Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Рулла 25 июля 2025

Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая

Хэнлун Чжао, кофаундер Руллы, провел месяц в Китае и делится наблюдениями — как мощные технологические решения стали фоном для повседневной жизни
Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая
Источник изображения: Личный архив Хэнлуна Чжао
Хэнлун Чжао
Хэнлун Чжао
Co-Founder Руллы

Создает и развивает SaaS-продукты для B2B-сектора. Интересы: повышение продуктивности, ИТ-продукты, стартапы, AI

Подробнее про эксперта

Во время путешествия по Китаю мне, как диджитал-предпринимателю и кофаундеру IT-сервиса Руллы, было интересно наблюдать, как новейшие технологии в Китае стали частью обычной жизни людей. Все, о чем мы привыкли говорить в будущем времени, в Китае работает здесь и сейчас: «интернет вещей», доступ по лицу, беспилотные такси, магазины без касс и дроны на службе фермеров. Рассказываю, что меня особенно впечатлило.

Электромобили становятся гаджетами

Первое, что бросается в глаза на улицах Китая — это количество электромобилей. По ощущениям, их уже как минимум половина от всего автопарка. Причем речь не только о местных производителях. Электрические модели выпускают все крупные бренды — от Mercedes и BMW до Honda и Toyota. И у каждого производителя есть линейка, адаптированная специально под китайский рынок. 

Почему так получилось? Во-первых, электромобили стали дешевле: заводам удалось снизить себестоимость, и в итоге электромобили стоят меньше, чем авто с двигателем внутреннего сгорания. Это уже не роскошь, а вполне доступный выбор для семьи со средним доходом. Электромобили реже ломаются, их дешевле обслуживать и эксплуатировать: зарядка обходится дешевле, чем заправка бензином.

Во-вторых, электрокары комфортнее и экологичнее. Они практически бесшумные. Если раньше в городе постоянно фоном гудели моторы, то теперь стало гораздо тише. Ты идешь по улице и вдруг замечаешь — нет привычного рева машин. Даже в час пик в центре города не ощущаешь напряжения от шума — и это сильно влияет на общее качество жизни. Электромобили настолько тихие, что производители специально добавляют звуки движения, чтобы пешеходы их замечали.

Электромобиль — это уже не просто средство передвижения, а технологичный гаджет на колесах. Машина интегрирована со смартфоном и управляется через приложения — можно заказать еду, оплатить парковку или проверить маршруты. 

Все это, конечно, было бы невозможно без ключевого условия — инфраструктуры. В Китае построена колоссальная система для поддержки электромобильного транспорта. Зарядные станции стоят повсюду: у магазинов, в жилых кварталах, на трассах, возле офисов. Везде есть пункты для быстрой подзарядки, сервисы по замене батарей. 

Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая
На улицах Китая нет проблем с зарядными устройствами для электромобилей

Скоростные поезда как альтернатива самолетам

О китайских скоростных поездах давно слагают легенды, но когда сам садишься и начинаешь ездить по стране, масштаб и продуманность всей системы ощущаются совсем по-другому. Причем удобство поездов не только в их скорости. Главный плюс —  идеально выстроенная инфраструктура.

Скоростная железнодорожная сеть охватывает почти всю страну: от прибрежных мегаполисов до высокогорных районов. Для быстрых поездов построены отдельные пути — с мостами, тоннелями и станциями, которые выдерживают огромный пассажиропоток. Каждый вокзал — современный транспортный узел, похожий на аэропорт.

Во время путешествия нам нужно было преодолеть отрезок в 2000 километров, и перелет казался логичным выбором. Но мы посчитали: полет 3,5–4 часа, 1,5–2 часа на регистрацию, дорога до аэропорта, ожидание багажа. На поезде — 9 часов, не такая большая разница. При этом на поезд не нужно выезжать заранее, проходить контроль, нет стресса при взлете и посадке, а только максимальный комфорт и виды из окна.

Скорость движения у скоростных поездов в среднем 300 км/ч, состав идет плавно и мягко. Железнодорожная сеть соединяет не только крупные города, но и небольшие населенные пункты, деревни. Поезд делает частые остановки, почти как электричка в Подмосковье, только несется в несколько раз быстрее. 

Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая
Так современно и технологично выглядят ж/д вокзалы в Китае

Безопасность через технологии: видеокамеры и контроль

Значительное и при этом почти незаметное изменение в жизни Китая — это повсеместное видеонаблюдение. Масштабы системы потрясают: в больших городах на одного человека приходится до десяти камер. Причем не только на улицах и перекрестках — камеры висят в подъездах, на аллеях парков, на обочинах проселочных дорог. 

Камеры не напрягают, не бросаются в глаза: они замаскированы, например, под почтовые ящики, светофоры или скворечники на деревьях. Это сделано специально, чтобы не создавать у людей ощущения постоянной слежки. 

Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая
Вот в такие нарядные фонари на улицах вмонтированы камеры видеонаблюдений

Результат — ощущение безопасности, которое трудно переоценить. Ночью можно спокойно идти по любым улицам. Преступность заметно снизилась. 

Раньше, например, велосипеды или самокаты обязательно привязывали цепями — иначе могли украсть. Сейчас — никто не привязывает. Обокрасть прохожего, увести велосипед или угнать машину сложно — отследят по камерам и задержат на следующем же перекрестке.  

Причем речь идет не только о мегаполисах, но и о маленьких деревнях: госпрограмма видеонаблюдения нацелена на повышение безопасности на всей территории страны. Конечно, для обработки такого количества данных требуются большие вычислительные мощности, но, судя по всему, это уже решенная задача. 

Эффективность системы безопасности достигается не только за счет количества камер. Важную роль играет технологическая связка: китайская система видеонаблюдения работает на базе сети 5G, камеры объединены в единую цифровую платформу. Когда происходит что-то подозрительное, информация моментально поступает в центр обработки. Реакция — в реальном времени, по ходу событий. 

Еще один пример технологии на службе безопасности — система досмотра при входе в аэропорты. Как бывает обычно? Металлоискатели, очереди, чемоданы надо класть на ленту, куртки снимать, выкладывать все из карманов. Сейчас в крупных аэропортах Китая все совершенно иначе: люди просто заходят в здание, вместе с чемоданами проходят на специальную территорию, останавливаются там на десять секунд — и все, бесконтактный досмотр завершен. Никаких явных сканеров или охраны — видимо, система встроена в пол или стены. 

Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая
Бесконтактная зона досмотра в аэропорту

Вопрос видеонаблюдения, конечно, дискуссионный. Для одних это вмешательство в личную свободу, для других — гарантия безопасности. В Китае камеры работают настолько незаметно, что человек часто их просто не замечает. Но при этом знает, что они есть и в случае необходимости помогут. Если человек ничего не нарушает, система наблюдения не ощущается как давление. Наоборот, дает чувство защищенности. Китайцы, похоже, не только привыкли к видеонаблюдению, но и научились его ценить.

Идентификация по ID превращается в сервис

Основой всей системы идентификации в Китае является ID-карта — аналог внутреннего паспорта, только в электронном виде и со вшитым чипом. Карта больше, чем просто документ: это твой персональный цифровой носитель, к которому привязано все — от биометрии до билетов.

ID-карта работает как универсальный пропуск. Это одновременно и билет, и банковский интерфейс, и средство контроля. Все, что ты покупаешь, бронируешь, оформляешь, автоматически записывается на ID-карту. Что особенно удобно — вся система работает единообразно по всей стране. 

Когда я ездил по Китаю, ни разу не пришлось показывать бумажный паспорт. Все билеты — на поезда, автобусы, в музеи и национальные парки — оформлялись онлайн: оплачиваешь на сайте билет и вводишь номер ID-карты. А дальше просто прикладываешь ID-карту при входе в музей или на вокзал — и проходишь. 

Кроме удобства, у этой системы есть и функция социальной ответственности. В Китае действует система рейтинга граждан, и если человек, например, не платит кредиты или нарушает закон, его возможности ограничиваются. Например, он не сможет взять билет на поезд или совершить покупку на маркетплейсе — ID-карта будет заблокирована для таких операций. Это жесткая, но действенная мера: ее наличие заставляет людей вовремя платить алименты, налоги, выполнять обязательства. 

Лицо как пропуск повсюду

В Китае распознавание лиц — это уже не эксперимент и не хайповая технология, а повседневная реальность. Лицо буквально становится вашим универсальным ключом — не только к смартфону, но и к городу.

Технология дошла до состояния полноценного сервиса. Например, в аэропорту на внутренние рейсы тебе не нужен билет. Вернее, билет купить надо, но предъявлять не нужно — ни посадочный, ни даже QR-код. Просто подходишь к камере — и все. Без сотрудников, бумажек, сканирования кодов. Камера определяет тебя по лицу, подтягивает информацию о рейсе, сверяет с базой, и ты проходишь дальше. 

То же самое в музеях, национальных парках, на аттракционах. Ты покупаешь билет онлайн, и дальше не нужно ничего сканировать. Достаточно просто подойти к турникету и посмотреть в камеру. Турникет открывается. В метро — та же история. Проход по лицу стал нормой. Сканирование лица работает быстро и безошибочно. Это как «оплати улыбкой», только масштаб другой: не единичная касса в супермаркете, а система, покрывающая всю страну.

Пограничный контроль при въезде в страну тоже автоматизирован. Стоишь перед турникетом, прикладываешь паспорт, смотришь в камеру — система сверяет лицо и документы, фиксирует твое прибытие. И все, за пару минут ты уже прошел границу: без очередей, общения с пограничником, штампов в паспорте.

Чтобы такая система работала, распознавание по лицу привязано к ID-картам. Биометрия не существует сама по себе, а «прикрепляется» к официальной цифровой учетной записи. То есть это не два параллельных решения, а одно целое: физический носитель и биометрия работают в связке. В итоге, распознавание по лицу, как и пропуск по ID-карте, уже не просто удобство, а элемент национальной цифровой инфраструктуры.

Сети 5G и интернет вещей

Интернет в Китае есть везде: в подвалах и лифтах, в глухих деревнях, в горах, где нет ни людей, ни собак — повсюду ловит 5G. За все путешествие у меня не было ни одной «мертвой зоны».

Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая
Замер скорости в сети 5G практически везде показывает отличное качество связи

Именно благодаря тотальному покрытию страны сетью 5G стал возможен «интернет вещей» — система, в которой к сети подключены не люди, а сами устройства. Они «общаются» между собой, обмениваются данными напрямую, без участия человека.

Представьте себе обычный светофор. В Китае он не просто мигает зеленым и красным, а связан с навигатором. Навигатор получает напрямую от светофора информацию, сколько секунд осталось до переключения сигнала, и заранее подсказывает водителю: «готовься — скоро поедешь». Это особенно удобно на перекрестках, где нет табло с таймером. 

Беспилотное такси тоже отлично чувствует себя в системе, где стабильная связь и устройства связаны между собой по интернету. В больших городах беспилотное такси постепенно становится массовым. Машина без водителя подъезжает к точке, пассажир садится, такси везет его до другой заранее определенной точки. Люди еще не привыкли, но признают: это удобно. А главное, безопасно — у машины нет человеческого фактора, она не устанет, не отвлечется, не нарушит правила.

Еще один пример — парковки. В торговых центрах, например, навигаторы показывают не просто количество свободных мест, а прямо указывают, где они находятся. Ты приезжаешь, открываешь карту — и тебя ведут не до парковки вообще, а до конкретного свободного места. Вроде мелочь, но на практике экономит кучу времени и нервов. 

Мой любимый кейс про технологии. Я зашел в Uniqlo, набрал вещей, ищу кассу — а ее нет. Нет ни сканеров, ни сотрудников, которые пробивают товары. Стоит автомат, рядом — корзинка. Персонал говорит: «Просто бросьте все в корзинку». Я бросаю — и тут же на экране появляется список всех товаров, которые я выбрал, с ценами. Все верно, ничего не надо вручную сканировать, только оплатить. На вещах нет магнитных защелок. Вместо них — вшитые в бирки чипы. После оплаты система их «размагничивает», и можно спокойно пройти мимо рамок на выходе.

Это  интернет вещей в чистом виде. Устройства считывают информацию, взаимодействуют между собой, а человек просто использует это не задумываясь. Есть даже супермаркеты, где нет ни одного кассира: просто проходишь сквозь сканирующую рамку, все фиксируется, сумма списывается с карты, и ты идешь дальше.

Такие технологии не выглядят футуристичными. Они незаметны — и в этом их сила. Ты не ощущаешь, что вступаешь в контакт с высокими технологиями. Ты просто живешь в городе, где умные устройства обеспечивают тебе комфорт.

Роботы-доставщики в отелях и дроны на службе у фермеров

В Китае активно развивают «экономику низкой высоты» — это дроны, которые выполняют разные задачи в пределах нескольких метров над землей. Активнее всего дроны применяют в аграрной сфере: они разносят удобрения по полям, борются с вредителями, поливают землю, проводят наблюдения и отслеживают посевы. Фермеры охотно покупают дроны, потому что с ними работать действительно эффективнее и быстрее, чем вручную или с трактором.

В городах дронами доставляют товары и еду. Пока все экспериментально, но бывает, что сидишь в офисе, а за окном пролетает дрон с пакетом из McDonald’s. 

Доставка дронами пока проходит в тестовом режиме. Имеет значение социальный аспект: курьеров-людей в Китае много, и важно, чтобы у них сохранялась работа. Поэтому массово дроны пока не доставляют, но технологии уже есть.

То же касается и доставки роботами: на улицах их почти не встретишь. Зато роботы отлично работают в отелях: доставляют еду в номера. Роботы сами вызывают лифт, доезжают до нужного этажа, подъезжают к двери — тебе остается только забрать заказ. Забавно, что роботы в отелях постоянно разговаривают. Например, в лифте «Здравствуйте! Как у вас дела? Сейчас я нажму на кнопку, и мы поедем, не пугайтесь, хорошего дня!».

Когда инновации становятся сервисами: чему стоит поучиться у Китая
Дружелюбный и болтливый робот-доставщик в отеле

Одно суперприложение вместо сотни сервисов 

В Китае есть суперапп WeChat, который объединяет мессенджер, платежную систему и все приложения. Попытки собрать все в одном супераппе делают многие компании по всему миру, но китайцам уже удалось найти реально работающее решение. 

Вместо того чтобы скачивать на смартфон десятки отдельных приложений, пользователь просто сканирует QR-код — и в WeChat автоматически открывается нужный мини-сервис: меню кафе, заказ такси, покупка билета на автобус. Все встроено как мини-приложения, которые появляются только тогда, когда они реально нужны. В итоге у человека на телефоне не захламленный интерфейс с кучей иконок, а очень удобная и ненавязчивая система.

Например, заходишь в фастфуд — никаких стоек самообслуживания. Просто открываешь WeChat, сканируешь QR-код — и всплывает нужное приложение. Остается только оформить и оплатить заказ. То же самое — с общественным транспортом и другими повседневными сервисами. По сути, WeChat заменяет собой весь набор утилитарных мобильных функций. В телефоне может быть одно приложение — и этого достаточно.

Китайская модель супераппов — это настолько продуманная и масштабная экосистема, что точно заслуживает отдельной статьи.

Подводя итог, хочу заметить, что китайские технологии не суперновые. Большинство из них были разработаны давно и часто вообще не в Китае, а в России, Европе или США. Но именно в Китае удалось сделать главное: найти для технологий массовое, удобное, повседневное применение. Китайцы просто «раскатали» технологии на каждого жителя — и это, конечно, очень круто. 

Источники изображений:

Личный архив Хэнлуна Чжао

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия