РБК Компании

Битва за права: как защитить свои товары на маркетплейсах

Как минимизировать риски и обеспечить безопасность своего бренда в конкурентной онлайн-среде, рассказывает эксперт Оксана Курочкина
Битва за права: как защитить свои товары на маркетплейсах
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Fusionbrain
Оксана Курочкина
Оксана Курочкина
Управляющий партнер

Почетный адвокат МО, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте, эксперт АСИ ТПП РФ, Преподаватель ГУУ, РЭУ им. Плеханова, МГИМО

Подробнее про эксперта

Вы решили выйти на маркетплейс, закупили товар, вложились в рекламу, возможно даже прошли курсы или наняли специалиста. Торговля должна быть бойкой, но пока ее нет — день, два, три… А потом вы узнаете, что карточки ваших товаров заблокированы по причине нарушения авторских прав. Как? Почему? Давайте разбираться в инструментах защиты прав на маркетплейсах.

Вас предупреждали

Обычно маркетплейс присылает на вашу электронную почту письмо с жалобой: вы нарушаете права на товарный знак. Если вы оперативно не ответите на это письмо, то последуют санкции со стороны маркетплейса — вплоть до удаления карточек товаров и вашего магазина с сайта онлайн-площадки.

Пример из правил маркетплейса:

В случае получения обращения от правообладателя товарного знака по поводу нарушения исключительных прав на товар, размещенный Продавцом на Платформе, маркетплейс запрашивает у Продавца документы, подтверждающие его право на реализацию такого товара, а Продавец обязан предоставить документы. До момента предоставления документов маркетплейс вправе заблокировать Карточку Продавца, делая его недоступным для заказа Клиентом.

Кто пишет такие жалобы на нарушения исключительных прав на товар и законны ли они?

Жалобы пишут, как правило, конкуренты. Писать жалобы закон не запрещает, только они бывают обоснованными и нет.

Основные мотивы жалобщиков:

  • вымогательство;
  • личные мотивы (месть, спор);
  • недобросовестная конкуренция, то есть попытка заполучить больше заказов нечистыми методами.

Атака произошла. Что делать?

Ни в коем случае не идти на диалог, если вам предлагают «за 500 тысяч разблокировать магазин». Это вымогатели. Вам нужно вести диалог с маркетплейсом, так как именно с ним у вас договорные отношения, а не с конкурентами-жалобщиками.

Первым делом нужно оценить правовые основания атаки: действительно ли вы нарушаете права правообладателя или документы на товар оформлены верно и вы имеете полное право продавать их на маркетплейсе? Очень важно это определить, чтобы выбрать правильную тактику защиты.

Общее правило для защиты своих интересов: действовать надо быстро. Вам нужно максимально оперативно предоставить информацию торговой площадке: подтверждение того, что вы реализуете товары с согласия правообладателя или вы и есть правообладатель, у вас есть лицензионный договор и другие документы, подтверждающие регистрацию товарного знака. Если этих документов на руках нет, запросите их у правообладателя либо в реестре Роспатента. В открытых источниках также можно найти информацию о правах на товарный знак.

Перед закупкой товара необходимо проверять публичные реестры и сравнивать правообладателя с вашим контрагентом, есть ли у него доверенность или лицензионный договор, если он не владелец товарного знака.

Важно не пропустить сроки ответа на жалобу, ведь бывают случаи, когда письма от маркетплейса попадают в папку «спам» и вы просто не видите их, а начнете разбираться тогда, когда карточки товаров уже заблокированы.

Если вы получили жалобу

Оцениваем правовые основания жалобы. Оперативно, в течение одного дня, направляем маркетплейсу ответ вместе с документами: разрешение правообладателя на реализацию товара, лицензия, подтверждение регистрации товарного знака.

Мы атакуем: этап подготовки

Ясным майским утром вы обнаружили свои товары на маркетплейсе у другого продавца без вашего на то согласия. Обычно в таких случаях конкуренты еще и занижают цены, поэтому вы теряете трафик и заказы. Первое правило в ситуации, когда ваши права нарушают: действовать как юрист, то есть быстро собрать доказательства. Важно не писать ничего конкуренту, противник не должен знать о вашем плане нападения.

Что подойдет в качестве доказательства:

  • скриншоты + видео экрана, где виден логотип / слоган / фирменный стиль вашего товарного знака вместе с названием недобросовестного продавца;
  • запись телефонного звонка, где отчетливо слышно название марки и название ООО / ИП нарушителя, ФИО его представителя;

Теперь, когда у вас есть собранные доказательства, действуйте в соответствии с планом.

Порядок действий для защиты своих прав:

1. Напишите администрации маркетплейса с описанием ситуации и вашему требованию.

2. Если ответ не последует, составьте досудебную претензию на имя маркетплейса и нарушителя.

3. В случае игнорирования ваших требований, подайте жалобу в Федеральную антимонопольную службу и иск в арбитражный суд.

В досудебной претензии укажите все реквизиты и суть нарушения, а также сроки, в которые ваши требования должны быть выполнены.

Если дело дойдет до суда

Судебные разбирательства могут не только остановить действия нарушителя, но и привести к взысканию компенсации. Существует миф, что такие действия нанесут ущерб вашему репутационному статусу в глазах маркетплейса. На самом деле, работа с жалобами — это рутинная практика для подобных платформ, и они не будут относиться к вам предвзято.

Защита своих интересов важна. Не стоит пускать ситуацию на самотек, а действовать в соответствии с нормами права — правильный путь к достижению желаемого результата.

Последнее изменение: 17 сентября 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.11.2019
Уставной капитал15 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Зюзино, б-р Черноморский, д. 17 к. 1, помещ. 4/2/5
ОГРН 1197746674806
ИНН / КПП 7727433144 772701001
Среднесписочная численность1 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, БЦ «Барклай Плаза»
Телефон +74993727872
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия