РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Ходить на базары снова станет модно: исследование Atlas

Изучаем, как традиционные рынки трансформируются в современные пространства и становятся частью городской культуры
Ходить на базары снова станет модно: исследование Atlas
Источник изображения: Freepik.com
Александра Тарханова
Александра Тарханова
Руководитель проектов международной компании в области территориального развития Atlas

Аналитик-визионер, эксперт в сфере комплексного территориального развития и междисциплинарных исследований. Разработчик стратегических планов для городов, агломераций и сельских территорий

Подробнее про эксперта

Базар — явление не только экономическое, но и социокультурное. Часто они возникают стихийно, и такая хаотичность — отличительная черта этих уникальных пространств.

Публичное восприятие базаров меняется так же быстро, как их внешний вид. В девяностые базары обеспечивали рабочие места и доход, были важной частью экономических изменений. В конце нулевых стало казаться, что базары — это рудимент, так как в городах активно открывались ТРЦ. Но сегодня базары снова становятся модными и нужными, а горожане и специалисты обращают внимание на их культурную значимость. 

Рассказываю про большое исследование — «Будущее базаров Центральной Азии: традиции в современном городе». Мы с командой разобрали феномен базаров с точки зрения урбанистики, общественной роли и экономики на примере четырех городов Центральной Азии.

Попытки упорядочить хаос: как базары выглядят сейчас

Ташкент, Узбекистан

Особенность базаров Ташкента — их богатая история. Например, базар Чорсу со своим знаменитым синим мозаичным куполом. Хотя текущее здание построили в 1980-х, на этой площади торговали еще во времена Великого Шелкового Пути. Поэтому Чорсу сегодня — одна из главных достопримечательностей города. Несмотря на турбулентные девяностые, многие базары Ташкента смогли сохранить свой национальный колорит. Однако они все равно теряют клиентов из-за высокой конкуренции: супермаркетов все больше, они ближе и удобнее, а цены там зачастую ниже.

Бишкек, Кыргызстан

Базары в Бишкеке — визуально не такие яркие, зато они практичные и по-прежнему востребованы. Крупнейший в городе, а в свое время и во всей Центральный Азии, рынок — это легендарный Дордой. Один из его микрорайонов, «Алкан Базари», был полностью перестроен. В павильонах сделали навигацию, ввели электронную систему учета. Получился современный базар с комфортом торгового центра и атмосферой древней культуры.

Душанбе, Таджикистан

Базары в Душанбе тоже меняются, инфраструктуру стараются обновлять, а торговлю — регулировать. В погоне за удобством и практичностью теряется определенный колорит и аутентичность. Традиции сохраняются в уличных базарчиках и торговых рядах, которые все еще являются частью типичной приметой города. Базары остаются и важной опорой экономики, и местом работы для многих жителей страны.

Алматы, Казахстан

Алматинские рынки в своем разнообразии отлично отражают стихийный характер базаров как явления. К началу нулевых в Алматы действовало более 80 базаров. Они служили отличным способом заработка, но нередко товарооборот шел по «серым» схемам. С середины 2010х происходит сложный процесс легализации, реконструкции, сноса устаревших конструкций и улучшения архитектурного облика. Не только центральный Зеленый базар пытается встроиться в современную жизнь города — некоторые районные базары превращаются в мини-ТЦ с фудкортами.

Ходить на базары снова станет модно: исследование Atlas

Модернизировать, но сохранять: какое у базаров будущее

Эксперты ATLAS предлагают несколько направлений работы с базарами и рынками — так, чтобы они становились привлекательными для жителей и туристов и соответствовали амбициями развивающихся мегаполисов, но сохраняли атмосферу и социокультурные особенности азиатского базара.

Пространство

В исследовании сделан большой упор на новой роли базаров — как центров районной и городской жизни с более широким функционалом, чем просто покупка продуктов. Базары становятся местами для досуга, общественной жизни, мероприятий и встреч. Это значит, что необходимо создать не просто удобную навигацию и современные павильоны, а дружелюбную и гибкую среду, где пространство может одновременно использоваться под несколько функций.

Братиславский рынок в Москве — хорошая иллюстрация этой идеи. После реконструкции на первом этаже появилось 60 лавок, которые состоят из модульных прилавков. Это позволяет, при необходимости, быстро трансформировать пространство — например, под сезонный праздник. Авторы проекта считают, что это положительно повлияло на его экономическую привлекательность рынка, повысив его проходимость.

Не стоит забывать про навигацию и визуальный стиль. В Порту два года длился проект реставрации и модернизации базара Mercado de Bolhão. Теперь все киоски, прилавки и вывески выполнены в едином стиле, который не диссонирует с исторической архитектурой рынка. Это особенно актуально для хаотичных рынков в странах СНГ.

Пользователи

У базаров есть важная для экономики и общества особенность — они формируют и поддерживают социальные связи. Кроме того, базары могут стать площадкой для формирования крепких сообществ. Для этого можно расширять профиль услуг, которые предоставляет базар, и популяризировать его через современные технологии. Например, команда лондонского Borough Market ведет ежемесячные подкасты на разные темы, приглашая популярных поваров и медийных личностей. В Сингапуре на MarketFresh снимают видео-истории про своих продавцах и поставщиках. Такой лайфстайл-контент позволяет не только привлечь новую аудиторию, но и активно транслировать свои ценности.

Еще один потенциал базаров — здесь можно проводить публичные мероприятия. Для этого даже не нужны специальные помещения. В Мексике на рынке Mercado Sánchez Pascuas постоянно проводят концерты, танцы, дегустации при поддержке городских властей. В штате Орегон, США, на Oregon City Farmer Market сделали упор на образовательные инициативы, такие как Power of Produce Club, через которые детей приучают к здоровому питанию. Через геймификацию и веселые мастер-классы детей учат готовить полезные, вкусные блюда и выращивать овощи.

Управление

В управлении базарами есть одна интересная особенность: сохранение культурных особенностей и традиций торговли может проходить через модернизацию и современные технологии. Цифровизация процессов и строгий контроль качества только укрепит роль базаров как мест ежедневной покупки продуктов. 

Например, в Брюсселе запустили онлайн-портал, где можно отследить всю информацию о рынках города. Начиная с часов работы и заканчивая загруженностью по дням недели. В Барселоне ввели общую систему онлайн-покупок на рынках, что экономит время покупателям и помогает торговцам. В Ливане, на рынке Souk El Tayeb, существуют строгие стандарты контроля качества, которые видят и продавцы, и покупатели. Это помогает сориентироваться новым продавцам, а коммуникация с потребителем становится более прозрачной.

Ходить на базары снова станет модно: исследование Atlas

Мы видим, что успешные базары не ограничиваются строго утилитарной функцией покупки продуктов, и благодаря этому могут конкурировать с ТЦ, становясь привлекательными в том числе для туристов. Базары — по-прежнему отличная возможность для инвестиций. Но важно учитывать три аспекта: сохранение традиций, развитие инноваций и популяризацию в обществе.

Аутентичность базаров — это их визитная карточка, без этого они станут просто очередным торговым центром. Но это не значит, что они должны функционировать по архаичным правилам. Напротив, здесь критически важны модернизация и популяризация. Исследование ATLAS демонстрирует, что современный базар — это не рудимент, а яркая нить в ткани мегаполиса.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации19.08.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хамовники, ул. Кооперативная, д. 4, к. 15, помещ. 1/3
ОГРН 1197746514855
ИНН / КПП 7704499533 770401001
Среднесписочная численность32 сотрудника
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия