Тождественные товарные знаки: как избежать отказ
Число зарегистрированных логотипов более 800 000. И каждый год подается еще более 100 000 заявок. Как остаться уникальным и не получить отказАнастасия специализируется на корпоративной практике в части реорганизации и комплексного сопровождения ликвидации, а также в сфере интеллектуального права по вопросам регистрации брендов и патентов.
Создать свой бренд как максимально уникальный объект — крайне сложная задача. В России действующая система регистрации Товарного знака организована с 1896 года. Очевидно, что за это время зарегистрировано большое количество логотипов. Если смотреть статистику за весь период существования современной системы товарных знаков, то число зарегистрированных логотипов будет более 800 000. И каждый год подается еще более 100 000 заявок. Фактически такая статистика означает, что придумать что-то оригинальное, не похожее на иные бренды очень трудно.
Еще сложнее дается понимание, что изменение шрифта или буквенной раскладки (с латиницы на кириллицу и наоборот) не несет в себе качественного изменения логотипа. Иногда, создается иллюзия, что дизайнерский шрифт, который является «уникальным» создает неповторимый и особенный логотип. На практике же коллегия Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее — ФИПС), как и суды, считают иначе.
Так, в сентябре 2023 года коллегия ФИПС рассмотрела возражения на отказ в регистрации Роспатентом бренда ООО «Зеленые линии» по заявке 2021773547 из-за схожести с товарными знаками «Prebio», «ПРЕБИО» международным заявкам N 1155201 и N 0802257 правовая охрана которым на территории России предоставлена на имя Societe des Produits Nestle S.A., CH-1800 Vevey. В обеих заявка фигурирует 5 класс МКТУ в части БАДов.
По анализу коллегии указано, что различие между брендами присутствует. Так, например,
- буква b в заявке ООО "Зеленая линия" представлена в фантазийном стиле, превращая ребро буквы в листик
- логотипы имеют различную цветовую гамму
- сопоставляемые обозначения разнятся по составу звуков, гласных и согласных букв.
Меж тем, тождественность заявленного обозначения и зарегистрированного товарного знака обусловлена с одной стороны, фонетической идентичностью словесных элементов, составляющих основу обоих логотипов. С другой стороны, наглядным совпадением заявленного и зарегистрированного изображения.
В соответствии с п. 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Поэтому, подлежать регистрации данный бренд может только в случае получения письменного разрешения от правообладателя с более ранним приоритетом, т.е. от того, кто ранее зарегистрировал свой бренд (Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 7 сентября 2023 г. по заявке N 2021773547). Примечательно, что можно было бы зарегистрировать данный бренд даже в однородном классе товаров и услуг, в случае, если у брендов нет пересечений по продукции. Например, если бы Prebio использовал логотип только для БАДов, а ООО «Зеленые линии» только для лечебных шампуней, с помощью нескольких хитростей регистрация бы прошла.
И это далеко не единственный пример, когда логотипы были признаны схожими.
18 августа 2021 года ООО «Авицена» подало заявку на регистрацию Товарного знака по заявке N 2021752280 в отношении медицинских услуг по 5 классу МКТУ.
13 декабря 2022 года Роспатентом было принято решение об отказе в регистрации в связи с тем, что в 1988 году был зарегистрирован бренд N 84158 на имя ООО "Медицинский центр «Авиценна»
Коллегия ФИПС оценивала схожесть рассматривая следующие аспекты:
1) звуковое совпадение, а именно:
- наличие сходных и совпадающих звуков в соотносимых логотипах;
- близость звуков, в которых представлены оба логотипа;
- наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях;
- ударение в логотипах.
2) графическое сходство, которое считается как совокупность:
- общего впечатления;
- вида шрифта;
- расположение букв по отношению друг к другу.
3) смысловая однородность.
Так, коллегия отметила, что, хотя присутствует некоторое различие в шрифте и цвете, смысловая нагрузка обоих логотипах идентичная, что позволяет идентифицировать логотипы как схожие до степени смешения (Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июня 2023 г. по заявке N 2021752280/33)
Не менее интересное в этом плане дело с известным брендом сыра Ламбер, которое было рассмотрено Судом по интеллектуальным правам в 2019 году. Причем интересно оно тем, что товарный знак был противопоставлен не другому товарному знаку, а патенту на промышленный образец.
Итак, в чем «сыр-бор». Шония Данил Нодарович обратился в Роспатент с заявкой на получение патента в части продукции категория «Этикетка» 28 августа 2007 года. Патент был получен и ему был присвоен соответствующий номер № 68407.
Согласно поданному описанию в Роспатент был представлен продукт в виде этикетки желтого цвета с красными элементами, где доминирующее положение занимает на озеро с деревянным домом и деревьями, а внизу располагается плетеная корзина.
29 января 2018 года в коллегию ФИПС было подано возражение от ООО «Вимм-Биль-Данн Продукты Питания» (далее — Общество) с указанием на схожесть зарегистрированного промышленного образца с товарным знаком № 275208.
Роспатент отказал в аннулировании патента, т.к. считал, что промышленный образец по спорному патенту представляет собой художественно-конструкторское решение внешнего вида этикетки, а не бренд. Иными словами, Роспатент считает, что нельзя противопоставить патент на промышленный образец и Товарный знак в целом.
Не согласившись с решением Роспатента Общество обратилось в суд по интеллектуальным права. Суд, рассматривая данное дело анализировал комплекс факторов.
Во-первых, бренд Ламбер зарегистрирован в 29 классе МКТУ в части категории «сыр». Патент в описательной части содержит следующую задачу: создать запоминающуюся для потребителя и несущую краткую, но емкую информацию этикетку для сыра. Получается, что и Товарному знаку и патенту предоставлена правовая охрана в отношении идентичного товара — сыр. Такое описание позволяет сопоставить между собой товарный знак и патент.
Во-вторых, при рассмотрении внешнего вида становится очевидна схожесть изображенных объектов. Роспатент в своем отказе указал, что патент и товарный знак имеют разные цветовые характеристики и разные доминирующие слова. Меж тем, суд по интеллектуальным правам обратил внимание, что надпись не является доминирующим объектом. Основное внимание потребителя концентрируется на озере с домом и деревьями, которые полностью идентичны, а также на плетенной корзине в основании.
В-третьих, категория «сыры», согласно сложившейся потребительской практике относится к товарам широкого потребления, наряду с хлебом молоком и пр. Это означает, что при покупке данного товара, отмечается более низкая внимательность потребителя при его приобретении.
Все это в совокупности ведет к тому, что патент и товарный знак схожи до степени смешения между собой. Поскольку у товарного знака Ламбер право приоритета возникло на 3 года раньше — 6 апреля 2004 года, патент на промышленный образец был аннулирован (Решение суда по интеллектуальным правам по делу № СИП-585/2018 от 16.08.2019).
При создании своего бренда, нужно тщательно проработать все нюансы. Только цветовое различие, равно как и исполнение латиницей, не сделает бренд уникальным. До регистрации своего логотипа лучше всего провести проверку у специалистов, которые могут оценить схожесть бренда, исходя из производимой вами продукции. В процессе разработки лучше всего придерживаться следующих правил:
- фантазийность изображаемого рисунка или слова;
- отказ от общеупотребимых слов (дом, бакалея, стол и пр.);
- использование логотипа для не характерной категории товаров/услуг;
- отказ от идеи регистрации известного бренда с собственной доработкой.
Придерживаясь данных правил наши заказчики успешно получили Свидетельства о регистрации на свои бренды. Так, выдуманное слово «Майнд» привело к регистрации в категории электронных замков (9 класс МКТУ, Свидетельство № 924320). Или пример, кода мы удивили Роспатент регистрацией бренда «Свисток», но не в части спортивных товаров, а в части еды и ресторанного бизнеса (43 класс МКТУ, Свидетельство № 961179).
Переда началом регистрации товарного знака лучше всего использовать различные открытые базы данных, провести проверку логотипа по конкретным классам международной классификации товаров и услуг. Но все же для успешной регистрации нужно обратиться к специализирующимся юристам, которые точно смогут проанализировать схожесть вашего логотипа и оценить возможность регистрации в целом, а также могут порекомендовать, что именно изменить, чтобы регистрация благополучно прошла.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты