РБК Компании
Главная PIM Solutions 29 ноября 2023

Как ноябрь стал главным месяцем в российском e-commerce

Давайте вспомним, когда и как к нам пришли ноябрьские распродажи
Как ноябрь стал главным месяцем в российском e-commerce
Денис Чигаев
Денис ЧигаевPR-менеджер

Специалист с 15-летним опытом в стратегических коммуникациях. Занимался проектами в области финансов, страхования, ТЭК, e-commerce. С 2021 года работает в PIM Solutions. Кандидат филологических наук.

Подробнее

В последние годы мы привыкли, что ноябрь практически целиком проходит под знаком распродаж — 11.11 и «Черной пятницы». Вся телевизионная, наружная, интернет-реклама забита сообщениями о грандиозных скидках от фиолетового, синего, зеленого или желтого маркетплейса, на витринах магазинов красуются вывески с заветной надписью SALE, а если кто-либо из крупных продавцов не участвует в распродажах, на него начинают косо посматривать. 

Более того, ноябрьские распродажи по объемам продаж уже сравнялись со святой святых всего ритейла — новогодними распродажами. В 2021 году компания PIM Solutions сравнила показатели по продажам в ноябре и декабре. Оказалось, что количество заказов было практически одинаковым, а средний чек был выше в ноябре. Предновогодний период перестал быть самым горячим периодом для интернет-магазинов и служб доставки. 

Как ноябрь стал главным месяцем в российском e-commerce

Однако так было далеко не всегда. Каких-то 10 лет назад ни о каких ноябрьских распродажах никто и не слышал. Откуда же они появились? 

Давайте вспомним, когда и как к нам пришли эти распродажи.

Черная пятница

Традиция проведения Black Friday пришла к нам из США. Там в первую пятницу после Дня благодарения стартует сезон рождественских распродаж. Этой традиции уже много десятилетий. В нулевые она перекочевала в Европу, а в 2013 году «Черная пятница» впервые была проведена в России. 

Как ноябрь стал главным месяцем в российском e-commerce

В первые годы эта распродажа сопровождалась скандалами: упавший сайт распродажи, слишком маленькие скидки, завышение цен перед акцией. Еще появилось некое ООО «Блэк Фрайдэй», которое хотело монополизировать использование товарного знака Black Friday. Но в конечном итоге это не удалось, и наименование «Черная пятница» может использовать любой желающий. 

С тех пор эта распродажа хорошо прижилась на российском рынке, и у нас она стала такой же привычной, как на Западе. 

11.11

В отличие от «Черной пятницы», первая (по времени начала) распродажа ноября пришла к нам из противоположной части Света. В конце прошлого века в китайских университетах начали отмечать День холостяка 11 ноября, поскольку эта дата (11.11) состоит из четырех единиц. 

В 2009 году крупнейший китайский онлайн-продавец Alibaba решил провести в этот день распродажу, сделав ее местным аналогом «Черной пятницы». Эта акция имела большой успех и стала ежегодной. В 2014 году принадлежащий Alibaba маркетплейс AliExpress устроил эту распродажу и в России под названием «Всемирный день шопинга». 

Как ноябрь стал главным месяцем в российском e-commerce

Постепенно к этой акции начали присоединяться другие онлайн– и не только магазины. Распродажу называли и «День холостяка», и «Всемирный день шопинга», но кажется, в последние пару лет окончательно победило название 11.11 (или «дабл илевен»). 

«Черный ноябрь» 

На Западе главной распродажей является Черная пятница», на Востоке — 11.11, а в России прекрасно прижились обе эти акции. И теперь на маркетплейсах и у других магазинов 11.11 плавно перетекает в «Черную пятницу», а весь месяц превратился в один распродажный «Черный ноябрь». 

Как ноябрь стал главным месяцем в российском e-commerce

Покупатели тоже адаптировались к этим распродажам. Например, они откладывают крупные покупки в ожидании хороших скидок, многие покупают новогодние подарки уже во время ноябрьских распродаж. Возможно, именно эта опция помогла «Черному ноябрю» настолько полюбиться россиянам.

Конечно, это далеко не единственные распродажи. Те же маркетплейсы регулярно проводят собственные распродажи. Например, нашумевшее «переименование» Wildberries в Ягодки произошло в рамках рекламной кампании локальной распродажи на маркетплейсе. Однако распродаж, в которых каждый продавец по умолчанию чуть ли не обязан принять участие, не так много: 11.11, «Черная пятница», Новый год, гендерные праздники и, пожалуй все. Продавцы даже вывешивают значки этих акций на иконки своих мобильных приложений, чтобы привлечь к ним дополнительное внимание. 

Есть еще Киберпонедельник, но он популярен не настолько. В прошлом году ряд ритейлеров объявил летнюю «Белую пятницу», но она прошла без особого размаха, и в этом году ее уже проводить не стали. Так что далеко не все распродажи находят отклик у покупателей и приживаются на рынке.      

Возможно, в будущем что-то изменится, но прямо сейчас именно ноябрь является главным месяцем для российских онлайн-продавцов. К нему готовятся загодя и в это время продают наибольшее количество товаров. 

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.10.2013
Уставной капитал75 109,51 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ УЛ САДОВНИЧЕСКАЯ 14 СТРОЕНИЕ 2 ЭТАЖ 3, ПОМЕЩ. I КОМНАТА 1А ОФИС 310,
ОГРН 1137746951869
ИНН / КПП 7702824562 770501001
Среднесписочная численность13 сотрудников

Контакты

E-mail BUH@PIMPAY.RU

Социальные сети