Как собрать эффективную команду на проект
Что делать, если не хватает крутых специалистов. Как собрать эффективную команду. Об этом — читайте в нашей статьеОпыт работы в ИТ– более 9 лет. Имеет сертификат ISTQB, прошла курсы «Управление организацией и персоналом», «Стратегия», «Системное управление организацией»
Эффективной называют команду, в которой специалисты могут работать над разными задачами, способствуя достижению поставленной перед ней цели. В условиях нехватки кадров у лидеров нет шансов на ошибку — необходимо сложить пазл из подходящих под задачи специалистов. Как собрать эффективную команду? Что делать, если не хватает крутых специалистов? Как сопоставить задачи на проекте с требованиями к сотрудникам? Как провести собеседование, чтобы выявить сильные и слабые стороны специалиста и понять, что он доведет проект до конца?
На все эти вопросы ответим ниже. А если хотите узнать кто, по нашему мнению, должен входить в идеальную ИТ-команду и в чем ключевое значение специалистов для достижения результата, об этом мы рассказали здесь.
Этап 1 — описание требований и задач
Рассмотрим, как руководителю понять, какими навыками должен обладать специалист, чтобы усилить любую команду, и какие инструменты могут помочь в подборе.
Прежде чем начинать подбор специалистов, необходимо понять, а кто он — ваш «идеальный специалист». Для этого рекомендуем составить и подробно описать его профиль, исходя из тех задач, которые он будет выполнять на проекте, и требований компании.
Шаг 1. Анализ работы: содержание работы и задачи, которые предстоит выполнять специалисту.
Сформируйте список вопросов, пообщайтесь с клиентом или специалистами, которые выполняют аналогичные задачи. Ниже — базовый список вопросов, который вам поможет:
- Какие цели стоят перед бизнесом?
- Какие задачи будет решать разрабатываемая система?
- Кто будет пользоваться системой и на каких устройствах?
- Планируется ли дальнейшее развитие продукта?
- Какие задачи необходимо выполнять в рамках данной работы?
- Какие сроки выполнения задачи/работы?
- Кому необходимо отчитываться и в каком формате?
- Нужно будет отвечать за кого-то или кем-то руководить? Кем?
- С кем, как и по какому поводу будет общаться специалист?
- Входит ли в его обязанности планирование и организация чего-либо?
- Входит ли в его обязанности принятие решений?
- Существуют ли требования для самостоятельного развития?
- Будет ли требоваться использование дополнительного оборудования?
Этот список может расширяться и дорабатываться в зависимости от потребностей бизнеса. Например, перед подбором QA-специалиста, мы стараемся узнать максимум информации и используем такой список вопросов, который помогает подобрать специалиста под проект:
- Какой тип проекта (Web/Mobile/Desktop/тестирование API)?
- Работать в команде тестирования или в роли единственного QA?
- Есть ли ТЗ, api-документация, тестовая документация?
- Предполагается ли работа с базами данных SQL — какой менеджер базы данных?
- Тестирование API/Postman — Rest/Soap/GraphQL?
- Снифферы — Fiddler/Charles?
- Умение анализировать логи — Graylog/Kibana?
- Навык работы с системами CI/CD — Git/BitBucket?
- Брокеры сообщений — RabbitMQ/Kafka?
- Инструменты для тестирования мобильных приложения — Android Studio/Xcode
- Будет ли необходим опыт автоматизации?
- Язык представления автотестов (Java/Python)? Инструменты (Cucumber/Gherkin)?
- Какие требования к устройствам и версиям операционных систем?
- Возможно ли тестирование на эмуляторах, или требуется тестирование исключительно на реальных устройствах?
- Другие навыки и инструменты, необходимые QA для работы на проекте
Шаг 2. Анализ организации: цели, ценности и условия компании.
Каждая компания — уникальна со своими бизнес-целями, принципами и ценностями, которых она придерживается и которые являются продолжением стратегии организации. Специалист должен понимать и разделять их, чтобы помогать в достижении поставленных целей.
Например, принципы нашей компании:
- Содействие коммерческой деятельности имеет наивысший приоритет
- Прежде чем сказать, что решить вопрос невозможно — попробуй три разных способа решения
- Информирование о проблеме предпочтительнее сопровождать вариантами ее решения
- Лучше сказать о невыполнении договоренностей по срокам, чем сорвать сроки и подвести команду/клиента
- Предлагать и делать позитивные изменения ценнее, чем критиковать и бездействовать
Также важно осветить такие моменты, как график и формат работы, особенности онбординга (кто его будет проводить и в какие сроки), оплата труда, дополнительные бонусы, возможности для развития и прочее.
Шаг 3. Требования к исполнителю: характеристики, необходимые кандидату для успешного выполнения работы.
При формировании команды оптимально не только обсудить со специалистом обязанности и задачи, но и предоставить их в письменном виде. Это поможет максимально прозрачно управлять его ожиданиями, сформировать требования на начальном этапе и адаптировать их под новые задачи.
Все требования можно разделить на следующие группы и заполнять при необходимости:
- Квалификация: наличие необходимой для выполнения работы профессиональной квалификации, например, наличие сертификата, высшего образования, владение иностранным языком и др.
- Технические навыки и знания: любые технические навыки и уникальные знания, необходимые для выполнения работы, например, владение определенным стеком, умение работать с базами данных и др.
- Личные качества: целый спектр качеств, среди которых, как правило, идут навыки межличностных коммуникаций и обучаемость
- Требуемый опыт: опыт в годах и на конкретных проектах
- Организационные требования: особые требования, относящиеся к категории соответствия человека и организации, например, умение работать в команде, под руководством заказчика
- Особые требования, важные для должности: любые конкретные требования, относящиеся к должности; например, кандидат должен быть готов периодически работать по субботам или выезжать в командировки
В списке необходимо отметить, какие требования являются обязательными, а какие будут желаемыми, но не критичными при подборе команды.
Зачастую компания ищет специалиста с конкретным уровнем знаний (грейдом) — junior, middle или senior. Однако, подход к оценке уровня у каждой компании свой. Тем более, специалист может обладать огромным опытом работы с API на веб-проектах, но иметь меньше навыков в узких областях, например, в мобильной разработке. Мы советуем исходить из задач, которые требуется решать на проекте.
Рассмотрим на примере требований к QA-специалисту, который подключался к разработке интернет-магазина. Проект разрабатывали с нуля на коробочном решении Bitrix с использованием стека PHP, JavaScript. Планировали стартовать с MVP-версии (минимально жизнеспособный продукт), провести интеграции и далее развивать продукт, исходя из бизнес-задач. Ниже — список требований к QA-специалисту. Критерии разделены на обязательные и желательные.
Требуемый опыт: от 6 месяцев
Технические навыки:
- Опыт тестирования web — приложений (обязательный)
- Опыт разработки тестовой документации (обязательный)
- Опыт работы с требованиям (обязательный)
- Опыт тестирования API с помощью инструментов Postman, swagger (обязательный)
- Опыт работы с инструментом DevTools (обязательный)
- Опыт проведения функционального, регрессионного и smoke-тестирования (обязательный)
Знания:
- Знание базы тестирования, виды, уровни тестирования и прочее (обязательный)
- Знание клиент-серверного взаимодействия (обязательный)
- Опыт работы с crm системами (желаемый) — на начальном этапе в проекте еще не было CRM. При необходимости специалист может изучить доступные обучающие материалы.
- Знание особенностей коробочного решения bitrix (обязательный)
Личные качества:
- Самостоятельность (обязательный)
- Опыт работы в команде (желаемый)
- Опыт проведения демо продукта/навык проведения презентаций (желаемый)
Организационные требования:
- Удаленный формат работы
- Гибкий график
- Обучаемость (обязательный)
- Проактивность (обязательный)
Этап 2 — подбор специалиста
Мы рассмотрим лишь часть процесса — ситуации, когда у руководителя есть предварительно подобранные кандидаты, и ему нужно принять решение о дальнейшей работе.
Когда вы знаете, какие задачи будет решать специалист, какими навыками он должен обладать и что из этого является важным для компании и проекта, можно перейти ко второму этапу — подбору специалистов.
Вот основные инструменты, которые помогают руководителю подобрать сотрудника в команду:
- Интервью.
- Тесты и пробная работа (тестовое задание, разовая задача).
- Рекомендации.
Неважно, на каком этапе вы подбираете специалиста в команду, на самом старте проекта, при расширении или вам дали руководство уже сформированной командой. В любом случае необходимо познакомиться с каждым и понять, подходит ли сотрудник для решения поставленных задач.
Тестовое задание, разовая задача, тест — инструменты, которые позволяют быстро понять, как кандидат будет выполнять работу, какими техническими навыками он обладает и как умеет применять их на практике. Задания должны быть четко продуманы и опробованы на подходящем по уровню кандидате. Также должны быть четкие критерии оценки, понятные обеим сторонам.
Минус данного инструмента в том, что он не дает возможность оценить поведение специалиста при выполнении другой задачи. Сами кандидаты зачастую тоже не очень любят выполнять такие задания, но это поможет отсеять тех, кто не заинтересован в дальнейшей совместной работе.
Отдельное внимание стоит уделить рекомендациям — отзывам других специалистов, непосредственного руководителя или других авторитетных людей. Плюсы — в том, это недорогой способ, так как не тратится время на проведение технического собеседования и проверку тестового задания.
Важный момент, на который стоит обратить внимание, — человек, который дал рекомендацию, должен сам соответствовать вашим критериям.
Самый распространенный инструмент отбора специалиста — это интервью. Его цель — собрать как можно информации о кандидате, выяснить, как он представляет себе работу в предлагаемой роли, и определить потенциал для решения будущих задач. Плюс — вы можете лично (онлайн или офлайн) видеть специалиста, задавать не только технические, но и ситуационные вопросы. Минус — это очень трудозатратно.
Процесс проведения интервью обязательно должен быть структурированным и проходить в дружеской комфортной обстановке. Основные этапы интервью
- Сбор информации (70% времени) в соответствии со сформированными требованиями.
- Проверка соответствия навыков и ценностей кандидата и организации через самопрезентацию и ответы на вопросы.
При сборе информации важным навыком является умение задавать правильные вопросы, причем для всех кандидатов вопросы должны быть примерно одинаковые, чтобы можно было провести сравнительную оценку.
Хороший тон — сначала предоставить кандидату возможность рассказать о своем опыте, провести самопрезентацию, а потом плавно перейти к блоку с вопросами, которые помогут оценить, насколько навыки специалиста подходят под ваши задачи. Здесь можно использовать как открытые, так и ситуационные вопросы.
Например, вопросы, которые помогут выявить мотиваторы специалиста:
- Опишите рабочую ситуацию, о которой вам наиболее приятно вспоминать.
- Что вам больше всего нравится в работе QA-специалиста?
Вопросы, которые помогут проверить способность специалиста к самообучению:
- В вашем проекте есть технология, с которой вы не работали раньше. Ваши действия?
- Как проходил онбординг на последнем вашем проекте?
Вопросы, которые нацелены на проверку проактивности и ответственности:
- Вы пришли в действующий проект, команда которого сформирована. Вы понимаете, что процессы нуждаются в оптимизации. Ваши действия?
- Какие личностные качества помогут вам стать отличным QA-специалистом?
Это лишь несколько примеров дополнительных вопросов. Еще раз подчеркну, что их важно подготовить заранее, исходя из тех задач, которые специалист будет решать на проекте.
- Ответы на вопросы кандидата, предоставление дополнительной информации об условиях работы.
- Оценка полученной информации.
- Предоставление обратной связи.
Поздравляю! Вы нашли нужных специалистов в команду. Но на этом работа руководителя не завершается. Даже самая идеально подобранная команда может развалиться либо не достигнуть поставленных целей, если ей неправильно управлять. Во взаимодействии с командой руководителю помогает управление конфликтами, сбор и предоставление обратной связи, активное слушание (разговоры один на один) и мотивация специалиста. О каждом из них можно подготовить отдельную статью. Своим опытом коммуникаций руководителей и команды мы делились здесь.
Подводя итоги, хочется еще раз зафиксировать основные моменты:
- Прежде чем подбирать команду, необходимо знать, какие цели и задачи вы будете ставить перед ней.
- Важно подготовить правильные вопросы, которые помогут выявить необходимых специалистов.
- Команда становится эффективной, если сотрудник подходит под те задачи, которые важны для бизнеса.
- Специалист должен соответствовать не только должности, но и ценностям компании.
- В условиях нехватки экспертов для вашей команды всегда можно обратиться за помощью к компаниям, которые предоставляют услуги аутсорса или аутстаффа.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети