РБК Компании
Главная HUBSpeakers 21 ноября 2024

Как стратегические сессии помогают бизнесу меняться

В этом интервью Андрей Григорьев рассказал о важности проведении стратегических сессий в компании. А еще поделился личным — своей целью за пределами жизни
Как стратегические сессии помогают бизнесу меняться
Источник изображения: Freepik.com
Андрей Григорьев
Андрей Григорьев
Фасилитатор стратегических сессий, спикер и модератор конференций по диджитал и рекламе. Преподаватель, методист и научный руководитель.

Трекер года 2021 в номинации «Работа с первыми лицами». Трекер и член жюри более 40 хакатонов и стартап-акселераторов

Подробнее про эксперта

Андрей, как ваш многолетний преподавательский опыт помогает вам в проведении стратегических сессий?

Моя профессиональная экспертиза — проведение стратегических сессий, дает много возможностей заниматься разными проектами. Каждый бизнес для меня как энциклопедия, каждый раз новая тематика: то трубопрокатный завод, то ювелирная сеть, то интернет-магазин. Везде нужно погружаться и мне это очень нравится.

Я 12 лет занимаюсь преподаванием. Сейчас веду три курса в Нетологии, а также обучаю стратегическому маркетингу управленцев в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС по программе DBA. За плечами у меня 11 лет преподавания в Бизнес-школе RMA, 4 года в Высшей школе экономики и в других местах. Образовательная деятельность — это плодотворная среда, в которой также необходимо непрерывно развиваться. Такой опыт сильно помогает проводить стратегические сессии на высоком качественном уровне.

Как стратегические сессии помогают бизнесу меняться

С какими запросами компании организуют стратегические сессии?

Есть разные запросы. Реальный пример: компания существует на рынке 20 лет и это первая для нее стратсессия. С деньгами у них все хорошо. Собственники вдруг ставят философские вопросы — «Кто мы, зачем мы существуем в этом мире?» То есть не цели поставить для бизнеса, вырасти там на 30, 50, 100 процентов, а вообще, найти ответ на вопрос «чтобы что?»

Есть компании, которые задают более понятные вопросы. К примеру, существует бизнес-юнит, который в последние годы не радует. Надо понять: закрыть его, перезагрузить или развернуть в другую сторону.

Бывают ситуации быстрого роста. Оргструктура компании перестала отвечать ее потребностям и требует переосмысления. Необходимо понять, кто является узким местом в команде и пересобрать ее. Или полкоманды сменилось, надо сотрудников засинхронить по ценностям и по целям.

Выше перечисляю основные запросы клиентов. Это, в основном, компании с годовым оборотом от 2 до 10 миллиардов рублей. В стартапах и малом бизнесе запросы, конечно, отличаются. Часто их главная задача — найти работающую бизнес-модель, выжить.

Как стратегические сессии помогают бизнесу меняться

А есть ли компании, которым стратсессии не нужны в принципе?

Думаю, если люди отлично синхронизированы между собой, им не нужны стратегические сессии. Но я на самом деле не знаю таких компаний, мне ни разу не попадались.

У себя мы тоже проводим стратсессии. Это возможность поставить на паузу текущие дела, не открывать почту и телефон. Просто подумать, туда ли мы идем? Спроектировать будущий рынок и определить место компании в нем. Здесь я уже касаюсь такого инструмента, как форсайт, который также люблю использовать в стратсессиях.

Форсайт — что это за инструмент?

Это метод анализа трендов и проектирования ближайшего будущего. Он помогает вовремя замечать, как меняется рынок. Возможно, что те продукты, в которые мы сейчас инвестируем, не будут актуальны через три года. Надо видеть, какие отрасли растут, а какие нет. Если твой рынок не растет, то нужно посмотреть по сторонам и войти в растущий, соседний с тобой.

Позитивный пример применения форсайта ­показала компания Netflix, которая своевременно поменяла бизнес-модель и стала развивать стримминговое видео. Или сервис такси в Яндексе, который превратился в отдельный бизнес.

Как не «растерять» решения, принятые на стратегической сессии?

Решения, найденные на стратсессии, являются уникальными в каждом случае, поэтому и причины саботажа тоже могут быть разными. Во-первых, каждый сотрудник должен знать и принимать ответ на вопрос: «Чтобы что?» Зачем компании нужно получить запланированный результат и как от этого изменится жизнь конкретного сотрудника. Другими словами, стратегическую цель нужно продать прежде всего исполнителям.

Далее перечислю другие факторы, которые повышают вероятность реализации решений стратегии: определен план, назначены ответственные, организованы регулярные встречи для синхронизации, определена экстра-мотивация для сотрудников за достижение результатов.

Последняя в списке, но не по значимости — экстра-мотивация для исполнителей. За экстра-результаты нужно вознаграждать соответствующим образом. Например, вывезти команду за счет компании на Мальдивы или в Таиланд.

Как стратегические сессии помогают бизнесу меняться

Какие бывают неожиданные результаты стратсессии?

Возможно это неожиданные результаты лишь для собственников, но в моей практике такое происходит регулярно. Очень часто генеральным директором является собственник. И иногда мы приходим к выводу, подсвечиваем ему, что ему есть смысл делегировать операционную функцию кому-то другому и сфокусироваться на стратегии, ключевых партнерах и предпринимательстве.

Я говорю честно, например, в команде есть люди-флюгеры, или наоборот, собственнику кажется, что команда самостоятельная. При этом сотрудники боятся собственных решений, потому что стиль менеджмента фаундера не такой бирюзовый, как он считает.

Или, например, он сам подсвечивает, что ему интересен не только этот бизнес, но есть и другие проекты. При этом на стратсессии неожиданно всплывало, что его отсутствие на работе стопорит какие-то процессы.

Есть и другие сценарии для собственника, например, нанять операционного директора и передать ему часть управленческих функций, бизнес-процессов. Либо создать совет директоров и войти в него, наняв другого генерального. То есть изменить корпоративное управление. Вариантов много.

Чем заняться собственнику, после выхода из операционного управления?

Кто-то становится инвестором. Когда люди не готовы идти обратно в операционку, они инвестируют в другие бизнесы. Например, Алексей Довжиков, который был владельцем eLama и продал этот бизнес. Сейчас он не просто инвестирует в другие компании, но помогает собственникам как активный член совета директоров.

Или Максим Спиридонов, который продал Нетологию. Он запустил сообщество, стартапы запускает, и также выступает как консультант-инвестор.

В моем круге знакомых, многие становятся на стыке консалтинга и инвестиций. Многие приходят в другие компании, помогают в M&A сделках. Когда ты вышел из операционки, у тебя есть достаточно хороший круг связей, который другим предпринимателям может быть полезен.

Бывает и такое, что человек после выхода из бизнеса попадает в депрессию. Я видел таких ребят. Мне кажется, очень сильно помогает найти для себя сообщество либо создать свое. Еще помогает вовлеченность в семью и детей.

Андрей, в своем блоге вы писали, что задавались целью найти ответ на вопрос — какая ваша цель за пределами жизни? К какому ответу вы пришли?

Это довольно личный вопрос, но я готов поделиться. Я сейчас ищу ответ на вопрос: «Что я передам своим детям и что они смогут передать своим, а те своим?». Это касается и материальной и нематериальной стороны.

Как стратегические сессии помогают бизнесу меняться

Ведь передам я им гораздо больше, чем благосостояние. Я передам свою модель поведения в различных ситуациях. Мне хочется своим детям передать полезные, продуктивные навыки, например, толерантность к неопределенности и позитивный взгляд на все, умение находить хорошее в происходящем. Какие еще навыки я должен приобрести, какие паттерны поведения мне нужно в себе скорректировать?

Думаю, в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта на первый план выходят способности обучаться и тестировать гипотезы, умение сохранять спокойствие в неспокойные времена. При этом не бояться экспериментировать.

Вот этому очень хочется научить своих детей.

Последнее изменение: 25 ноября 2024

Источники изображений:

Личный архив Андрея Григорьева

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации09.10.2015
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Чертаново Южное, ул. Чертановская, д. 65, кв. 23
ОГРН 1157746927117
ИНН / КПП 7726355430 772601001
Среднесписочная численность3 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Чертановская, д. 65-23
Телефон +79067853341
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия