РБК Компании

Почему владелец именного бизнеса не должен бояться инициативы подчиненных

От ошибок не застрахован никто, но готовность руководителя идти на предложенный риск может стать лучшей мотивацией для профессионального роста сотрудников
Почему владелец именного бизнеса не должен бояться инициативы подчиненных
Владимир Баженов
Владимир Баженов
Основатель компании «Мебель братьев Баженовых»

Эксперт с 30-летним опытом в сфере производства мебели, розничных и оптовых продаж

Подробнее про эксперта

Однажды мне попался на глаза корпоративный плакат одной всемирно известной фирмы. На фото с десяток гребцов идут на узеньком каноэ по бурной реке. И слоган: «Мы все в одной лодке». Фирма, 120 лет носившая имя своего основателя, таким образом решила напомнить сотрудникам о главном принципе, заложенном еще в XIX в.

«Мы все в одной лодке!» — эти слова я хорошо запомнил. Они максимально емко отражают суть, смысл, идеологию именного бренда. Ты, основатель, владелец и управляющий своей компании, всегда в одной лодке с теми, кого ты взял с собой в путь. Среди этих людей нет ни одного «незначительного» или «второстепенного». Значит, и бренд компании не может быть персонально твоим. Он обречен быть общим. Если ты этого не понимаешь, твое каноэ обречено на катастрофу в бурной реке бизнеса. А вот отвечать за крушение будешь персонально ты — своим именем и репутацией.

Да, любое производство — всегда командный труд. И образ общей лодки, возможно, универсален для любой компании. Но все определяет уровень взаимной ответственности и отношений между капитаном и гребцами. В первую очередь, персонально ты, создатель именного бренда, отвечаешь за каждого члена своей команды. Но в этом и главное преимущество перед другими командами, особенно если они скрываются под безликими, ни о чем не говорящими названиями, которых всегда великое множество.

Меня, бывает, спрашивают: «Как вам удается мотивировать свой коллектив так, что у каждого глаза горят?» Я просто делаю все возможное, чтобы каждый сотрудник нашей компании полностью состоялся. Я заинтересован раскрыть все его лучшие профессиональные, деловые и человеческие качества, чтоб в итоге они тоже составили… именной бренд работника, стали неотъемлемой частью имени всей компании.

Мне иногда возражают: «Но ведь это риск! Не боитесь, что воспитанный вами сотрудник уйдет к конкурентам?» Не боюсь! Опыт и история нашей компании — тому подтверждение. Конструкторы мебели, сборщики, управленцы… На самых разных должностях у нас работает множество людей, которые пришли сюда 20-30 лет назад, еще в годы основания и становления фирмы. Причем многие по-прежнему занимают те же должности, что и в самом начале. Но при этом все профессионально и личностно состоялись. Потому что развивались вместе с компанией.

Парадоксально, но во главе угла твоего именного бренда стоит не слово «я», а слово «мы» … Но тут все просто: когда растет компания, растет значение и каждой конкретной должности, и сотрудника, ее занимающего. Растут значимость человека и уважение коллег. Помните незабвенного Георгия Ивановича из фильма «Москва слезам не верит»? Ну и что ж, что он всю жизнь проработал слесарем, если без него даже академики как без рук!? Для нашей компании это точный пример.

Все остальное — здравый смысл: зачем человеку уходить в другое место, если он занимает свое? И ценность этого места во всех отношениях на порядок выше, чем у конкурентов. Да и в чужой «лодке» еще нужно найти себя, состояться. Удастся ли? Вопрос… Поэтому наши профессионалы уходить не спешат, хотя за ними откровенно охотятся.

Да, любая компания, любой бренд без преданных делу людей — ничто, пустой звук. Но когда ты, собственник и руководитель, свою компанию создавал с нуля и когда она носит твое имя, это понимание очевидно. А ответственность в итоге становится взаимной.

Недавно сотрудник, отвечающий у нас за качество продукции, предложил: «Пришло время расширить гарантию на нашу мебель до 24 месяцев. Соблюдение технологической дисциплины на производстве, входной контроль качества комплектующих и работа с поставщиками позволяют это сделать. Я отвечаю за свои слова и проработал предложение детально».

Часто ли руководители предприятий сталкиваются с подобной инициативой подчиненных, безусловно работающей на репутацию компании? Нет! Должен ли я — и в данном конкретном случае, и в любом подобном — поощрять инициативы? Обязательно! Инициатива — это движение вперед и вверх. Инициатива — один из самых важных предохранителей от стагнации.

Еще пример. Директор нашего торгового дома (а мы сделали это подразделение абсолютно самостоятельным, предоставив ему большую свободу маневра) констатировала: «Я взяла в штат бизнес-тренера. Он будет работать не только с нашими сотрудниками, но и с персоналом наших дилеров». Все верно: стандарты работы должны быть: а) высокими; б) едиными для всех. В этом смысл: ведь мы все — производственники, управленцы, дилеры — в одной лодке. Выгодно ли это предложение конкретно мне, создателю и владельцу именного бизнеса? Да. Но безусловно и то, что результат этой инициативы будет в итоге работать на всех.

При этом руководитель всегда обязан помнить, что люди не роботы. И что любая инициатива, даже скрупулезно просчитанная, все равно таит риски и возможные ошибки. От них никто никогда не застрахован.

Просчеты подчиненных надо уметь прощать. Главное, из ошибок нужно уметь делать выводы. Ведь в ошибке твоего подчиненного есть и доля твоей вины. Возможно, ты нечетко сформулировал задачу. Возможно, проверяя выкладки, сам допустил просчет. В этом подходе не только милосердие, но и здравый смысл, логика. Ведь, выгнав за ошибку одного человека и взяв на его место другого, ты совершенно не застрахован от того, что новый не совершит ошибок. Тем более, ты не имеешь права разбрасываться преданными делу людьми.

Поэтому, кстати, в работе нашей компании я не вижу смысла в системе штрафов и наказаний. Их нет. Наказание может заключаться только в отсутствии поощрений. Вообще систему мотивации сотрудников мы стараемся выстраивать так, чтобы люди работали от показателей. Будет рост показателей? Будет и мотивация. Поднимешься ты, в том числе, и по карьерной лестнице.

Только важно никогда не разделять материальную и моральную составляющие. Человек должен понимать, что выпавший ему шанс вырасти дает возможность максимальной самореализации. Не просто в профессии — в жизни.

Индикатор этого понимания — глаза твоего подчиненного. Если они после сделанного тобою предложения загораются, если в них появляется не передаваемый никакими словами блеск ожидания новизны, значит, ты не ошибся в выборе. Человек готов учиться и идти вперед. Наверное, поэтому грамотно организованную работу именного бренда можно сравнить с экосистемой, в которой важны взаимосвязи всех ее составляющих...

Есть еще одно правило, которого я, руководитель, стараюсь придерживаться: ни в коем случае нельзя отгораживаться от коллектива, особенно от производства уютными стенами административного корпуса. Важно не стать «белым воротничком», которому зазорно пройти по собственному предприятию и посмотреть, как работают люди, поговорить с ними, и не только о работе. Это ведь твоя команда. Ты обязан знать, чем живет каждый.

Возможно, несколько старомодный подход, времен еще Генри Форда. Ну и что? Этот подход гораздо более эффективен, чем ситуации, когда топ-менеджеры сидят подчас за сотни километров от своего предприятия и информацией владеют только из переписки. А в правоте Генри Форда мы убеждаемся каждый день десятки раз. Старейший в мире именной бренд…

Живое общение с людьми не заменит никакой новомодный мессенджер. Это особенно хорошо понимаешь, когда сам принимаешь участие в разработке новых моделей мебели и на экспериментальном участке проводишь времени больше, чем в своем кабинете. Подчиненные знают: создание новых моделей я не отдаю никому. Это моя персональная зона ответственности. И если возможна ошибка, то она будет исключительно моей.

Да, бывает, спорим с инженерами до хрипоты. Страдает ли от этого моя репутация собственника и управленца? Ни минуты! Наоборот, поиск решений всегда идет только на пользу делу, а даже самые отчаянные спорщики больше всего на свете не хотят подвести своего капитана.

30 лет назад, заходя в бурную реку мебельного бизнеса, мы с ними и договорились об этом: лодку ведет только капитан. При этом задача каждого из гребцов — честно делать свое дело.

Казалось бы, все это прописные истины. Но именно личный бренд стал одним из важнейших пунктов стратегического долгосрочного плана развития нашей компании. И, видимо, моим персональным планом развития. Далось мучительно. Но я пришел к этому осознанно. И, что самое интересное, опытным путем. Сам, без подсказок.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.09.2014
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область Г. КИРОВ УЛ. МОСКОВСКАЯ Д. 181 ПОМЕЩ. 1006
ОГРН 1144345022546
ИНН / КПП 4345396664 434501001
Среднесписочная численность4 сотрудника

Контакты

Телефон +79091313888

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия