрудников? Личный опыт.
Нынешний кризис для нашей компании уже третий по счету с 2015 года. Предыдущие два мы успешно преодолевали и попутно находили решения, благодаря которым Siberian.pro именно в этом кризисном году вошла в топ-10 российских мобильных разработчиков.
Кризис роста
Первый кризис был совершенно типичным для компаний, подобных нашей: мы слишком быстро росли. Принципы управления не поспевали за размерами компании, мы начали тормозить и терять деньги. Для выхода из кризиса пришлось переосмыслить большинство ключевых подходов к управлению компанией. И прежде всего — признать, что проблемы с управлением у нас есть.
Что мы сделали? Мы стали открыто рассказывать команде о проблемах, их последствиях и о том, как мы собираемся их решить. Это был главный фактор, который помог выжить в тот момент. Подобной открытостью нам удалось сплотить команду, и не просто переложить ответственность на сотрудников, но дать осознать, в какой степени каждый из них может повлиять на результат. И это сработало! Уровень осознанности, доверия и вовлеченности в проекты в компании сегодня на высоте.
Коронавирус
Следующий кризис был связан с коронавирусом, когда объявили нерабочие дни с сохранением оплаты во время локдауна. Отношения с клиентами и субподрядчиками осложнились.
Что мы сделали? Практика встреч помогла и в этот раз. Мы сразу начали показывать и рассказывать все как есть. Помогла сплоченность команды после прошлого кризиса, так как люди сразу стали вовлекаться там, где была необходима их помощь. За счет такой открытости удалось сохранить отношения и с клиентами. Люди видели нашу ситуацию, понимали, что мы не лукавим, и охотно шли навстречу.
Вы находитесь здесь
Нынешний кризис оказался для Siberian.pro одним из наиболее суровых. Многие ИТ-компании столкнулись с теми же проблемами: невозможность работать с Западом, блокировки сервисов, необходимых для работы, сложности с платежами и большая неопределенность в будущем экономики. Однако именно этот кризис в конечном итоге стал драйвером существенных изменений в структуре компании и заложил основы дальнейшего роста.
Что мы сделали? От проектной структуры и организации работы мы перешли к продуктовой. В условиях неопределенности заказчикам как никогда ранее важна уверенность в том, что продукт выстрелит. Вкладываться просто в проекты уже никому не интересно. Поэтому мы переориентировали организационную структуру Siberian.pro в пользу сфокусированной работы над продуктом: от первичной аналитики до создания законченного решения конкретных бизнес-проблем заказчика.
Как оставаться устойчивым в кризис
Поддержите сотрудников
Поддержка сотрудников именно в удаленной работе крайне важна. В оффлайн есть корпоративы, встречи, да даже просто курилка, в конце концов. Онлайн этого лишен. А в долгосрочной перспективе важно синхронизировать цели компании и сотрудников и поддерживать с ними хорошие отношения.
Что нужно сделать?
- Узнайте цели сотрудника и покажите сотруднику, как их достичь в рамках компании.
- Поддерживайте отношения. Покажите человеку, что руководитель действительно хочет, чтобы отношения были долговечными, процветали и развивались.
- Относитесь к людям не просто как к функции, которая делает какую-то часть работы, а как к человеку.
- Доверие и уважение. Их можно заслужить тем, что обе стороны будут брать обязательства и выполнять их.
Поддержите клиентов
Люди работают с людьми, а не с компаниями. Поэтому с клиентами точно так же нужно выстраивать и поддерживать отношения. И здесь механики во многом похожи с предыдущим пунктом.
Если у вас уже выстроены отношения с ЛПРом или руководителем проекта, тогда даже в кризис будет доверие. А еще во время кризиса компании больше готовы к экспериментам, поскольку они хотят выжить и остаться на рынке. Поэтому можно предлагать клиентам попробовать что-то новое.
Например, в 2020-ом году мы впервые попробовали реализовать услугу аутстафа, а в 2024-ом запустили еще и услугу рекрутинга IT-специалистов для дружественных компаний. С учетом сложившегося дефицита кадров, услуга более чем актуальна.
Оставайтесь спокойным руководителем
Важный аспект — состояние руководителя. Он должен быть целостным, спокойным и принимать взвешенные решения. Должен вести команду за собой и быть уверенным в своих действиях. Вы — капитан этого корабля. Вы покинете его последним.
А пока вы на корабле, вот что вы можете сделать:
- Принять самое худшее, что может случиться. Пережить это хотя бы в голове.
- Следить за гигиеной ума. Меньше ленты новостей, больше важной для бизнеса информации.
- Следить за здоровьем и за телом. Здоровое питание, свежий воздух и спорт, хотя бы зарядка или пробежки, помогают восстанавливаться.
- Поддержка и обратная связь от команды и близких. Очень сильно поддерживает и дает энергию позитивное окружение (или хотя бы нейтральное). Тот, кто тебя понимает и любит.
- Держать позитивный настрой. От настроения руководителей зависит то, чем он управляет. Если у руководителя плохое настроение, то команда на уровне подсознания будет это чувствовать.
Что мы сделали
Осознали, в какой точке мы находимся и в какую хотим добраться. Продумали стратегию движения из точки А в точку Б. Она заключалась в том, чтобы сместить акценты с разработки проектов на разработку продуктов. Провели внутреннюю реорганизацию. Оптимизировали процессы. Работаем!
В 2024 году компания Siberian.pro впервые вошла в топ-10 российских разработчиков мобильных приложений. Произошло ли это благодаря кризису? Конечно, не только. Но наш пример показывает, что даже в кризис можно оставаться устойчивым и продолжать развиваться.
Источники изображений:
Siberian.pro
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети