РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная Siberian 20 декабря 2024

Как выстроить эффективную удаленную команду и выжить

Можно ли выжить в кризис, если ты — компания-разработчик со 120+ удаленных сотрудников? Личный опыт
Как выстроить эффективную удаленную команду и выжить
Источник изображения: Личный архив компании
Влад Кармаков
Влад Кармаков
Основатель и CEO компании по продуктовой разработке Siberian.pro

Эксперт в области IT-консалтинга и менеджмента. 15+ лет в IT. Член жюри диджитал-конкурсов «Золотое приложение» и «Рейтинг Рунета».

Подробнее про эксперта

Можно ли выжить в кризис, если ты — компания-разработчик со 120+ удаленных сотрудников? Личный опыт.

Нынешний кризис для нашей компании уже третий по счету с 2015 года. Предыдущие два мы успешно преодолевали и попутно находили решения, благодаря которым Siberian.pro именно в этом кризисном году вошла в топ-10 российских мобильных разработчиков.

Кризис роста

Первый кризис был совершенно типичным для компаний, подобных нашей: мы слишком быстро росли. Принципы управления не поспевали за размерами компании, мы начали тормозить и терять деньги. Для выхода из кризиса пришлось переосмыслить большинство ключевых подходов к управлению компанией. И прежде всего — признать, что проблемы с управлением у нас есть.

Что мы сделали? Мы стали открыто рассказывать команде о проблемах, их последствиях и о том, как мы собираемся их решить. Это был главный фактор, который помог выжить в тот момент. Подобной открытостью нам удалось сплотить команду, и не просто переложить ответственность на сотрудников, но дать осознать, в какой степени каждый из них может повлиять на результат. И это сработало! Уровень осознанности, доверия и вовлеченности в проекты в компании сегодня на высоте.

Коронавирус

Следующий кризис был связан с коронавирусом, когда объявили нерабочие дни с сохранением оплаты во время локдауна. Отношения с клиентами и субподрядчиками осложнились.

Что мы сделали? Практика встреч помогла и в этот раз. Мы сразу начали показывать и рассказывать все как есть. Помогла сплоченность команды после прошлого кризиса, так как люди сразу стали вовлекаться там, где была необходима их помощь. За счет такой открытости удалось сохранить отношения и с клиентами. Люди видели нашу ситуацию, понимали, что мы не лукавим, и охотно шли навстречу.

Вы находитесь здесь

Нынешний кризис оказался для Siberian.pro одним из наиболее суровых. Многие ИТ-компании столкнулись с теми же проблемами: невозможность работать с Западом, блокировки сервисов, необходимых для работы, сложности с платежами и большая неопределенность в будущем экономики. Однако именно этот кризис в конечном итоге стал драйвером существенных изменений в структуре компании и заложил основы дальнейшего роста. 

Что мы сделали? От проектной структуры и организации работы мы перешли к продуктовой. В условиях неопределенности заказчикам как никогда ранее важна уверенность в том, что продукт выстрелит. Вкладываться просто в проекты уже никому не интересно. Поэтому мы переориентировали организационную структуру Siberian.pro в пользу сфокусированной работы над продуктом: от первичной аналитики до создания законченного решения конкретных бизнес-проблем заказчика.

Как оставаться устойчивым в кризис

Поддержите сотрудников

Поддержка сотрудников именно в удаленной работе крайне важна. В оффлайн есть корпоративы, встречи, да даже просто курилка, в конце концов. Онлайн этого лишен. А в долгосрочной перспективе важно синхронизировать цели компании и сотрудников и поддерживать с ними хорошие отношения.

Что нужно сделать?

  • Узнайте цели сотрудника и покажите сотруднику, как их достичь в рамках компании.
  • Поддерживайте отношения. Покажите человеку, что руководитель действительно хочет, чтобы отношения были долговечными, процветали и развивались.
  • Относитесь к людям не просто как к функции, которая делает какую-то часть работы, а как к человеку.
  • Доверие и уважение. Их можно заслужить тем, что обе стороны будут брать обязательства и выполнять их.

Поддержите клиентов

Люди работают с людьми, а не с компаниями. Поэтому с клиентами точно так же нужно выстраивать и поддерживать отношения. И здесь механики во многом похожи с предыдущим пунктом.

Если у вас уже выстроены отношения с ЛПРом или руководителем проекта, тогда даже в кризис будет доверие. А еще во время кризиса компании больше готовы к экспериментам, поскольку они хотят выжить и остаться на рынке. Поэтому можно предлагать клиентам попробовать что-то новое.

Например, в 2020-ом году мы впервые попробовали реализовать услугу аутстафа, а в 2024-ом запустили еще и услугу рекрутинга IT-специалистов для дружественных компаний. С учетом сложившегося дефицита кадров, услуга более чем актуальна.

Оставайтесь спокойным руководителем

Важный аспект — состояние руководителя. Он должен быть целостным, спокойным и принимать взвешенные решения. Должен вести команду за собой и быть уверенным в своих действиях. Вы — капитан этого корабля. Вы покинете его последним. 

А пока вы на корабле, вот что вы можете сделать:

  • Принять самое худшее, что может случиться. Пережить это хотя бы в голове. 
  • Следить за гигиеной ума. Меньше ленты новостей, больше важной для бизнеса информации.
  • Следить за здоровьем и за телом. Здоровое питание, свежий воздух и спорт, хотя бы зарядка или пробежки, помогают восстанавливаться.
  • Поддержка и обратная связь от команды и близких. Очень сильно поддерживает и дает энергию позитивное окружение (или хотя бы нейтральное). Тот, кто тебя понимает и любит.
  • Держать позитивный настрой. От настроения руководителей зависит то, чем он управляет. Если у руководителя плохое настроение, то команда на уровне подсознания будет это чувствовать.
     

Что мы сделали

Осознали, в какой точке мы находимся и в какую хотим добраться. Продумали стратегию движения из точки А в точку Б. Она заключалась в том, чтобы сместить акценты с разработки проектов на разработку продуктов. Провели внутреннюю реорганизацию. Оптимизировали процессы. Работаем! 

В 2024 году компания Siberian.pro впервые вошла в топ-10 российских разработчиков мобильных приложений. Произошло ли это благодаря кризису? Конечно, не только. Но наш пример показывает, что даже в кризис можно оставаться устойчивым и продолжать развиваться.

Источники изображений:

Siberian.pro

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации08.12.2015
Уставной капитал
Юридический адрес обл. Новосибирская, г. Новосибирск, Новосибирск, ул. Инженерная, д. 5/9, офис 30
ОГРН 1155476134186
ИНН / КПП 5408007435 540801001

Контакты

Адрес Россия, г. Новосибирск, Инженерная ул., д. 5/9
Телефон +74955404271

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия