РБК Компании

Екатерина Петрова о ведущих трендах на рынке корпоративных инноваций

Директор GenerationS Екатерина Петрова рассказала о роли инноваций в становлении технологического суверенитета страны
Екатерина Петрова о ведущих трендах на рынке корпоративных инноваций
Екатерина Петрова
Екатерина Петрова
Директор GenerationS

Директор платформы по развитию корпоративных инноваций Generat Более 10 лет выстраивает инновационную экосистему России, объединяя всех участников рынка

Подробнее про эксперта

Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова рассказала о роли инноваций в становлении технологического суверенитета страны, а также о первом федеральном исследовании «Лучшие практики корпоративных инноваций российского рынка», которое подготовлено при поддержке и участии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации, где инновации определены как движущая сила экономического развития.

Текущие вызовы для России сегодня способствуют ускоренному переходу экономического развития к инновационной модели. Это относится не только к цифровым технологиям, но и к развитию добывающей и традиционной промышленности. Сегодня наблюдается стремительный рост числа компаний с высоким уровнем производства, способных производить принципиально новую продукцию и реализовывать задачи по импортозамещению.

Почему корпоративные инновации важны для успеха и развития компании? Какова роль корпоративных инноваций в условиях новых геополитических вызовов?

Скорость и сила экономических и социальных изменений нарастает, а успех и конкурентоспособность новых продуктов и сервисов сегодня напрямую зависит от скорости выхода на рынок и их импортной независимости. В настоящее время инновационная деятельность все чаще является основным резервом для реализации технологического суверенитета, потому что инновации позволяют компаниям быстро реагировать на происходящие изменения и реализовывать стратегические задачи, которые стоят перед компанией и страной в целом.

В условиях прерывания цепочек поставок продуктов, ограничения международных расчетов и разрыва контрактных отношений с контрагентами из-за рубежа инновационная активность внутри страны повышается.

Предприятия, преодолевая эти и другие трудности, начали своими силами вести разработки в области технологических инноваций или привлекать экспертов по их внедрению через акселерационные программы или поиск инновационных стартапов.

Одновременно государством поддерживаются и стимулируются инновационные разработки в вузах, инновационных центрах, технопарках, проекты инициативных команд: технологических проектов становится все больше и больше, в связи с чем шансы на то, чтобы повысить эффективность бизнеса, который является одним из главных субъектов коммерциализации инноваций, только увеличиваются.

2. Ведущие тренды на рынке корпоративных инноваций, которые были выявлены в ходе Исследования? Лучшие практики, существующие сегодня в инновационной деятельности компаний? 

Для реализации инновационных задач корпорации используют стратегические документы, закрепляющие цели и направления инновационной деятельности. Как правило, под реализацию стратегии устанавливаются ключевые показатели эффективности на всех уровнях управления организацией.

Если говорить о направлениях инновационного развития компаний, то компании-отраслевые лидеры, как правило, обращают внимание при создании новых продуктов или модернизации существующих на улучшение клиентского сервиса, сокращение расходов производства, импортозамещение критически важного ПО и оборудования.

Особую роль в процессе инновационной деятельности играет процесс цифровизации — компании активно применяют средства автоматизации и искусственный интеллект, VR-технологии, сенсоры, цифровые платформы для реализации задач в рамках указанных направлений.

Однако главный тренд сегодня более общий — переход корпораций на модель работы «открытых инноваций», то есть развитие, оптимизация или масштабирование через привлечение внешних инноваций, которые нацелены на привлечение новых решений, людей и команд с рынка с учетом существующих корпоративных задач. Запрос рынка на внедрение новаторских решений растет каждый день, поэтому GenerationS в этом году провел первое исследование в области корпоративных инноваций «Лучшие практики корпоративных инноваций российского рынка», с помощью которого выявил измеримые результаты инновационной деятельности российских компаний. Представленные в исследовании инструменты и подходы работы лидеров инновационной деятельности могут стать примером для тех, кто только переходит на модель «открытых инноваций».

Каждая из компаний, кто вошел в фокус-группу Исследования, показал высокие результаты по работе с инновациями в критических технологиях и приоритетных направлениях развития науки и техники в Российской Федерации. Так, например, в 2022 году прекратились поставки аэрозоля Салметерол+Флутиказон на российский рынок. ПСК «Фарма» приняли этот вызов и смогли в рекордные сроки увеличить объем выпуска нескольких альтернативных препаратов из Перечня ЖВНЛП, благодаря чему компания стала драйвером роста антиастматических препаратов и препаратов для лечения ХОБЛ в государственном сегменте за 2022 г.

Также нужно отметить среди наиболее значимых инноваций в сфере импортозамещения кейс ПАО «Аэрофлот». В условиях осложнившейся геополитической обстановки и беспрецедентных санкционных ограничений в отношении авиационной отрасли России в 2022 году ПАО «Аэрофлот» реализовал масштабный проект, направленный на выполнение основных задач компании по противодействию санкциям, импортозамещению и созданию цифрового суверенитета: обеспечение авиационной мобильности населения и достижение суверенитета в авиатранспортной сфере; сохранение парка воздушных судов; организация процесса технического обслуживания и ремонта воздушных судов в РФ; импортозамещение критически важного программного обеспечения. За максимально короткое время компания привлекла отечественных поставщиков, расширила связи с контрагентами из дружественных стран и смогла обеспечить бесперебойную работу в условиях беспрецедентного санкционного давления.

3. Какую роль должно играть руководство компании в стимулировании и поддержке инновационной культуры организации?

Внутренняя мотивация лидера инноваций и сотрудников компании является одним из ключевых факторов инновационного развития всей компании. Сегодня руководитель инновационного процесса — это инновационный менеджер, специалист, в обязанности которого входят организация инновационной деятельности, разработка и внедрение инноваций. Он является главным звеном и основной движущей силой любого инновационного процесса в компании. В наше время к руководителю процесса инноваций предъявляются не только общие требования, но и специальные, которые определены характерными особенностями инновационной деятельности. Это всегда опытные руководители, имеющие значительных стаж в сфере инноваций и заметные профессиональные достижения, а, самое главное, заинтересованность в пилотировании и внедрении инноваций.

Для поддержания инновационной активности руководство, как правило, формирует систему поощрений сотрудников, складывающихся как из материальных, так и не материальных мер. Так, сотрудники через обоснование необходимости реализации инновационной идеи могут стать руководителями внедрения своей разработки, а инструменты геймификации, которые также активно используются некоторыми компаниями, формируют «спортивный интерес» к процессу проверки инновационных гипотез и проведению пилотирований.

4. Какие метрики и показатели стоит использовать для эффективности корпоративных инноваций?

По результатам Исследования было выяснено, что корпорации используют довольно разобщенные показатели оценки эффективности инновационной деятельности. Так, например, в качестве ключевых показателей эффективности в корпорациях закреплены сокращение CAPEX на проект от инноваций, количество контрактов, заключенных стартапами с компанией, количество пилотных инициатив, величина затрат на НИОКР, обучение сотрудников по работе с инновациями и др.

На наш взгляд, целесообразно оценивать внедрение инноваций с точки зрения конечных эффектов, выражающихся в количестве лояльных клиентов, объеме выручки от инновационного продукта или размере экономии от внедрения разработки — только в таком случае мы сможем говорить о том, что инновационные решения были внедрены с пользой для бизнеса.

5. Каковы перспективы развития инновационной деятельности компаний в России?

Изменившиеся геополитические условия требуют создания и проведения новой технологической политики нашей страны, нацеленной на достижение технологического суверенитета, обеспеченного собственной интеллектуальной собственностью, собственными кадрами и средствами производства, а также контролем жизненного цикла. В рамках Исследования GenerationS совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации определили ключевые угрозы технологического развития России, которые необходимо нивелировать, а также новые субъекты технологического развития, среди которых особое внимание уделяется малым технологическим компаниям (МТК), ориентированным как на встраивание в производственно-технологические цепочки крупного бизнеса, так и на самостоятельное развертывание серийного производства. Небольшой технологический бизнес является более гибким по сравнению с крупным и может стать основным драйвером в достижении технологического суверенитета. Именно МТК как форма капитализации знаний и идей являются ядром технологического развития России, поскольку с их помощью обеспечивается генерация и проверка наиболее прорывных инновационных разработок, способных оказать положительное влияние на развитие технологий в нашей стране.

Крупные компании в современных условиях продолжат использовать гибридный формат развития инноваций с развитием внутренних инноваций и за счет привлечения внешних стартапов и малых технологических компаний. При этом на новый уровень выходит и вопрос кооперации субъектов инновационной экосистемы — работая совместно с вузами и научно-технологическими центрами, создавая совместные лаборатории, центры пилотирования и экспериментальные площадки, компании смогут быстрее реализовывать свои инновационные стратегии и достигать показатели эффективности, поскольку взаимовыгодное сотрудничество интенсифицирует процесс проверки гипотез и проведения пилотов при непосредственном участии заказчиков, инновационных команд и инфраструктуры, позволяющей проводить технологические разработки.

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации30.12.2020
Уставной капитал250 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, наб. Пресненская, д. 8 стр. 1, этаж 12, часть помещения I
ОГРН 1207700502547
ИНН / КПП 9703024347 770301001
Среднесписочная численность54 сотрудника

Контакты

E-mail CORPORATE.SECRETARY@RDIF.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия