РБК Компании

Зачем регистрировать Товарный знак

Эксперт Анастасия Бекичева рассказывает, как зарегистрировать уникальный бренд и не получить отказ Роспатента
Зачем регистрировать Товарный знак
Анастасия Бекичева
Анастасия Бекичева
Ведущий юрист компании ПРИОРИТЕТ

Анастасия специализируется на корпоративной практике в части реорганизации и комплексного сопровождения ликвидации, а также в сфере интеллектуального права по вопросам регистрации брендов и патентов.

Подробнее про эксперта

Что такое Товарный знак

Товарный знак — обозначение, используемое для индивидуализации услуг и товаров участников гражданского оборота (ст. 1477 ГК РФ). 
Проще говоря, Товарный знак — это зарегистрированный логотип, целью которого является обеспечение различия между однородными товарами и услугами. Фактически любой зарегистрированный бренд и является тем самым Товарным знаком. 

Проверка бренда до регистрации

До подачи заявки в Роспатент обязательно нужно проверить его регистрационную способность. Т.е. нужно понимать, а есть ли вообще шансы на регистрацию бренда. 

Проверка на сходство происходит по трем основным параметрам:

  1. Фонетическое сходство — одинаковое или сходное звучание;
  2. Графическое сходство — одинаковое или крайне схожее визуальное представление;
  3. Семантическое сходство — пересечения в плане общего смысла, идеи. 

Иногда определить точно есть ли какие-то пересечения крайне проблематично, поэтому без специалиста в этом вопросе не обойтись.

Кто может зарегистрировать Товарный знак

Регистрация Товарного знака возможна на:

  1. Юридические лица любой организационно-правовой формы как являющиеся резидентами, так и не являющиеся резидентами РФ; 
  2. Индивидуального предпринимателя;
  3. Физическое лицо в случае его регистрации как самозанятого. 

Регистрация на физические лица относительно новая процедура, действующая с июня 2023 года. Но за это время мы уже успешно зарегистрировали такие Товарные знаки, причем не применяя ускоренную процедуру и уже знаем все тонкости и нюансы процесса. 

Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака

В качестве товарного знака можно зарегистрировать следующие обозначения: 

1. Словесное — состоящее исключительно из букв и/или цифр.

Зачем регистрировать Товарный знак
Товарный знак № 913350, принадлежащий ИП Макиевский Григорий Владимирович

2. Изобразительное — состоящее из изобразительных элементов, картинок, фигур и пр. 

Зачем регистрировать Товарный знак
Товарный знак № 1005599, принадлежащий ИП Бондаренко Олегу Ивановичу

3. Комбинированное — сочетающее в себе как изобразительные, так и словесные элементы.

Зачем регистрировать Товарный знак
Товарный знак № 998210, принадлежащий ИП Белова Нина Сергеевна

4. Звуковое — представляющее звуковою дорожку, какой-то рекламный лозунг. Например, это всем хорошо известная звуковая дорожка Открытого акционерного общества «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», зарегистрированная за номером 473405.  

Зачем регистрировать Товарный знак

Помимо звукового файла при регистрации прикладываются также ноты.

5. Изменяющие — это видео, которое представляется и как раскадровка, и как видеофайл.  

Зачем регистрировать Товарный знак
ТЗ № 681466Д ЭТ ВЕ ЭТ УРЮНЛЕРИ ГЫДА ПАЗАРЛАМА ТИКАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ.  В нем содержится видео элемент с раскадровкой оригинального способа соления мяса

6. Прочие, например, к ним можно отнести обонятельные — это любое исполнение парфюма. Здесь особенно интересно готовить описание парфюма.

Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака

  1. Названия государств (включая непризнанные и частично признанные);
  2. Флаги/гербы и прочие отличительные государственные символы (включая символы уже не существующих государств);
  3. Названия международных и правительственных организаций;
  4. Пробирные клейма, печати, награды и пр. 
  5. Устойчивые выражения по сути — это фразеологизмы, т.е. словосочетания, смысл которых не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. Например, к ним можно отнести: «Не жизнь, а малина», «Язык без костей», «Платон мой друг, но истина дороже»;
  6. Обозначения, которые противоречат нормам морали, этики и принципам гуманности. Так, например, попадут под запрет жаргонизмы и выражения, в которых употребляется нецензурная брань. Но не только. Например, использование словесного выражения: «В кругу семьи» для табачной продукции будет признано противоречащим общественным интересам и нормам морали. В данном случае используются репутационные ценности семьи в качестве привлечения к своей продукции;
  7. Товарные знаки, связанные со смертью. В ГК РФ нет упоминаний на этот счет. Я бы отметила, что это скорее практические рекомендации Роспатента, основанные на внутреннем Регламенте. 

Для чего нужна регистрация Товарного знака

  1. Охрана своего бренда. С момента подачи заявки в Роспатент у заявителя появляется закрепленное право на использование своего бренда. Конечно, начать использовать обозначения можно и до подачи в Роспатент. Но если кто-то зарегистрирует такой же или похожий логотип в Роспатенте, то появится проблема отстаивания своих прав в суде. Причем нет гарантий, что суд в итоге встанет на сторону заявителя. Сам факт подачи заявления уже закрепляет за вами представленный логотип. 
  2. Защита своего бренда. Если кто-то недобросовестно, используя ваш зарегистрированный логотип, поставляет продукцию, то правообладатель вправе обратится в суд за защитой своего нарушенного права и вправе потребовать прекратить использовать товарный знак, а также возместить понесенные убытки в размере до 5 миллионов рублей (пп.1 п. 4 т. 1515 ГК РФ). Наряду с гражданской ответственностью может применяться и уголовная, вплоть до 6 лет лишения свободы, согласно с. 180 УК РФ.
  3. Запуск франшизы. Наиболее успешные бренды могу предоставить возможность другим компаниям работать под своим брендом на возмездной основе. Франшиза приносит доход своему владельцу. Но не забывайте, что она порождает и обязанности: обучение персонала, помощь с поставками продукции, субсидиарная ответственность.

Что необходимо предоставить для регистрации Товарного знака

  1. Заявление на регистрацию Товарного знака, заполненное в соответствии с требованиями и действующим регламентом Роспатента;
  2. Заявляемое обозначение на материальном носителе;
  3. Описательная часть Товарного знака (один из самых важных нюансов при регистрации);
  4. Перечень товаров и услуг, согласно последней редакции Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ);
  5. Пояснительная записка;
  6. Доверенность, в случае подачи через представителя;
  7. Платежные поручения об оплаченных пошлинах.

Порядок регистрации в Роспатенте

На первом этапе Роспатент проверяет:

  • исчерпывающий ли комплект документов представлен;
  • корректно ли они при этом заполнены;
  • правильно ли вы оплатили пошлину.

Срок рассмотрения вместе с предоставлением ответа до 1,5 месяцев.

На втором этапе проводится экспертиза по существу. Здесь проверяться тождественность с уже существующими товарными знаками и ранее поданными заявками.  Это самый долгий этап, который длиться до 8 месяцев. 

На третьем этапе в случае успешной проверки оплачивается последняя пошлина и выдача Свидетельства.  На регистрацию в реестре товарных знаков и выдачу Свидетельства уходит 1, 5 месяца.

Что делать с предварительным отказом Роспатента

Конечно, Роспатент может выдать отказ по совершенно объективным причинам, например, если представленное обозначение схоже до степени смешения с уже зарегистрированным. 

Но бывают и такие отказы, которые можно грамотно оспорить в Роспатенте, чтобы добиться регистрации своего логотипа. Можно даже обойти отказ из-за пересечения со схожим товарным знаком в рамках одного класса МКТУ. Причем не понадобится идти в суд. И это далеко не единственный вариант, когда можно провести регистрацию Товарного знака в случае получения первичного отказа. 

Нельзя недооценивать предварительную проверку логотипа до регистрационных действий. Именно на этом этапе уже можно понять есть ли в целом шансы на регистрацию, оценить риски и доработать свой логотип. 

На этапе подготовки комплекта документов в Роспатент один их самых важных моментов — описательная часть. Умело составленное описание позволяет избежать семантического и фонетического сходства, тем самым повысит регистрационные шансы.  

Также важно учитывать, что большую часть отказов Роспатента можно преодолеть. Юрист, специализирующийся на интеллектуальном праве, поможет найти верное обоснование к завершению регистрации и представить его в таком виде, чтобы у регистрирующего органа не осталось шансов к финальному отказу. И даже если отказ не является преодолимым всегда допустимо воспользоваться возможностью получения согласий от иных правообладателей для получения положительного результата Роспатента. Потому, главное в деле о регистрации — найти компетентного юриста.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.03.2007
Уставной капитал12 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА ПЕР. БРОШЕВСКИЙ Д.6 СТР.2 ОФИС 9
ОГРН 5077746337796
ИНН / КПП 7701711164 770901001
Среднесписочная численность45 сотрудников

Контакты

E-mail INFO@UK-PRIORITET.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия